Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 28 апреля 2010 г. N 83-Г10-2
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе представителя У.О.И., С.О.В., К.В.А. - С.В.О. на решение Брянского областного суда от 9 февраля 2010 года, которым отказано в удовлетворении заявлений У.О.И., С.О.В., К.В.А. о признании недействующим постановления Администрации Брянской области от 20 января 2003 года N 30 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений" в части утверждения удельных показателей кадастровой стоимости одного квадратного метра земли в г. Новозыбкове Брянской области в кадастровых кварталах 32:31:150601, 32:31:080315, 32:31:010326.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации А.В.И., объяснения представителя Администрации Брянской области Л.Е.А., возражавшей против доводов кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации З.Э.С., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
20 января 2003 года Администрация Брянской области приняла постановление N 30 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений". В связи с уточнением кадастровых номеров кадастровых кварталов в населенных пунктах администрацией Брянской области принято постановление от 17 августа 2007 года N 663 "О внесении изменений в постановление администрации Брянской области от 20 января 2003 года N 30 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений".
С.О.В. обратился в Брянский областной суд с заявлением о признании недействующим постановления Администрации Брянской области от 20 января 2003 года N 30 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений" в части утверждения удельных показателей кадастровой стоимости одного квадратного метра земли в городе Новозыбково Брянской области, в кадастровом квартале 150601 (15 0006 001) по землям под административно-управленческими и общественными объектами в размере 576 рублей за квадратный метр.
К.В.А. обратился в Брянский областной суд с заявлением о признании недействующим того же постановления в части утверждения удельного показателя кадастровой стоимости одного квадратного метра земли в городе Новозыбково Брянской области, в кадастровом квартале 080315 (8 003 015) по землям учреждений и организаций народного образования в размере 774 рублей за квадратный метр.
У.О.И. обратился в Брянский областной суд с заявлением о признании недействующим указанного постановления администрации области N 30 в части утверждения удельного показателя кадастровой стоимости одного квадратного метра земли в городе Новозыбково Брянской области, в кадастровом квартале 010326 (1 003 026) по землям под административно-управленческими и общественными объектами в размере 1550 рублей за квадратный метр.
В обоснование заявленных требований заявители указали, что удельные показатели кадастровой стоимости их земельных участков являются завышенными. При утверждении кадастровой оценки земельных участков в нарушение требований постановления Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года N 316, Методики государственной кадастровой оценки земель, утвержденной приказом Федеральной службы земельного кадастра Российской Федерации от 17 октября 2002 года N П/337 не была собрана достаточная и достоверная информация о рыночных ценах на земельные участки, что привело к необоснованному завышению кадастровой стоимости спорных земельных участков и свидетельствует о нарушении процедуры проведения кадастровой оценки без учета их рыночной стоимости.
Определением Брянского областного суда от 25 января 2010 года, указанные заявления объединены в одно производство.
Решением Брянского областного суда от 9 февраля 2010 года в удовлетворении заявлений У.О.И., С.О.В., К.В.А. отказано.
В кассационной жалобе представитель У.О.И., С.О.В., К.В.А. - С.В.О. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, приходит к следующему.
Согласно пунктам "в" и "к" части 1 статьи 72, частей 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Принимаемые по ним законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральному законодательству.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года N 316 (с последующими изменениями) утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (пункт 4).
Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (пункт 5).
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10).
Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (пункт 11).
В целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 25 августа 1999 года N 945 "О государственной кадастровой оценке земель" и в соответствии с Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года N 316 разработана Методика государственной кадастровой оценки земель поселений, утвержденная приказом Росземкадастра от 17 октября 2002 года N П/337 (далее - Методика), которая позволяет определить удельные показатели кадастровой стоимости земель в целом и кадастровых кварталов в составе поселений по видам функционального использования земель и основана на статистическом анализе рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости.
Рассматривая настоящее дело, суд, проанализировав положения действующих федеральных нормативных правовых актов, оценив собранные по делу доказательства, пришел к обоснованному выводу о соответствии оспариваемого постановления администрации области требованиям федерального законодательства.
Как установлено судом, кадастровая оценка земель поселений Брянской области, и в частности города Новозыбкова проведена с применением специального программного обеспечения государственной кадастровой оценки земель поселений, в соответствии с указанной выше Методикой на основании собранной для статистического анализа информации.
Расчеты по удельному показателю кадастровой стоимости земли проводились одновременно в целом по всем кадастровым кварталам города Новозыбкова на основании определенных по Методике оценочных факторов, с использованием установленных ею статистической и экспертно-аналитической составляющих и применением коэффициентов относительной ценности каждого кадастрового квартала, базового показателя стоимости земли по видам функционального использования и коэффициентов перехода от одного вида использования к другому, определенных с учетом экспертных оценок.
Техническая экспертиза базы данных результатов оценки была проведена в ФКЦ "Земля" (г. Москва), по результатам которой Федеральная служба земельного кадастра России (Росземкадастр) выдала заключение от 15 декабря 2002 года N СС/1159 результатов государственной кадастровой оценки земель поселений в Брянской области.
То обстоятельство, что кадастровая стоимость земельных участков заявителей значительно превышает его рыночную стоимость, само по себе о недостоверности результатов проведенной в отношении земель поселений Брянской области кадастровой оценки свидетельствовать не может, поскольку действующее законодательство не содержит каких-либо положений, устанавливающих обязательность совпадения значений положений, устанавливающих обязательность совпадения значений рыночной и кадастровой стоимости земельного участка.
При таких обстоятельствах судом постановлено правильное решение об отказе в удовлетворении требований заявителей.
Доводы кассационной жалобы основаны на ошибочном толковании заявителями норм материального права и установленных по делу обстоятельств, в связи с чем основанием к отмене судебного решения служить не могут.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Брянского областного суда от 9 февраля 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя У.О.И., С.О.В., К.В.А. - С.В.О. - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 28 апреля 2010 г. N 83-Г10-2
Текст определения размещен на сайте Верховного Суда РФ в Internet (http://www.supcourt.ru)