Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 17 февраля 2010 г. N 53-Г09-32
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Правительства Красноярского края на решение Красноярского краевого суда от 26 ноября 2009 года, которым признаны противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению со дня принятия пункт 2 приложения N 1 и пункт 2 приложения N 2 к Методическим рекомендациям по оформлению трудовых отношений врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами), медицинскими сестрами участковыми врачей-терапевтов участковых, медицинскими сестрами участковыми врачей-педиатров участковых, медицинскими сестрами врачей общей практики (семейных врачей) в связи с оказанием дополнительной медицинской помощи, утверждённым приказом министерства здравоохранения Красноярского края от 20 февраля 2009 года N 79-ОРГ, в части, не предусматривающей применение установленного постановлениями администрации Красноярского края от 21 августа 1992 года N 311-п и от 13 ноября 1992 года N 393-п повышенного районного коэффициента 1,3 при осуществлении медицинским работникам выплат стимулирующего характера.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации К.О.А., объяснения представителя министерства здравоохранения Красноярского края Д.Ю.Н., поддержавшего доводы кассационной жалобы Правительства Красноярского края, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации С.Н.Я., полагавшей, что решение суда отмене не подлежит, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
приказом министерства здравоохранения Красноярского края от 20 февраля 2009 года N 79-ОРГ утверждены Методические рекомендации по оформлению трудовых отношений врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами), медицинскими сестрами участковыми врачей-терапевтов участковых, медицинскими сестрами участковыми врачей-педиатров участковых, медицинскими сестрами врачей общей практики (семейных врачей) в связи с оказанием дополнительной медицинской помощи.
Приложения N 1 и N 2 к указанным Методическим рекомендациям представляют собой рекомендуемые формы дополнительных соглашений к трудовым договорам, заключаемым с врачом-терапевтом участковым, врачом-педиатром участковым, врачом общей практики (семейным врачом) (приложение N 1), с медицинской сестрой участковой врача-терапевта участкового, медицинской сестрой участковой врача педиатра-участкового, медицинской сестрой врача общей практики (семейного врача) (приложение N 2).
Пункт 2 приложения N 1 предусматривает обязанность работодателя выплачивать работнику надбавку стимулирующего характера к заработной плате в размере 10000 руб. ежемесячно за выполнение дополнительного объема работы, определенного настоящим дополнительным соглашением. Предоставление работнику вышеназванной выплаты стимулирующего характера осуществляется с учетом предоставления установленных трудовым законодательством Российской Федерации гарантий, включая выплату районного коэффициента к заработной плате, установленного решениями органов государственной власти СССР или федеральных органов государственной власти за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, высокогорных, пустынных, безводных и других районах (местностях) с особыми климатическими условиями, процентную надбавку к заработной плате, установленную статьями 315 и 317 Трудового кодекса РФ, за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также за работу в других районах (местностях) с особыми климатическими условиями.
Пунктом 2 приложения N 2 предусмотрена обязанность работодателя ежемесячно выплачивать работнику выплату стимулирующего характера к заработной плате в размере 5000 руб. за выполнение дополнительного объема работы, определенного настоящим дополнительным соглашением. Предоставление работнику вышеназванной выплаты стимулирующего характера осуществляется с учетом предоставления установленных трудовым законодательством Российской Федерации гарантий, включая выплату районного коэффициента к заработной плате, установленного решениями органов государственной власти СССР или федеральных органов государственной власти за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, высокогорных, пустынных, безводных и других районах (местностях) с особыми климатическими условиями, процентную надбавку к заработной плате, установленную статьями 315 и 317 Трудового кодекса РФ, за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также за работу в других районах (местностях) с особыми климатическими условиями.
Прокурор Красноярского края обратился в Красноярский краевой суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению пункта 2 приложения N 1 и пункта 2 приложения N 2 к Методическим рекомендациям в той части, в которой они не предусматривают применение установленного постановлениями администрации Красноярского края от 21 августа 1992 года N 311-п и от 13 ноября 1992 года N 393-п повышенного районного коэффициента 1,3 при осуществлении медицинским работникам выплат стимулирующего характера, полагая, что таковые стимулирующие выплаты должны производиться с учётом повышенного районного коэффициента, установленного в Красноярском крае постановлениями администрации Красноярского края от 21 августа 1992 года N 311-п и от 13 ноября 1992 года N 393-п, как это следует из норм трудового законодательства.
Решением Красноярского краевого суда от 26 ноября 2009 года заявление прокурора удовлетворено.
В кассационной жалобе Правительства Красноярского края ставится вопрос об отмене указанного решения суда как постановленного с нарушением норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не усматривает оснований к отмене решения суда.
Методические рекомендации по оформлению трудовых отношений врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами), медицинскими сестрами участковыми врачей-терапевтов участковых, медицинскими сестрами участковыми врачей-педиатров участковых, медицинскими сестрами врачей общей практики (семейных врачей) в связи с оказанием дополнительной медицинской помощи утверждены приказом министерства здравоохранения Красноярского края от 20 февраля 2009 года N 79-ОРГ, изданным в соответствии с постановлением Правительства Красноярского края от 12 февраля 2009 года N 73-п "О финансовом обеспечении оказания дополнительной медицинской помощи врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами), медицинскими сестрами участковыми врачей-терапевтов участковых, медицинскими сестрами участковыми врачей-педиатров участковых, медицинскими сестрами врачей общей практики (семейных врачей)", которое, в свою очередь, принято в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 года N 1087 "О предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение оказания дополнительной медицинской помощи, оказываемой врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами), медицинскими сестрами участковыми врачей терапевтов-участковых, медицинскими сестрами участковыми врачей-педиатров участковых, медицинскими сестрами врачей общей практики (семейных врачей)".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 года N 1087 утверждены Правила предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение оказания дополнительной медицинской помощи, оказываемой врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами), медицинскими сестрами участковыми врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых и медицинскими сестрами врачей общей практики (семейных врачей).
Пунктом 2 названных Правил предусмотрено, что средства, предоставляемые в виде субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации, направляются на осуществление софинансирования денежных выплат стимулирующего характера врачам-терапевтам участковым, врачам-педиатрам участковым и врачам общей практики (семейным врачам) в размере 10000 руб. в месяц, медицинским сестрам участковым врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых и медицинским сестрам врачей общей практики (семейных врачей) - в размере 5000 руб. в месяц за оказание дополнительной медицинской помощи с учетом предоставления указанным медицинским работникам гарантий, установленных Трудовым кодексом РФ.
Согласно пункту 3 Правил одним из условий предоставления субсидии субъекту Российской Федерации является принятие до 1 апреля текущего финансового года закона или иного нормативного правового акта, определяющего расходные обязательства субъекта Российской Федерации на осуществление денежных выплат, порядок и условия осуществления денежных выплат.
Названные положения Правил согласуются с пунктом 1 статьи 132 Бюджетного кодекса РФ, предусматривающим, что субсидии из федерального бюджета предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
Проанализировав приведенные нормы, суд пришел к правильному выводу о том, что субъект Российской Федерации, участвуя в софинансировании денежных выплат стимулирующего характера медицинским работникам и определяя расходные обязательства на осуществление таковых денежных выплат, не вправе был не учитывать положение пункта 2 Правил, предусматривающее, что выплаты стимулирующего характера медицинским работникам в связи с оказанием дополнительной медицинской помощи осуществляются с учетом гарантий, установленных Трудовым кодексом РФ.
Размер районного коэффициента и порядок его применения устанавливаются Правительством Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе за счет средств бюджета субъектов Российской Федерации устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов (статья 316 Трудового кодекса РФ).
Судом установлено, что постановлениями администрации Красноярского края от 21 августа 1992 года N 311-п и от 13 ноября 1992 года N 393-п на территории отдельных городов и районов Красноярского края установлен повышенный районный коэффициент 1,3.
Несмотря на это, в оспариваемых пунктах приложений N 1 и N 2 к Методическим рекомендациям отсутствует указание на предоставление медицинским работникам выплат стимулирующего характера с учетом применения районного коэффициента 1,3, предусмотренного в Красноярском крае названными выше постановлениями администрации Красноярского края.
При таких данных суд сделал правильный вывод о том, что оспариваемые пункты противоречат федеральному законодательству, поскольку ограничивают гарантии, предусмотренные статьёй 316 Трудового кодекса РФ, а именно: не предусматривают применение районного коэффициента, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Довод кассационной жалобы Правительства Красноярского края о том, что источником выплаты повышенного районного коэффициента, начисляемого на выплату за оказание дополнительной медицинской помощи, является местный бюджет, не может явиться основанием к отмене решения суда. Указанный довод являлся предметом проверки суда и получил его оценку в решении, которую Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит правильной.
Суд обоснованно не согласился с доводами представителей Правительства Красноярского края и министерства здравоохранения Красноярского края о том, что муниципальные образования самостоятельны в принятии решений о применении или неприменении повышенного коэффициента, указав, что из содержания постановлений администрации Красноярского края от 21 августа 1992 года N 311-п и от 13 ноября 1992 года N 393-п следует, что коэффициент 1,3 введен на территории городов и районов края с указанием перечня этих городов и районов, поэтому для их применения отсутствует необходимость принятия решения органами местного самоуправления.
Не усматривая оснований к отмене решения суда по доводам кассационной жалобы, руководствуясь статьями 360, 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Красноярского краевого суда от 26 ноября 2009 года оставить без изменения, кассационную жалобу Правительства Красноярского края - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 17 февраля 2010 г. N 53-Г09-32
Текст определения официально опубликован не был