Решение Верховного Суда РФ от 2 февраля 2010 г. N ГКПИ09-1540
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 13 апреля 2010 г. N КАС10-170 настоящее решение оставлено без изменения
Верховный Суд Российской Федерации
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению П.И.Ю. о признании недействующими абзацев первого, третьего пункта 18 Положения о федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов и единой информационной системе по техническому регулированию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2003 г. N 500, установил:
постановлением Правительства Российской Федерации утверждено Положение о федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов и единой информационной системе по техническому регулированию (далее - Положение). Постановление опубликовано в "Российской газете", N 166, 22 августа 2003 г., "Собрании законодательства Российской Федерации", 25 августа 2003 г., N 34, ст. 3367.
Пунктом 18 Положения установлено, что федеральным органам законодательной и исполнительной власти, а также судебным органам продукция и услуги, указанные в подпункте "г" пункта 15 данного Положения, предоставляются бесплатно, другим органам и лицам - за плату, размер которой устанавливается Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии с учетом положений договоров с международными (региональными) и зарубежными организациями по стандартизации о предоставлении прав на распространение документов по стандартизации (абзац первый). Плата за указанные продукцию и услуги, за исключением оплаты доставки, одинакова для отечественных и зарубежных потребителей (абзац второй).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "абзац второй" имеется в виду "абзац третий"
П.И.Ю. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими абзацев первого и третьего пункта 18 Положения, ссылаясь на то, что установленная данными положениями плата за продукцию и услуги, указанные в подпункте "г" пункта 15 Положения, нарушает его право свободно искать и получать информацию любым законным способом в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", а также его право, закрепленное частью 4 статьи 8 данного Закона, согласно которой не может быть ограничен доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, пунктом 1 части 8 статьи 8 Закона, в соответствии с которым информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещенная такими органами в информационно-телекоммуникационных сетях предоставляется бесплатно, и противоречат пункту 1 статьи 21, частям 1, 2 статьи 22 Федерального закона от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления". Плата за предоставление информации по своей правовой природе является сбором, устанавливать который Правительство Российской Федерации не вправе.
Федеральный информационный фонд технических регламентов, по его мнению, является государственной информационной системой, предназначенной для предоставления гражданам информации, и доступ к ней не может быть ограничен. Содержащаяся в подпункте "г" пункта 15 Положения информация относится к деятельности государственных органов и поэтому также должна предоставляться гражданам бесплатно (как в электронном, так и в бумажном виде). И, кроме того, размер платы не должен превышать размеры расходов, необходимых для изготовления копий документов и их пересылки почтой.
Заявитель в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом.
Представитель П.И.Ю. Н.Д.Н. в судебном заседании поддержала заявленные требования, просила об их удовлетворении и дополнительно пояснила, что заявитель имеет возможность получать информацию в сети интернет, но т.к. документы в сети выложены в неудобном для пользователя формате, он желает получить ее на бумажном носителе.
Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Федеральному агентству по техническому регулированию и метрологии (поручение 22 января 2010 г. N ИШ-П7-290).
В суде представитель заинтересованного лица К.Е.А. возражала против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на то, что оспариваемое Положение издано Правительством Российской Федерации в пределах предоставленных полномочий, оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют закону и прав заявителя не нарушают.
Выслушав объяснения представителей заявителя, Правительства Российской Федерации, исследовав материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Ф.А.В., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно статье 44 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" технические регламенты, документы национальной системы стандартизации, международные стандарты, правила стандартизации, нормы стандартизации и рекомендации по стандартизации, национальные стандарты других государств и информация о международных договорах в области стандартизации и подтверждения соответствия и о правилах их применения составляют Федеральный информационный фонд технических регламентов и стандартов; федеральный информационный фонд технических регламентов и стандартов является государственным информационным ресурсом; порядок создания и ведения Федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов, а также правила пользования этим фондом устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 1). В Российской Федерации в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации, создается и функционирует единая информационная система, предназначенная для обеспечения заинтересованных лиц информацией о документах, входящих в состав Федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов; заинтересованным лицам обеспечивается свободный доступ к создаваемым информационным ресурсам, за исключением случаев, если в интересах сохранения государственной, служебной или коммерческой тайны такой доступ должен быть ограничен (пункт 2).
Во исполнение указанного нормативного положения Правительство Российской Федерации утвердило Положение о федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов и единой информационной системе по техническому регулированию, которое устанавливает порядок создания и ведения федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов, правила пользования им, а также порядок создания и функционирования единой информационной системы по техническому регулированию, предназначенной для обеспечения информацией о технических регламентах, стандартах и других документах по техническому регулированию (пункт 1).
Подпунктом "г" пункта 15 Положения установлено, что единая информационная система по техническому регулированию обеспечивает предоставление следующих видов продукции и услуг: информация о документах (об их наличии, сроках действия, внесенных изменениях, пересмотре, замене и отмене), разработчиках и утвердивших их органах; документы и копии документов на бумажном носителе и в электронно-цифровой форме; информационная продукция и услуги, создаваемые на основе документов федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов.
Довод заявителя о том, что установленные подпунктом "г" пункта 15 Положения виды продукции и услуг, относятся к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, которая размещается в сети Интернет и предоставляется пользователю бесплатно, нельзя признать обоснованным.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ граждане (физические лица) и организации (юридические лица) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных данным Федеральным законом и другими федеральными законами (часть 1); гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы (часть 2); предоставляется бесплатно информация: о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещенная такими органами в информационно-телекоммуникационных сетях; затрагивающая права и установленные законодательством Российской Федерации обязанности заинтересованного лица; иная установленная законом информация (пункты 1, 2, 3 части 8); установление платы за предоставление государственным органом или органом местного самоуправления информации о своей деятельности возможно только в случаях и на условиях, которые установлены федеральными законами (часть 9).
По смыслу приведенных норм информация предоставляется за плату, за исключением случаев, перечисленных в части 8 статьи 8 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ.
Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ также не устанавливает право на бесплатное получение информации, за исключением случаев предоставления документов в области стандартизации безвозмездно по требованию органов государственной власти или по запросу суда (пункт 9 статьи 44).
В силу статьи 21 Федерального закона от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ пользователю информацией предоставляется на бесплатной основе информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления: предоставляемая в устной форме; размещаемая государственным органом, органом местного самоуправления в сети Интернет, а также в отведенных для размещения информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления местах; затрагивающая права и установленные законодательством Российской Федерации обязанности заинтересованного пользователя информацией; иная установленная законом информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также иная установленная муниципальными правовыми актами информация о деятельности органов местного самоуправления.
Таким образом, законом предусматривается необходимость оплаты предоставления информации только в случае, если запрашиваемая информация не входит в перечень бесплатной информации.
Состав информации, размещаемой государственными органами, органами местного самоуправления в сети Интернет, определяется соответствующими перечнями информации о деятельности указанных органов. Перечень информации о деятельности федеральных государственных органов, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и подведомственных им федеральных государственных органов утверждается Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 13, часть 4 статьи 14 Федерального закона от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ).
Из приведенных нормативных правовых положений следует, что пользователь вправе требовать предоставления ему на бесплатной основе информации, размещенной Ростехрегулированием в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством Российской Федерации в сети Интернет.
В утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2009 г. N 953 Перечне информации о деятельности федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и подведомственных им федеральных органов исполнительной власти, размещаемой в сети интернет, отсутствует информация, указанная в подпункте "г" пункта 15 Положения, и, следовательно, эта информация не подлежит предоставлению пользователю на бесплатной основе.
Нельзя признать обоснованными ссылки заявителя на пункт 9 Перечня, в котором указаны акты (постановления, приказы, распоряжения, правила, инструкции, положения и другие акты), изданные федеральным органом исполнительной власти, включая сведения о внесении в них изменений, признании их утратившими силу, а также сведения о государственной регистрации. Пункт 9 содержится в разделе II (Информация о нормотворческой деятельности федерального органа исполнительной власти) и к Ростехрегулированию не может быть применим, поскольку Ростехрегулирование в соответствии с пунктом 7 Положения о нем, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 г. N 294, не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование и, кроме того, стандарты, в том числе и национальные стандарты, не относятся к нормативным правовым актам федерального органа исполнительной власти.
В связи с чем суд не может согласиться с доводом заявителя о том, что любая размещенная в системе Интернет информация должна быть предоставлена по запросу гражданину бесплатно.
Суд также не может согласиться с доводом заявителя о том, что установление платы за предоставление информации нарушает его право свободно искать и получать информацию любым законным способом, поскольку свободно получать информацию не означает получать ее бесплатно.
Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ установлено, что национальный орган Российской Федерации по стандартизации организует официальное опубликование и распространение национальных стандартов, общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации, правил стандартизации, норм и рекомендаций в области стандартизации в печатном издании и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме (статья 14).
В соответствии с Положением об опубликовании национальных стандартов и общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2003 г. N 594, опубликование национальных стандартов и общероссийских классификаторов предусматривает опубликование текстов национальных стандартов и общероссийских классификаторов, внесенных в них изменений, дополнений и поправок, уведомлений об утверждении национальных стандартов, информации о внесении в них изменений, дополнений, поправок, отмене и замене, перечней действующих национальных стандартов, а также национальных стандартов, которые могут на добровольной основе применяться для соблюдения требований технических регламентов, и осуществляется на государственном языке Российской Федерации Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии, в печатных изданиях (книгах, брошюрах, сборниках) и информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (пункты 1, 2, 3).
Пунктом 62 Административного регламента Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии по исполнению государственной функции по учету национальных стандартов, правил стандартизации, норм и рекомендаций в этой области и обеспечению их доступности заинтересованным лицам, утвержденного приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 6 ноября 2008 г. N 266, установлено, что обеспечение на постоянной основе официального опубликования вновь утвержденных национальных стандартов, изменений, дополнений к ним в электронно-цифровой форме на Интернет-портале Федерального агентства в сети Интернет осуществляется в срок не более 30 дней после утверждения национальных стандартов. К официально опубликованным стандартам в электронно-цифровой форме обеспечивается свободный бесплатный доступ на срок, необходимый для ознакомления с ними, - на 1 год.
Федеральным законом от 29 декабря 1994 г. N 77-ФЗ "Об обязательном экземпляре документов" предусмотрено, что производители документов в целях последующего распределения изданий между крупнейшими библиотечно-информационными организациями доставляют через полиграфические организации в день выхода в свет первой партии тиража печатных изданий в Российскую книжную палату 10 обязательных экземпляров стандартов (статья 7).
Из вышеприведенных нормативных правовых положений следует, что граждане и организации могут бесплатно ознакомиться со всеми текстами национальных стандартов как в системе Интернет на соответствующем сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, так и в фондах центральных библиотек страны, определенных приказом Министерства культуры Российской Федерации от 29 сентября 2009 г. N 675 "Об утверждении перечней библиотечно-информационных организаций, получающих обязательный федеральный экземпляр документов".
Довод заявителя о том, что плата за предоставление информации является сбором, устанавливать который Правительство Российской Федерации не вправе, является необоснованным, поскольку плата предусмотренная пунктом 18 Положения по своей правовой природе отличается от сбора, уплачиваемого в соответствии с законодательством о налогах и сборах, т.к. является платой за услуги по предоставлению запрашиваемой информации, а не налоговым платежом, взимаемым за совершение юридически значимых действий (пункт 2 статьи 8 Налогового кодекса Российской Федерации).
Таким образом, абзацы первый и третий пункта 18 Положения не противоречат федеральному законодательству и не нарушают прав и свобод заявителя.
В соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Руководствуясь статьями 194-199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации решил:
заявление П.И.Ю. о признании недействующими абзацев первого, третьего пункта 18 Положения о федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов и единой информационной системе по техническому регулированию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2003 г. N 500, - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 2 февраля 2010 г. N ГКПИ09-1540
Текст решения официально опубликован не был
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 13 апреля 2010 г. N КАС10-170 настоящее решение оставлено без изменения