Положение
о Департаменте федеральной государственной службы занятости населения (территориальном органе Министерства труда и социального развития Российской Федерации по вопросам занятости населения)
(утв. Минтрудом РФ 14 августа 1998 г.)
Приказом Минтруда РФ от 30 ноября 2000 г. N 274 настоящее Положение признано утратившим силу
I. Общие положения
1.1. Департамент федеральной государственной службы занятости населения*(1) является территориальным органом Министерства труда и социального развития Российской Федерации по вопросам занятости населения, создается, реорганизуется и ликвидируется по его распоряжению, согласованному с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
1.2. Департамент является юридическим лицом, осуществляет оперативное управление средствами Государственного фонда занятости населения Российской Федерации (далее - фонд занятости) по территории в пределах утвержденного бюджета. Имеет самостоятельный баланс, расчетный и валютный счета в организациях Центрального банка Российской Федерации (при их отсутствии - в других банковских организациях), печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и своим полным наименованием, а также соответствующие печати и штампы (п.14 "Положения о федеральной государственной службе занятости населения", утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 8 июня 1993 N 5131-1)*(2).
1.3. В структуру Департамента на правах филиалов входят городские и районные отделы занятости населения, расположенные на территории субъекта Российской Федерации.
Департамент наделяет свои филиалы необходимыми функциями, полномочиями и имуществом. Открытие (закрытие) текущих (расчетных) счетов филиалов в организациях Центрального банка Российской Федерации (при их отсутствии - в других банковских организациях), осуществляется в установленном порядке.
1.4. Департамент координирует свою деятельность с деятельностью органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления и в рамках Координационного комитета содействия занятости населения субъекта Российской Федерации взаимодействует с профессиональными союзами, иными представительными органами работников, работодателей и другими заинтересованными государственными организациями, общественными объединениями, представляющими интересы граждан, особо нуждающихся в социальной защите.
1.5. Департамент в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Минтруда России, настоящим Положением, а также решениями органов государственной власти субъекта Российской Федерации, принятыми в пределах их компетенции.
II. Основные цели и задачи
Департамент совместно с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления (в пределах их компетенции) осуществляет разработку и обеспечивает реализацию государственной политики занятости населения с учетом экономических и социальных особенностей субъекта Российской Федерации.
Основными задачами Департамента являются:
разработка и финансирование территориальной программы содействия занятости населения на основе прогнозов рынка труда, экономического и социального развития;
определение основных направлений развития и совершенствования профессиональной ориентации, профессионального обучения и психологической поддержки безработных граждан в субъекте Российской Федерации;
организация работы по содействию занятости населения в городах и районах соответствующего субъекта Российской Федерации, реализация целевых программ по содействию занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;
осуществление социальных выплат безработным гражданам в виде пособия по безработице, стипендии в период обучения по направлению органов службы занятости, а также оказание психологической, материальной и иной помощи безработным гражданам и членам их семей, находящихся на их содержании (Федеральный закон от 20.04.96 N 36-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации")*(3).
III. Основные направления деятельности
3.1. Основными направлениями деятельности Департамента являются:
анализ ситуации на территориальном рынке труда и выработка мер по предупреждению или сокращению негативных социально-экономических последствий массового высвобождения работников;
формирование проекта бюджета фонда занятости субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями, установленными федеральным законодательством и иными нормативными правовыми актами, постановлениями и приказами Минтруда России;
распределение и использование средств фонда занятости на реализацию основных задач и направлений деятельности в соответствии с утвержденными нормативными правовыми актами;
осуществление мероприятий по сбору страховых взносов в фонд занятости, включая работу по реструктуризации задолженности по отчислениям в фонд занятости;
организация работы по приему безработных граждан, их регистрации в целях оказания им содействия в трудоустройстве, признанию их безработными, назначению, выплате пособий по безработице, стипендий в период обучения по направлению органов службы занятости, оказанию материальной и иной помощи безработным гражданам и членам их семей, находящихся на их содержании, и снятию их с регистрационного учета в соответствии с установленным порядком;
обеспечение государственных гарантий гражданам, признанным в установленном порядке безработными;
организация профессиональной ориентации безработных граждан и незанятого населения;
организация работы городских и районных отделов занятости населения по выполнению федеральных, межрегиональных, территориальных, городских и районных программ содействия занятости населения;
организация профессионального обучения, переподготовки, повышения квалификации и стажировки работников Департамента и его филиалов, организационное руководство деятельностью учебных центров службы занятости на территории субъекта Российской Федерации;
определение основных направлений профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан с учетом потребностей рынка труда и сложившегося рынка рабочей силы, формирование или использование имеющейся учебно-производственной базы для реализации указанных целей;
заключение договоров с образовательными учреждениями на профессиональное обучение безработных граждан;
изучение, обобщение и распространение отечественного и международного опыта в области занятости;
содействие в опережающем профессиональном обучении высвобождаемых работников;
См. Порядок работы территориальных органов Минтруда РФ по вопросам занятости населения по содействию работодателям в опережающем профессиональном обучении граждан, высвобождаемых из организаций, в целях обеспечения их занятости, утвержденный постановлением Минтруда РФ от 17 февраля 2000 г. N 18
содействие в развитии и поддержке малого бизнеса, организации предпринимательской деятельности и самостоятельной занятости, возрождении народных промыслов и прикладного искусства;
создание территориальных банков данных о вакансиях рабочих мест, а также о наличии свободных учебных мест по необходимым профессиям и специальностям;
осуществление специальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;
содействие работодателям в подборе необходимых работников;
подготовка и внесение в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления предложений по предупреждению массового высвобождения работников;
подготовка и внесение в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления предложений по организации и проведению в целях обеспечения временной занятости населения оплачиваемых общественных работ, организация временной занятости безработных граждан, включая участие этих граждан в оплачиваемых общественных работах;
участие в межтерриториальном перераспределении трудовых ресурсов совместно с заинтересованными организациями;
выполнение мероприятий по мобилизационной подготовке и гражданской обороне, предусмотренных законодательством Российской Федерации (Федеральные законы от 26.02.97 N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации"*(4) и от 12.02.98 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне")*(5);
организация связей с общественностью и средствами массовой информации;
контроль за исполнением работодателями независимо от форм собственности законов и других нормативных правовых актов по вопросам, входящим в компетенцию органов службы занятости;
внедрение и контроль за эксплуатацией автоматизированных информационных систем в городских и районных отделах занятости населения, создание единой информационной системы в субъекте Российской Федерации;
организационно-методическое взаимодействие с негосударственными организациями, оказывающими платные услуги, связанными с трудоустройством, профессиональной подготовкой, повышением квалификации, переподготовкой, профориентацией и психологической поддержкой граждан; участие в работе экспертных комиссий по лицензированию деятельности указанных организаций (п.7 "Положения о лицензировании деятельности негосударственных организаций по оказанию услуг в содействии занятости граждан", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.95 N 1046)*(6);
рассмотрение писем, заявлений и жалоб граждан и организаций по вопросам, относящимся к деятельности Департамента;
материально-техническое обеспечение деятельности структурных подразделений Департамента и его филиалов (в том числе по вопросам приобретения, аренды и ремонта служебных помещений, приобретения и использования транспорта, компьютерной и другой оргтехники, мебели и конторского оборудования).
IV. Права Департамента
4.1. Департамент имеет право в порядке, определяемом законами и иными нормативными правовыми актами о занятости населения:
вносить предложения по размерам минимальных и обязательных нормативов экономической и социальной защищенности граждан от безработицы;
запрашивать и получать в установленном порядке у соответствующих исполнительных органов субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления, юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы, индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица материалы, необходимые для разработки программ занятости населения и выполнения своих функций;
принимать участие в работе налоговых органов по обеспечению своевременного и полного поступления страховых взносов в фонд занятости населения;
посещать в установленном порядке организации для ознакомления с условиями труда и соответствием уровня организации работы по профессиональной подготовке и переподготовке работающих потребностям рынка труда, участия в работе комиссий, создаваемых в случае массового высвобождения работников, а также для решения других вопросов, входящих в компетенцию Департамента (п.13 "Положения о федеральной государственной службе занятости населения", утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 8 июня 1993 г. N 5131-1);
финансировать мероприятия программы содействия занятости населения на территории субъекта Российской Федерации в соответствии с утвержденным бюджетом фонда занятости субъекта Российской Федерации (п.3 ст.22 Федерального закона от 20.04.96 г. N 36-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации"); до утверждения бюджета - в соответствии с установленными контрольными цифрами по объемам доходов и расходов фонда занятости);
вносить предложения в соответствующие органы государственной власти субъекта Российской Федерации по объемам подготовки кадров в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования в соответствии с расчетами перспективной потребности рынка труда на основе оценки состояния и прогноза развития занятости населения;
разрабатывать и вносить на рассмотрение соответствующих органов государственной власти субъекта Российской Федерации предложения об установлении организациям квоты приема на работу выпускников общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, а также лиц моложе 18 лет, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы (сирот, выпускников детских домов, детей, оставшихся без попечения родителей);
принимать участие совместно с органами по труду, органами управления образованием, образовательными учреждениями и иными организациями субъекта Российской Федерации, независимо от их форм собственности, в разработке и организации выполнения мероприятий по профориентации и профобучению безработных граждан;
быть учредителем учебных и социально-деловых центров, центров профориентации и психологической поддержки, а также других организаций, способствующих содействию занятости населения;
вносить предложения о назначении на должность (освобождении от занимаемой должности) руководителей учебных центров, подведомственных Минтруду России;
осуществлять информационно-издательскую и рекламную деятельность по вопросам занятости населения;
участвовать в подготовке, проведении и финансировании семинаров, совещаний и других организационно-методических мероприятий по вопросам занятости;
давать в пределах своей компетенции консультации организациям, предпринимателям и гражданам по вопросам применения законодательства о занятости населения;
участвовать в пределах своей компетенции в организации международного сотрудничества по решению проблем занятости, включая вопросы трудовой деятельности граждан Российской Федерации за рубежом и иностранных граждан в России в соответствии с международными соглашениями в рамках международных программ;
включать своих представителей в состав координационных комитетов содействия занятости населения, других общественных и консультативных органов, образованных в субъекте Российской Федерации и связанных с деятельностью Департамента.
V. Организация управления
5.1. Департамент возглавляет руководитель. Назначение на должность и освобождение от должности руководителя Департамента производится Министерством труда и социального развития Российской Федерации по согласованию с администрацией субъекта Российской Федерации и полномочным представителем Президента Российской Федерации.
Назначение на должность и освобождение от должности заместителей руководителя Департамента и главного бухгалтера производится руководителем Департамента по согласованию с Министерством труда и социального развития Российской Федерации.
5.2. Структура, численность работников, штатное расписание Департамента утверждаются его руководителем в пределах, утвержденных Министерством труда и социального развития Российской Федерации расходов на денежное содержание работников Департамента.
Руководитель Департамента в установленном порядке представляет на утверждение в Министерство труда и социального развития Российской Федерации смету расходов на содержание Департамента.
5.3. Руководитель Департамента утверждает положения о структурных подразделениях (в том числе об отделах (филиалах) Департамента в городах и районах субъекта Российской Федерации), их структуру, штатную численность, фонд оплаты труда, смету расходов и бюджет в пределах утвержденного бюджета, общей численности работников и сметы расходов в целом по Департаменту.
Руководитель Департамента принимает решение об увеличении или уменьшении количества филиалов по согласованию с Министерством труда и социального развития Российской Федерации и с учетом мнения соответствующего органа местного самоуправления.
5.4. Департамент имеет право создавать коллегию для принятия обоснованных решений, возникающих по проблемам занятости населения.
5.5. Внесение изменений и дополнений в Положение о Департаменте осуществляется Министерством труда и социального развития Российской Федерации.
VI. Ответственность Департамента
Руководитель Департамента несет персональную ответственность за:
выполнение соответствующих федеральных целевых, межрегиональных и территориальных программ содействия занятости;
расходование средств фонда занятости в строгом соответствии с утвержденным бюджетом фонда занятости субъекта Российской Федерации (контрольными цифрами) и сметой расходов на содержание Департамента;
результаты финансовой и хозяйственной деятельности;
подбор, расстановку и повышение квалификации работников, соблюдение ими правил внутреннего трудового распорядка;
выполнение мероприятий по мобилизационной подготовке и гражданской обороне, предусмотренных законодательной и нормативной правовой базой;
сохранность документов (управленческих, финансово-хозяйственных, по личному составу и других), обеспечивает передачу на хранение документов, имеющих научно-историческую и культурную ценность или практическое значение в территориальный орган Государственного архива Российской Федерации в соответствии с перечнем документов в установленном порядке.
Министр труда и социального развития |
О.Г.Дмитриева |
Зарегистрировано в Минюсте РФ 6 октября 1998 г.
Регистрационный N 1631
-------------------------------------------------------------------------
*(1) далее - Департамент
*(2) Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 25, ст.910
*(3) Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 17, ст.1915
*(4) Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 9, ст.1014
*(5) Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 7, ст.799
*(6) Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 45, ст.4321
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Положение о Департаменте федеральной государственной службы занятости населения (территориальном органе Министерства труда и социального развития Российской Федерации по вопросам занятости населения) (утв. Минтрудом РФ 14 августа 1998 г.)
Зарегистрировано в Минюсте РФ 6 октября 1998 г.
Регистрационный N 1631
Настоящее Положение вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования
Текст Положения опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 26 октября 1998 г., N 29, в Бюллетене Министерства труда и социального развития Российской Федерации, 1998 г., N 12
Приказом Минтруда РФ от 30 ноября 2000 г. N 274 настоящее Положение признано утратившим силу