Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 12 мая 2010 г. N 53-Г10-6
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Красноярского края о признании недействующими абз. 9 и 10 ст. 5 Закона Красноярского края от 14 февраля 2007 г. N 21-5820 "О заготовке древесины на основании договоров купли-продажи лесных насаждений" по кассационной жалобе губернатора Красноярского края на решение Красноярского краевого суда от 25 января 2010 г., которым заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Б.Л.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Г.Н.Ю., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
прокурор Красноярского края обратился в суд с вышеуказанным заявлением, сославшись на то, что отраженные в оспариваемых нормах правоотношения урегулированы федеральным законодательством и не нуждаются в регулировании на уровне субъекта Российской Федерации. Кроме того, редакция абз. 9 ст. 5 Закона не отвечает требованиям определенности, ясности и недвусмысленности правового регулирования.
Красноярским краевым судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого и принятии нового об отказе в удовлетворении требований прокурора просит в кассационной жалобе губернатор Красноярского края, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит решение суда подлежащим частичной отмене.
Установлено, что 14 февраля 2007 г. принят Закон Красноярского края N 21-5820 "О заготовке древесины на основании договоров купли-продажи лесных насаждений", опубликованный в официальном издании "Ведомости высших органов государственной власти Красноярского края", N 10 (162), 12 марта 2007 г. и вступивший в силу 23 марта 2007 г.
Статьей 5 (в редакции Закона Красноярского края от 18 июня 2009 г. N 8-3431) установлены исключительные случаи заготовки древесины на основании договоров купли-продажи для обеспечения государственных или муниципальных нужд для:
абз. 9 - проведения рубок ухода за лесом, санитарно-оздоровительных и противопожарных мероприятий в случае, если данные мероприятия не учтены при размещении государственного и муниципального заказа на охрану, защиту и воспроизводство лесов с одновременной продажей лесных насаждений;
абз. 10 - использования лесов на лесных участках, предоставленных в аренду для выполнения работ, предусмотренных ст. 43-45 Лесного кодекса Российской Федерации.
Удовлетворяя заявление прокурора, суд пришел к выводу о том, что правоотношения, по поводу которых возник спор, урегулированы федеральным законодательством и в регулировании на уровне субъекта Российской Федерации не нуждаются.
Суд посчитал, что абз. 9 ст. 5 оспариваемого акта противоречит ч. 3 ст. 19 Лесного кодекса Российской Федерации (ЛК РФ).
С данным решением нельзя согласиться, поскольку оно постановлено судом при неправильном истолковании и применении норм материального права.
Лесное законодательство в соответствии с п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (ч. 2 и 5 ст. 76 Конституции РФ).
Подпунктом 60 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" определено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов утверждения порядка и нормативов заготовки гражданами древесины для собственных нужд, нормативно-правового регулирования отдельных вопросов в области лесных отношений, осуществления полномочий собственника лесных участков в пределах, установленных лесным законодательством.
Аналогичные нормы права нашли отражение в ЛК РФ.
Так, частью 8.2 ст. 29 ЛК РФ установлено, что в исключительных случаях, предусмотренных законами субъекта Российской Федерации, допускается осуществление заготовки древесины для обеспечения государственных нужд или муниципальных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений.
Для заготовки древесины допускается осуществление рубок (ч. 2 ст. 16 ЛК РФ).
Рубки, осуществляемые в целях ухода за лесом, проведения санитарно-оздоровительных и противопожарных мероприятий, относятся в соответствии со ст. 19 ЛК РФ к мероприятиям по охране, защите, воспроизводству лесов.
Положениями ст. 19 ЛК РФ предусмотрено, что мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст. 81-84 настоящего Кодекса, или использующими леса в соответствии с настоящим Кодексом лицами (ч. 1). В случаях, если осуществление мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не возложено на лиц, использующих леса, органы государственной власти, органы местного самоуправления размещают заказы на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (ч. 2). При размещении заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов одновременно осуществляется продажа лесных насаждений для заготовки древесины. В этих целях заключается договор, в котором содержатся элементы государственного или муниципального контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов и договора купли-продажи лесных насаждений (ч. 3). В случае, если договор, предусмотренный ч. 3 настоящей статьи, не заключен, заказ на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов размещается без продажи лесных насаждений для заготовки древесины (ч. 4).
На основании п. 5 Положения об особенностях размещения заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов и заключения договоров, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 г. N 418 (с последующими изменениями) размещение заказа осуществляется одновременно с продажей лесных насаждений для заготовки древесины. При этом предусматривается осуществление всего комплекса работ по охране, защите и воспроизводству лесов в пределах лесничества (лесопарка) или лесного участка (за исключением авиационных работ). В этом случае в извещении о проведении конкурса или аукциона с целью размещения заказа, а также в конкурсной документации или документации об аукционе указывается предельный объем заготовки древесины при выполнении указанных работ.
В случае, если вышеуказанный договор не был заключен, осуществляется в соответствии с п. 8 упомянутого Положения размещение заказа с заключением государственного или муниципального контракта на выполнение отдельных видов работ по охране, защите и воспроизводству лесов без продажи лесных насаждений для заготовки древесины. При заключении такого контракта помимо условий контракта, предусмотренных Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", указываются также обязанности лица, с которым заключается контракт, по учету и хранению заготовленной древесины, а также по передаче этой древесины заказчику по приемо-передаточному акту.
Таким образом, если при размещении заказа в границах лесничества и в объемах, предусмотренных лесохозяйственным регламентом лесничества, не было предусмотрено осуществление мероприятий с одновременной продажей лесных насаждений и заказ был размещен на осуществление только отдельных мероприятий, однако в дальнейшем появилась необходимость в осуществлении рубок ухода за лесом, санитарно-оздоровительных и противопожарных мероприятий, в законодательстве может быть предусмотрен механизм, позволяющий в срочном порядке заготовить древесину и осуществить данные мероприятия.
Данный порядок заготовки древесины носит, как на это указал федеральный законодатель в ч. 8.2 ст. 29 ЛК, исключительный характер и не является общим порядком заготовки древесины.
Является ошибочным вывод суда о том, что редакция абз. 9 ст. 5 краевого Закона не отвечает требованиям определенности, ясности и недвусмысленности правового регулирования.
Согласно ч. 1 ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Нарушение норм материального права является в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 362 ГПК РФ основанием для отмены решения суда в кассационном порядке.
При таких обстоятельствах решение суда о признании недействующим абз. 9 ст. 5 оспариваемого акта является незаконным и подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении данного требования.
Что касается остальной части решения суда, то оно является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Вопрос об использовании лесов на лесных участках, предоставленных в аренду для выполнения работ, предусмотренных ст. 43-45 ЛК РФ, урегулирован действующим законодательством.
Указанными нормами регулируется использование лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых (ст. 43); строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, специализированных портов (ст. 44); строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов (ст. 45).
Такое использование должно производиться в соответствии с требованиями ст. 21 ЛК РФ, регулирующей особенности строительства, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда.
Согласно ч. 5 ст. 21 ЛК РФ в целях, предусмотренных п. 1-4 ч. 1 настоящей статьи (в том числе в целях проведения аварийно-спасательных работ), допускается вырубка деревьев, кустарников, лиан, в том числе в охранных зонах и санитарно-защитных зонах, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации соответствующих объектов.
Таким образом, заготовка древесины на лесных участках, предоставленных в аренду для выполнения работ, предусмотренных ст. 43-45 ЛК РФ, возможна только в виде такой вырубки.
На основании ч. 2 и 3 ст. 20 ЛК РФ право собственности на древесину, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со ст. 43-46 настоящего Кодекса принадлежит Российской Федерации. Порядок реализации древесины, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со ст. 43-46 настоящего Кодекса устанавливается Правительством Российской Федерации.
В силу п. 3 Правил реализации древесины, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со ст. 43-46 ЛК РФ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2009 г. N 604, при использовании юридическими и физическими лицами лесов для целей, указанных в п. 1 настоящих Правил, рубка лесных насаждений осуществляется в соответствии с проектом освоения лесов (в случаях, предусмотренных Лесным кодексом Российской Федерации), правилами санитарной безопасности в лесах и правилами пожарной безопасности в лесах. Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (продавец) заключает договоры купли-продажи древесины (подп. "д" п. 5).
Таким образом, является правильным вывод в решении суда о том, что все случаи заготовки древесины при использовании лесов, расположенных на лесных участках, предоставленных в аренду в соответствии со ст. 43-45 ЛК РФ, учтены федеральным законодательством, в связи с чем субъект Российской Федерации не вправе вводить собственное правовое регулирование по данному вопросу, относя указанные случаи заготовки древесины к исключительным и допуская заготовку древесины на таких участках еще и на основании договоров купли-продажи лесных насаждений.
Доводы губернатора Красноярского края, изложенные в его кассационной жалобе, не содержат ссылки на обстоятельства, предусмотренные законом в качестве оснований для отмены решения суда в указанной части.
Руководствуясь ст. 360, 361, 362, 366 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Красноярского краевого суда от 25 января 2010 г. о признании недействующим абз. 9 ст. 5 Закона Красноярского края от 14 февраля 2007 г. N 21-5820 "О заготовке древесины на основании договоров купли-продажи лесных насаждений" отменить и принять в этой части новое решение об отказе в удовлетворении заявления прокурора.
В остальной части решение суда оставить без изменения, кассационную жалобу губернатора Красноярского края - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 12 мая 2010 г. N 53-Г10-6
Текст определения размещен на сайте Верховного Суда РФ в Internet (http://www.supcourt.ru)