Решение Верховного Суда РФ от 17 марта 2010 г. N ГКПИ10-166
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 11 мая 2010 г. N КАС10-223 настоящее решение оставлено без изменения
Верховный Суд Российской Федерации,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению М.А.Г. о признании частично недействующим пункта 4.3 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 328, установил:
согласно пункту 4.3 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан (далее - Порядок) одновременно с получением в исполнительных органах Фонда или органах социальной защиты населения санаторно-курортной путевки гражданин обеспечивается специальными талонами на право бесплатного получения проездных документов в поезде дальнего следования или направлениями на приобретение проездных документов на авиационном, автомобильном и водном транспорте. При следовании к месту лечения и обратно двумя и более видами транспорта специальные талоны или именные направления на право бесплатного получения проездных документов выдаются на каждый вид транспорта.
Гражданин М.А.Г. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим пункта 4.3 Порядка в части, предусматривающей обеспечение гражданина специальными талонами на право бесплатного получения проездных документов только одновременно с получением в исполнительных органах Фонда или органах социальной защиты населения санаторно-курортной путевки.
Как указывает заявитель, будучи ветераном боевых действий, он является получателем набора социальных услуг. От получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" он отказался, но имеет право на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно. Он получил путевку по месту работы для лечения в санатории и обратился в региональное отделение ФСС России с просьбой выдать специальные талоны на право бесплатного получения проездных документов в поезде дальнего следования к месту лечения и обратно, в чем ему было отказано, поскольку отделение Фонда обеспечивает оплату проезда только по путевкам, выданным ФСС России или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения и социальной защиты населения.
Оспариваемое положение нормативного правового акта, по его мнению, ставит дополнительное условие для получения социальной услуги, а именно: гражданин может реализовать свое право на бесплатный проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно только при условии, что санаторно-курортную путевку он получил в Фонде социального страхования или органах социальной защиты населения.
В суде М.А.Г. поддержал заявленные требования и просил суд признать недействующим пункт 4.3 Порядка в части слов: "одновременно с получением в исполнительных органах Фонда или органах социальной защиты населения санаторно-курортной путевки".
Представители Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации Е.Ю.В., К.Н.Ю., Министерства юстиции Российской Федерации Ф.Ю.А. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что пункт 4.3 Порядка соответствует действующему законодательству о государственной социальной помощи, издан в пределах полномочий федерального органа исполнительной власти и не нарушает прав граждан на получение набора социальных услуг.
Выслушав объяснения М.А.Г., представителей Минздравсоцразвития России Е.Ю.В., К.Н.Ю., Минюста России Ф.Ю.А., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации М.Л.Ф., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Федеральный закон "О государственной социальной помощи" устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, предусмотренным данным Федеральным законом.
Законодатель отдельным категориям граждан предоставляет право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, представляющего собой перечень социальных услуг.
В соответствии с частью 5 статьи 6.3 данного Федерального закона установление порядка предоставления гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг отнесено к ведению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.
Таким органом является Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации согласно Положению о нем, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 321 (пункт 1).
Осуществляя предоставленные полномочия, Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации приказом от 29 декабря 2004 г. N 328 утвердило Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан. Данный нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 7 февраля 2005 г., регистрационный номер 6303, опубликован в "Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти" N 7, 14 февраля 2005 г., "Российской газете" N 31, 16 февраля 2005 г.
Частью 3 статьи 6.3 названного Федерального закона установлено, что гражданин, имеющий право на получение социальных услуг, может отказаться от их получения, обратившись с заявлением в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, осуществляющий ему ежемесячную денежную выплату; допускается отказ от получения набора социальных услуг полностью, отказ от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 данного Федерального закона (дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе предусматривающая обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемые в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании), и отказ от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 2 части 1 статьи 6.2 указанного Федерального закона (бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно).
Согласно части 3 статьи 6.5 Федерального закона порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг, предусмотренной главой 2 данного Федерального закона, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации постановлением от 29 декабря 2004 г. N 864 утвердило Правила финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в силу пункта 4 которых средства на проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно направляются на оплату транспортным организациям расходов по предоставлению проезда граждан к месту лечения и обратно в том числе к месту санаторно-курортного лечения в рамках предоставления социальных услуг, санаторно-курортного лечения по путевкам, предоставленным органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения и социальной защиты населения в санаторно-курортные учреждения Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию, а также к месту лечения при наличии медицинских показаний по направлению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения (пункт 11).
Пункт 4.3 оспариваемого Порядка регламентирует механизм обеспечения бесплатным проездом граждан в случае получения путевки на санаторно-курортное лечение в исполнительных органах Фонда или органах социальной защиты населения, что соответствует требованиям пункта 11 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, направлен на обеспечение адресности предоставления государственной социальной помощи, эффективного расходования средств, выделяемых на эти цели, и необходимостью планирования.
Финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год.
Федеральным законом от 28 ноября 2009 г. N 292-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" предусмотрены особенности использования бюджетных ассигнований бюджета Фонда в сфере социальной политики. Финансовое обеспечение оплаты стоимости проезда на междугородном транспорте к месту осуществляемого за счет средств федерального бюджета лечения в санаторно-курортных и федеральных специализированных медицинских учреждениях и обратно отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде соответствующей социальной услуги, осуществляется Фондом в пределах межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на указанные цели (пункт 4 статьи 6).
Поскольку предметом регулирования Федерального закона "О государственной социальной помощи" не являются отношения, связанные с предоставлением гражданам льгот и мер социальной поддержки, установленных законодательством Российской Федерации, то предусмотренная пунктом 2 части 1 статьи 6.2 Федерального закона социальная услуга по своей правовой природе не является льготой.
Законодатель предусмотрел, что сумма средств, направляемая на оплату предоставления набора социальных услуг, удерживается из состава начисленной гражданину ежемесячной денежной выплаты (пункт 2 статьи 6.5 Федерального закона).
Граждане, имеющие право на получение государственной социальной помощи, в том числе, ветераны боевых действий, в соответствии с Федеральным законом "О государственной социальной помощи" самостоятельно определяют для себя наиболее предпочтительную форму получения мер социальной поддержки - денежную либо натуральную.
Вопрос о предоставлении права на бесплатный проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно при получении путевки на санаторно-курортное лечение не в порядке оказания государственной социальной помощи или оплате понесенных при этом расходов на проезд связан с внесением изменений в действующее законодательство и не входит в компетенцию суда.
В силу части первой статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации решил:
заявление М.А.Г. о признании частично недействующим пункта 4.3 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 328, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 17 марта 2010 г. N ГКПИ10-166
Текст решения официально опубликован не был
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 11 мая 2010 г. N КАС10-223 настоящее решение оставлено без изменения