Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1 изменено с 17 февраля 2021 г. - Приказ министерства труда и социальной защиты Саратовской области от 12 февраля 2021 г. N 121
Приложение 1
к приказу министерства социального
развития Саратовской области
от 17 октября 2012 г. N 905
"Об утверждении административных
регламентов предоставления министерством
социального развития Саратовской области
государственных услуг"
Административный регламент
предоставления министерством труда и социальной защиты Саратовской области государственной услуги по выплате государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам, выдаче справки о нуждаемости в государственной социальной помощи членам малоимущих семей и малоимущим одиноко проживающим гражданам
26 ноября, 18 декабря 2012 г., 22 марта, 11 апреля 2013 г., 20 октября 2014 г., 14 января, 17 июля 2015 г., 25 февраля, 9 июня, 23 декабря 2016 г., 23 марта, 26 июля 2017 г., 22 мая, 11 октября 2018 г., 21 марта 2019 г., 12 февраля, 25 июня 2021 г.
I. Общие положения
Предмет регулирования регламента
1.1. Административный регламент предоставления государственной услуги по выплате государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам, выдаче справки о нуждаемости в государственной социальной помощи членам малоимущих семей и малоимущим одиноко проживающим гражданам (далее соответственно - Административный регламент, государственная услуга) устанавливает сроки и последовательность действий (далее - административные процедуры) по предоставлению государственной услуги в соответствии с законодательством Российской Федерации, требования к порядку предоставления государственной услуги, в том числе особенности выполнения административных процедур в электронной форме и особенности выполнения административных процедур в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг, а также определяет формы контроля за исполнением Административного регламента и досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу, а также его должностных лиц.
Круг заявителей
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
1.2.1. Заявителем на предоставление государственной услуги в части выплаты государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам (далее - государственная социальная помощь) является один из членов малоимущей семьи (малоимущий одиноко проживающий гражданин), проживающей на территории Саратовской области, среднедушевой доход которой, по независящим от членов семьи причинам, не превышает величину прожиточного минимума данной семьи (малоимущего одиноко проживающего гражданина), определенную в соответствии со статьей 2 Закона Саратовской области от 25 декабря 2009 года N 214-ЗСО "О государственной социальной помощи в Саратовской области" и установленную в области на дату подачи заявления о назначении государственной социальной помощи.
1.2.2. Заявителем на предоставление государственной услуги в части выдачи справки, подтверждающей назначение государственной социальной помощи, необходимой для получения государственной социальной стипендии в соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" (далее - справка, подтверждающая назначение государственной социальной помощи), является один из членов семьи (одиноко проживающий гражданин), которому в течение одного года до дня обращения за выдачей справки была назначена государственная социальная помощь и (или) государственная социальная помощь на основании социального контракта, и (или) который при обращении за выдачей справки, подтверждающей назначение государственной социальной помощи, одновременно обратился за назначением государственной социальной помощи или государственной социальной помощи на основании социального контракта.
1.2.3. Заявителем на предоставление государственной услуги в части выдачи справки о нуждаемости в государственной социальной помощи членам малоимущих семей и малоимущим одиноко проживающим гражданам (далее - справка о нуждаемости в государственной социальной помощи) является один из членов семьи (одиноко проживающий гражданин), проживающей (проживающий) на территории Саратовской области, среднедушевой доход которой (которого) ниже величины прожиточного минимума этой семьи (одиноко проживающего гражданина), определенной в соответствии со статьей 2 Закона Саратовской области от 25 декабря 2009 года N 214-ЗСО "О государственной социальной помощи в Саратовской области" и установленной в области на дату подачи заявления о выдаче соответствующей справки.
1.2.4. От имени заявителя могут выступать его представители в соответствии с законом.
1.2.5. Получателями государственной услуги являются лица, указанные в пунктах 1.2.1-1.2.3 Административного регламента.
Требования к порядку информирования о предоставлении государственной услуги
1.3. Порядок получения информации заявителями по вопросам предоставления государственной услуги и услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги.
1.3.1. Информацию по вопросам предоставления государственной услуги и услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги, граждане могут получить:
при обращении в орган, предоставляющий государственную услугу (его структурное подразделение);
на официальном сайте органа, предоставляющего государственную услугу по адресу: https://social.saratov.gov.ru/;
на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций) (далее - ЕПГУ) по адресу http://www.gosuslugi.ru/;
в региональном реестре государственных и муниципальных услуг;
на информационных стендах органа, предоставляющего государственную услугу, а также многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - МФЦ);
на информационных стендах других организаций, участвующих в предоставлении услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги;
на Едином портале МФЦ Саратовской области по адресу: www.mfc64.ru;
в средствах массовой информации;
в информационно-справочных изданиях (брошюрах, буклетах, памятках).
1.3.2. Информирование заявителей по вопросам предоставления государственной услуги при обращении в орган, предоставляющий государственную услугу, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", а также Законом Саратовской области от 31 июля 2018 года N 73-ЗСО "О дополнительных гарантиях права граждан на обращение" (далее - Федеральный закон N 59-ФЗ, Закон Саратовской области N 73-ЗСО).
1.3.3. Основанием для информирования о порядке и ходе предоставления государственной услуги является обращение граждан в орган, предоставляющий государственную услугу (его структурное подразделение):
устно (при личном обращении или при обращении по телефону);
в письменном виде;
в электронной форме (по электронной почте, через официальный сайт органа, предоставляющего государственную услугу, а также посредством ЕПГУ);
через МФЦ.
Подпункт 1.3.4 изменен с 28 июня 2021 г. - Приказ министерства труда и социальной защиты Саратовской области от 25 июня 2021 г. N 740
1.3.4. При личном обращении личность гражданина идентифицируется путем предъявления документа, удостоверяющего его личность, либо путем установления и проверки достоверности сведений о нем с использованием сведений о физическом лице, размещенных в единой системе идентификации и аутентификации, при наличии технической возможности в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Если при консультации на личном приеме или по телефону изложенные в обращении гражданина факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, специалист органа, предоставляющего государственную услугу (его структурного подразделения), с согласия гражданина, дает устный ответ, о чем делается запись в карточке личного приема гражданина. В остальных случаях дается письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
1.3.5. Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение 3 дней с момента поступления обращения и рассматривается в течение 30 дней со дня его регистрации. В случаях, предусмотренных Федеральным законом N 59-ФЗ (часть 2 статьи 12), срок рассмотрения обращения, по решению руководителя органа, предоставляющего государственную услугу, может быть продлен не более чем на 30 дней с письменным уведомлением об этом гражданина, направившего обращение.
В письменном обращении гражданин в обязательном порядке указывает либо наименование органа, предоставляющего государственную услугу, в который направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ или уведомление о переадресации обращения, излагает суть обращения, ставит личную подпись и дату.
Должностным лицом органа, предоставляющего государственную услугу, дается письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, установленных Федеральным законом N 59-ФЗ.
1.3.6. Для работы с обращениями граждан, поступившими в форме электронного документа, назначается ответственный специалист, который не менее одного раза в день проверяет наличие обращений. При получении обращения специалист направляет на электронный адрес отправителя уведомление о получении обращения.
В обращении гражданин в обязательном порядке указывает свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), адрес электронной почты, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения. Гражданин вправе приложить к такому обращению необходимые документы и материалы в электронной форме.
1.3.7. При обращении по вопросам предоставления государственной услуги предоставляется следующая информация:
наименования нормативных правовых актов, регулирующих предоставление государственной услуги;
перечень документов, которые необходимы для предоставления государственной услуги, и требования к ним;
по форме заполнения документов;
срок предоставления государственной услуги;
основания для отказа в предоставлении государственной услуги;
порядок обжалования действий (бездействия) и решений, осуществляемых (принятых) в ходе предоставления государственной услуги;
сведения о местонахождении, контактные телефоны и графики работы органа, предоставляющего государственную услугу, МФЦ;
сведения о местонахождении, контактные телефоны других органов и организаций, обращение в которые необходимо для получения государственной услуги, с описанием конечного результата обращения в каждый из указанных органов (организаций) и последовательность их посещения;
номера кабинетов для обращений граждан и график приема специалистами;
сведения о ходе предоставления государственной услуги. В соответствии с запросом заявителю предоставляется информация в письменной форме либо в форме электронного документа (в том числе посредством ЕПГУ) в порядке, установленном законодательством;
другая информация, за исключением сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законодательством тайну.
1.3.8. В соответствии с федеральным законодательством ответ на обращение гражданина направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, поступившем в форме электронного документа, и в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении, поступившем в письменной форме.
По просьбе гражданина, изложенной в обращении, ответ дополнительно направляется в установленные федеральным законодательством сроки по почтовому адресу или адресу электронной почты, указанному в обращении.
1.3.9. Все консультации, а также предоставленные в ходе консультаций документы и материалы являются бесплатными.
1.4. Порядок, форма, место размещения и способы получения справочной информации.
1.4.1. Информацию о месте нахождения и графиках работы органа, предоставляющего государственную услугу, его структурных подразделений, предоставляющих государственную услугу, государственных и муниципальных органов и организаций, обращение в которые необходимо для получения государственной услуги, а также МФЦ можно получить:
при обращении в орган, предоставляющий государственную услугу (его структурное подразделение);
на официальном сайте органа, предоставляющего государственную услугу;
на ЕПГУ;
в региональном реестре государственных и муниципальных услуг;
на информационных стендах органа, предоставляющего государственную услугу, МФЦ;
на информационных стендах других организаций, участвующих в предоставлении услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги;
на Едином портале МФЦ Саратовской области по адресу: www.mfc64.ru;
в средствах массовой информации;
в информационно-справочных изданиях (брошюрах, буклетах, памятках).
1.4.2. Министерство обеспечивает актуализацию справочной информации в соответствующем разделе регионального реестра государственных и муниципальных услуг.
II. Стандарт предоставления государственной услуги
Наименование государственной услуги
2. Государственная услуга по выплате государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам, выдаче справки о нуждаемости в государственной социальной помощи членам малоимущих семей и малоимущим одиноко проживающим гражданам.
Наименование органа, предоставляющего государственную услугу
2.1. Государственная услуга предоставляется министерством труда и социальной защиты Саратовской области (далее - Министерство).
Органами (организациями), уполномоченными на прием заявлений и документов на предоставление государственной услуги (далее - уполномоченный орган) являются: учреждения социальной поддержки населения области по месту жительства (месту пребывания) заявителя (далее - учреждения) и МФЦ (в соответствии с заключенным соглашением о взаимодействии).
2.2. В предоставлении государственной услуги также участвуют:
территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации;
администрации муниципальных районов и городских округов Саратовской области;
органы государственной службы занятости населения;
учреждения образования, здравоохранения;
Управление по вопросам миграции ГУ МВД России по Саратовской области;
территориальные органы Министерства обороны РФ;
территориальные органы МВД РФ;
территориальные органы Прокуратуры РФ;
территориальные органы Федеральной службы безопасности (ФСБ) России; Службы внешней разведки (СВР) России;
территориальные органы федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) России;
территориальные органы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России);
территориальные органы Федеральной таможенной службы (ФТС) России;
территориальные органы Федеральной налоговой службы Российской Федерации (ФНС РФ);
органы опеки и попечительства субъектов РФ;
организации почтовой связи;
кредитные организации;
государственное казенное учреждение Саратовской области "Центр коммуникации по вопросам социальной защиты населения Саратовской области" (далее - ГКУ СО "ЦКСЗН Саратовской области");
МФЦ (в соответствии с заключенным соглашением о взаимодействии).
2.3. Запрещено требовать от заявителя осуществления действий, в том числе согласований, необходимых для получения государственной услуги и связанных с обращением в иные государственные органы, органы местного самоуправления, организации, за исключением получения услуг, являющихся необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги и включенных в перечень, утвержденный постановлением Правительства Саратовской области от 12 декабря 2011 года N 690-П, а также получения документов и информации, выдаваемых в результате предоставления таких услуг.
Описание результата предоставления государственной услуги
2.4. Конечными результатами предоставления государственной услуги являются:
выплата государственной социальной помощи (в виде единовременной или ежемесячной выплаты);
выдача справки, подтверждающей назначение государственной социальной помощи и (или) справки о нуждаемости в государственной социальной помощи;
отказ в назначении государственной социальной помощи;
отказ в выдаче справки, подтверждающей назначение государственной социальной помощи и (или) справки о нуждаемости в государственной социальной помощи.
Срок предоставления государственной услуги
2.5. Общий срок предоставления государственной услуги в части выплаты государственной социальной помощи, в том числе с учетом обращения в организации, участвующие в предоставлении государственной услуги, не должен превышать 70 календарных дней со дня регистрации заявления и документов, подлежащих представлению заявителем.
2.5.1. Общий срок предоставления государственной услуги в части выдачи справки, подтверждающей назначение государственной социальной помощи, не должен превышать 30 календарных дней со дня регистрации заявления и документов, подлежащих представлению заявителем.
2.5.2. Общий срок предоставления государственной услуги в части выдачи справки о нуждаемости в государственной социальной помощи, в том числе с учетом обращения в организации, участвующие в предоставлении государственной услуги, не должен превышать 30 календарных дней со дня регистрации заявления и документов, подлежащих представлению заявителем.
2.6. Срок принятия решения о назначении (об отказе в назначении) государственной социальной помощи составляет 10 календарных дней со дня регистрации уполномоченным органом соответствующего заявления и документов, подлежащих представлению заявителем.
Срок принятия решения о выдаче (об отказе в выдаче) справки, подтверждающей назначение государственной социальной помощи, и (или) справки о нуждаемости в государственной социальной помощи не может превышать 30 календарных дней со дня регистрации соответствующего заявления и документов, подлежащих представлению заявителем.
При одновременном обращении за назначением государственной социальной помощи и выдачей справки, подтверждающей назначение государственной социальной помощи, решение о выдаче (об отказе в выдаче) такой справки принимается в день принятия решения о назначении (об отказе в назначении) государственной социальной помощи.
2.7. Уведомление о назначении (об отказе в назначении) государственной социальной помощи направляется заявителю в письменной форме не позднее 10 календарных дней со дня регистрации соответствующего заявления и документов, подлежащих представлению заявителем.
2.7.1. Уведомление об отказе в выдаче справки, подтверждающей назначение государственной социальной помощи, и (или) справки о нуждаемости в государственной социальной помощи направляется заявителю в письменной форме не позднее 30 календарных дней со дня регистрации соответствующего заявления и документов, подлежащих представлению заявителем.
2.8. В случае если в выданных в результате предоставления государственной услуги документах допущены опечатки или ошибки, срок их исправления не должен превышать 5 рабочих дней со дня поступления от заявителя информации о таких опечатках или ошибках.
Нормативные правовые акты, регулирующие предоставление государственной услуги
2.9. Перечень нормативных правовых актов, регулирующих предоставление государственной услуги, размещен: на официальном сайте Министерства по адресу: www.social.saratov.gov.ru; на ЕПГУ по адресу: http://www.gosuslugi.ru/; в региональном реестре государственных и муниципальных услуг.
Министерство обеспечивает актуализацию перечня нормативных правовых актов, регулирующих предоставление государственной услуги, на своем официальном сайте, а также в соответствующем разделе регионального реестра.
Исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги, и услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги, подлежащих представлению заявителем
2.10. Для получения государственной услуги в части выплаты государственной социальной помощи и (или) выдачи справки о нуждаемости в государственной социальной помощи заявитель представляет в уполномоченный орган следующие документы:
паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
заявление о назначении государственной социальной помощи и (или) о выдаче справки о нуждаемости в государственной социальной помощи (приложения N 1 и (или) N 2 к Административному регламенту;
заявление со сведениями о составе и доходах семьи, по форме, утвержденной постановлением Правительства Саратовской области от 23 апреля 2004 года N 98-П "Об утверждении Положения об условиях, порядке назначения и выплаты государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам" (далее - заявление со сведениями о составе и доходах семьи).
Документы могут быть представлены как в подлинниках, так и в копиях, заверенных в установленном порядке, без представления их оригиналов. Оригиналы документов, кроме справок, возвращаются заявителю после сличения специалистом копий документов с оригиналами.
2.10.1. Для получения государственной услуги в части выдачи справки, подтверждающей назначение государственной социальной помощи, заявитель предоставляет в уполномоченный орган следующие документы:
паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
заявление о выдаче справки, подтверждающей назначение государственной социальной помощи (приложение N 2 к Административному регламенту.
2.11. Требования к документам, подлежащим представлению заявителем:
документы должны соответствовать перечням, указанным в части первой пункта 2.10 и в пункте 2.10.1 Административного регламента;
данные в представленных документах не должны противоречить друг другу;
документы не должны содержать подчисток либо приписок, зачеркнутых слов или иных не оговоренных в них исправлений, а также серьезных повреждений, не позволяющих однозначно истолковать их содержание.
Исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги, которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг, и которые заявитель вправе представить
2.12. Заявитель дополнительно к документам, необходимым для предоставления государственной услуги в части выплаты государственной социальной помощи и (или) выдачи справки о нуждаемости в государственной социальной помощи, подлежащим представлению заявителем, в подтверждение сведений, указанных в заявлении со сведениями о составе и доходах семьи, вправе представить следующие документы:
документ, подтверждающий сведения о размере пенсии и других социальных выплат каждого из членов малоимущей семьи за расчетный период (территориальные органы Пенсионного фонда РФ; территориальные органы Министерства обороны РФ; территориальные органы МВД РФ; территориальные органы Прокуратуры РФ; территориальные органы ФСБ России; СВР России; территориальные органы ФСИН России; территориальные органы МЧС России; территориальные органы ФТС России;
документ, подтверждающий сведения о доходах лица, являющегося индивидуальным предпринимателем, по форме 3-НДФЛ - для проверки сведений, указанных в заявлении (ФНС РФ);
документ, подтверждающий сведения о размере денежных средств, выплачиваемых органом опеки и попечительства на содержание лица, находящегося под опекой (попечительством) (органы опеки и попечительства субъектов РФ);
документ, подтверждающий сведения о наличии (отсутствии) и составе личного подсобного хозяйства у семьи заявителя (органы местного самоуправления Саратовской области);
документ, подтверждающий сведения о регистрации (отсутствии регистрации) в государственной службе занятости населения каждого из трудоспособных членов малоимущей семьи и о размере пособия по безработице за расчетный период - для проверки сведений, указанных в заявлении (органы государственной службы занятости населения);
документ, подтверждающий регистрацию по месту жительства (месту пребывания) заявителя (Управление по вопросам миграции ГУ МВД России по Саратовской области).
2.13. Специалист учреждения, в случае необходимости проведения дополнительной проверки (комиссионного обследования) представленных заявителем сведений о доходах семьи (одиноко проживающего гражданина), в соответствии с законодательством, в рамках межведомственного информационного взаимодействия запрашивает в органах, имеющих в распоряжении документы, указанные в пункте 2.12 Административного регламента, информацию, содержащуюся в указанных документах, если заявитель не представил их по собственной инициативе.
Запрет требования от заявителя представления документов, информации или осуществления действий
Пункт 2.14 изменен с 28 июня 2021 г. - Приказ министерства труда и социальной защиты Саратовской области от 25 июня 2021 г. N 740
2.14. При предоставлении государственной услуги запрещается требовать от заявителя:
представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги;
представления документов и информации, в том числе подтверждающих внесение заявителем платы за предоставление государственной услуги, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" государственных услуг, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами области, муниципальными правовыми актами, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 статьи 7 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов. Заявитель вправе представить указанные документы и информацию в орган, предоставляющий государственную услугу, по собственной инициативе;
представления документов или информации, отсутствие и (или) недостоверность которых не указывались при первоначальном отказе в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, либо в предоставлении государственной услуги, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 7 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг";
представления на бумажном носителе документов и информации, электронные образы которых ранее были заверены в соответствии с пунктом 7.2 части 1 статьи 16 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", за исключением случаев, если нанесение отметок на такие документы либо их изъятие является необходимым условием предоставления государственной или муниципальной услуги, и иных случаев, установленных федеральными законами;
осуществления действий, в том числе согласований, необходимых для получения государственной услуги и связанных с обращением в иные государственные органы, органы местного самоуправления, организации, за исключением получения услуг, являющихся необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги и включенных в перечень, утвержденный постановлением Правительства Саратовской области от 12 декабря 2011 года N 690-П, а также получения документов и информации, выдаваемых в результате предоставления таких услуг.
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги
2.15. Основания для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, отсутствуют.
Исчерпывающий перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги
2.16. В назначении государственной социальной помощи отказывается, если:
статус заявителя, семьи заявителя не соответствует требованиям статьи 1 Закона Саратовской области "О государственной социальной помощи в Саратовской области" (пункту 1.2.1 Административного регламента);
документы, необходимые для назначения государственной социальной помощи, представлены не в полном объеме и (или) не соответствуют требованиям, установленным Правительством области (постановление Правительства Саратовской области от 23 апреля 2004 года N 98-П "Об утверждении Порядка назначения и организации выплаты государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам");
заявителем представлены неполные и (или) недостоверные сведения о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности;
заявителем не соблюдены условия назначения государственной социальной помощи, установленные Правительством области (постановление Правительства Саратовской области от 23 апреля 2004 года N 98-П "Об утверждении Порядка назначения и организации выплаты государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам");
общий размер оказанной заявителю, семье заявителя государственной социальной помощи в текущем календарном году уже составил 2000 рублей.
2.16.1. В выдаче справки о нуждаемости в государственной социальной помощи членам малоимущих семей и малоимущим одиноко проживающим гражданам отказывается, если:
статус заявителя не соответствует требованиям пункта 1.2.3 Административного регламента;
перечень документов, представленных заявителем, не соответствует требованиям пункта 2.10 Административного регламента;
заявителем представлены неполные или недостоверные сведения о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности.
2.16.2. В выдаче справки, подтверждающей назначение государственной социальной помощи, отказывается, если:
статус заявителя не соответствует требованиям пункта 1.2.2 Административного регламента;
перечень документов, представленных заявителем, не соответствует требованиям пункта 2.10.1 Административного регламента;
в назначении государственной социальной помощи отказано - для лиц, обратившихся одновременно за справкой, подтверждающей назначение государственной социальной помощи, и за назначением государственной социальной помощи и (или) государственной социальной помощи на основании социального контракта, которым государственная социальная помощь и (или) государственной социальной помощи на основании социального контракта не была назначена в течение одного года до дня обращения за выдачей справки;
гражданин, на которого запрашивается справка, подтверждающая назначение государственной социальной помощи, не входит в состав семьи заявителя, получившей государственную социальную помощь и (или) государственную социальную помощь на основании социального контракта.
2.17. Выплата государственной социальной помощи (в виде ежемесячной выплаты) прекращается в случаях:
недостоверности представленных заявителем сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности;
несвоевременного извещения об изменении указанных сведений.
2.18. Основания для приостановления предоставления государственной услуги отсутствуют.
Перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги, в том числе сведения о документе (документах), выдаваемом (выдаваемых) организациями, участвующими в представлении государственной услуги
2.19. Необходимые и обязательные услуги, оказываемые организациями, участвующими в представлении государственной услуги, отсутствуют.
Порядок, размер и основания взимания государственной пошлины или и ной платы, взимаемой за предоставление государственной услуги
2.20. Предоставление государственной услуги осуществляется бесплатно.
Максимальный срок ожидания в очереди при подаче запроса о предоставлении государственной услуги, услуги, предоставляемой организацией, участвующей в предоставлении государственной услуги, и при получении результата предоставления таких услуг
2.21. Максимальное время ожидания в очереди при подаче заявления о предоставлении государственной услуги и при получении результата её предоставления не должно превышать 15 минут.
Срок и порядок регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной услуги и услуги, предоставляемой организацией, участвующей в предоставлении государственной услуги, в том числе
2.22. Срок регистрации поступивших запросов на предоставление государственной услуги посредством почты либо в электронном виде не должен превышать одного рабочего дня с момента их поступления.
При личном обращении время приема и регистрации документов не должно превышать 20 минут.
Требования к помещениям, в которых предоставляется государственная услуга
2.23. Требования к залу ожидания.
Места ожидания приема у специалистов органа, предоставляющего государственную услугу, оборудуются сидячими местами, количество которых определяется, исходя из фактической нагрузки и возможностей для их размещения в помещении, но не менее 5 мест.
Места ожидания, при наличии возможности, оборудуются электронной системой управления очередью, инструкция по эксплуатации которой размещается на информационном стенде.
Места ожидания, при наличии возможности, оборудуются системой звукового информирования для информирования престарелых и слабовидящих граждан.
Места приема заявителей оборудуются информационными табличками (вывесками) с указанием:
номера окна (кабинета) и наименования отдела;
фамилии, имени, отчества и должности специалиста;
информации о днях и времени приема заявителей;
времени технического перерыва.
Таблички на дверях или стенах устанавливаются таким образом, чтобы при открытой двери они были видны и читаемы.
2.24. Требования к местам для заполнения запросов о предоставлении государственной услуги.
Места, предназначенные для заполнения заявителем запросов о предоставлении услуги, оборудуются столами и стульями для возможности оформления документов, а также не менее чем 1 копировальным аппаратом и сканирующим устройством.
Рабочее место каждого специалиста оборудуется персональным компьютером с возможностью доступа к необходимым информационным базам данных, печатающим устройством, а также офисным креслом для персонала.
2.25. Требования к местам информирования.
Места, предназначенные для ознакомления заявителей с информацией о порядке предоставления государственной услуги, оборудуются информационными стендами с перечнем документов, необходимых для предоставления государственной услуги, и образцами их заполнения.
Информационные стенды снабжаются карманами с информационными листками и памятками, которые граждане могут взять с собой.
Информационные стенды располагаются на уровне, доступном для чтения, и оборудуются подсветкой в случае необходимости. Шрифт размещенной на стенде информации должен быть легко читаемым.
В дополнение к информационным стендам допускается организация мест распространения буклетов с вложенной информацией о порядке предоставления государственной услуги.
2.26. Требования к обеспечению доступности государственных услуг и помещений, в которых предоставляется государственная услуга, для инвалидов:
наличие условий беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов в помещениях, в которых предоставляется государственная услуга (в случаях, если существующие объекты невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги);
оказание инвалидам помощи, необходимой для получения в доступной для них форме информации о правилах предоставления государственной услуги, в том числе об оформлении необходимых для получения государственной услуги документов, о совершении ими других необходимых для получения государственной услуги действий;
предоставление инвалидам по слуху, при необходимости, услуги с использованием русского жестового языка, включая обеспечение допуска на объект сурдопереводчика, тифлосурдопереводчика;
оказание работниками органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере социальной защиты, иной необходимой инвалидам помощи в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами;
наличие копий документов, объявлений, инструкций о порядке предоставления государственной услуги (в том числе, на информационном стенде), выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, а также аудиоконтура в регистратуре.
Показатели доступности и качества государственной услуги
2.27. Показателями доступности и качества государственной услуги являются:
1) количество взаимодействий заявителя с должностными лицами при предоставлении государственной услуги и их продолжительность;
2) возможность получения государственной услуги в МФЦ;
3) возможность (невозможность) получения государственной услуги в любом территориальном подразделении органа, предоставляющего государственную услугу, по выбору заявителя;
4) возможность получения информации о ходе предоставления государственной услуги, в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий;
5) возможность либо невозможность получения государственной услуги посредством запроса о предоставлении нескольких государственных и (или) муниципальных услуг в МФЦ (комплексного запроса);
6) обеспечение условий доступности для инвалидов объектов социальной инфраструктуры и предоставляемых услуг.
Иные требования
2.28. Иные требования и особенности предоставления государственной услуги, в том числе в электронной форме, Административным регламентом не предусмотрены.
III. Состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур (действий), требования к порядку их выполнения, в том числе особенности выполнения административных процедур (действий) в электронной форме
Исчерпывающий перечень административных процедур (действий)
3.1. Предоставление государственной услуги включает в себя следующие административные процедуры:
прием и регистрация заявления(ний) и документов;
формирование и направление межведомственного запроса в органы, участвующие в предоставлении государственной услуги;
подготовка и принятие решения о назначении (об отказе в назначении) государственной социальной помощи (далее - Решение, в соответствующем подразделе Административного регламента);
подготовка и принятие решения о выдаче (об отказе в выдаче) справки, подтверждающей назначение государственной социальной помощи, и (или) справки о нуждаемости в государственной социальной помощи (далее - Решение, в соответствующем подразделе Административного регламента);
выдача справки, подтверждающей назначение государственной социальной помощи, и (или) справки о нуждаемости в государственной социальной помощи (далее - справка(ки));
организация выплаты государственной социальной помощи;
порядок осуществления в электронной форме, в том числе с использованием ЕПГУ, административных процедур (действий);
порядок исправления допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах.
Прием и регистрация заявления(ний) и документов
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
3.2.1. Основанием для начала процедуры по приему и регистрации заявления(ний) и документов является обращение заявителя или его представителя в уполномоченный орган с заявлением(ями) о назначении государственной социальной помощи и (или) о выдаче справки(вок) (приложение N 1 и/или N 2 к Административному регламенту) и документами, подлежащими предоставлению заявителем.
Заявление(ния) и документы предоставляются заявителем на бумажных носителях либо в форме электронных документов (в случае направления запроса заявителем о предоставлении государственной услуги в электронном виде) с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет в соответствии с законодательством.
Днем обращения за государственной услугой считается день регистрации заявления(ний) о назначении государственной социальной помощи и (или) выдачи справки(вок).
3.2.2. Специалист учреждения, ответственный за прием документов, проверяет предоставленные документы на их соответствие требованиям Административного регламента. Оригиналы документов, кроме справок, возвращаются заявителю после сличения специалистом копий документов с оригиналами.
Максимальный срок выполнения действия составляет 5 минут.
3.2.3. Если представленные документы соответствуют перечню, указанному в части первой пункта 2.10 и (или) в пункте 2.10.1 Административного регламента, специалист учреждения, ответственный за прием документов, выдает заявителю (его представителю) бланк(ки) заявления(ний) для заполнения.
Максимальный срок выполнения действия составляет 10 минут.
3.2.4. Специалист учреждения, ответственный за прием документов, вносит в электронный журнал регистрации обращений граждан, который ведется на основе программного комплекса "Регистрация обращений граждан" (далее - Журнал), запись о приеме заявления(ний) и документов, оформляет расписку, которая является отрывной частью заявления(ний), и передает её заявителю.
Максимальный срок выполнения действия составляет 5 минут.
3.2.5. В случае несоответствия представленных документов требованиям Административного регламента специалист учреждения, ответственный за прием документов, предоставляет заявителю консультацию по перечню и качеству предоставляемых документов и выдает памятку со списком документов, необходимых для предоставления государственной услуги. Заявитель вправе забрать документы для доработки.
Максимальный срок выполнения действия составляет 10 минут.
3.2.6. Если после консультации специалиста заявитель оставляет представленный им пакет документов, специалист учреждения, ответственный за прием документов, принимает документы, вносит в Журнал запись о приеме заявления(ний), оформляет расписку(ки) и передает её заявителю.
Максимальный срок выполнения действия составляет 5 минут.
Максимальный срок приема и регистрации заявления и документов не может превышать 20 минут.
3.2.7. Результатом административной процедуры является регистрация заявления и документов, представленных заявителем.
Способом фиксации результата административной процедуры является запись о регистрации заявления в Журнале.
Формирование и направление межведомственного запроса в органы, участвующие в предоставлении государственной услуги
3.3. Основанием для осуществления административной процедуры по формированию и направлению межведомственного запроса являются регистрация заявления(ний) и документов, подлежащих представлению заявителем, - в случае необходимости подтверждения правильности сведений, указанных гражданином в заявлении со сведениями о составе и доходах семьи, которые находятся в распоряжении органов, участвующих в предоставлении государственной услуги.
В этом случае специалист учреждения, ответственный за подготовку и направление запроса, осуществляет подготовку и направление запроса в организации, в распоряжении которых находятся документы, необходимые для предоставления государственной услуги.
Срок подготовки межведомственного запроса - 1 рабочий день со дня представления документов заявителем.
3.3.1. Направление межведомственного запроса осуществляется по каналам единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключенных к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия.
3.3.2. Направление межведомственного запроса в бумажном виде допускается в случае невозможности направления межведомственных запросов в электронной форме в связи с подтвержденной технической недоступностью или неработоспособностью веб-сервисов органов - участников межведомственного информационного обмена.
3.3.3. Направление межведомственного запроса допускается только в целях, связанных с предоставлением государственной услуги.
3.3.4. Сформированный пакет документов передается специалисту, ответственному за назначение государственной социальной помощи и (или) выдачу справки о нуждаемости в государственной социальной помощи.
Максимальный срок формирования полного пакета документов, необходимых для предоставления государственной услуги, с учетом получения документов (сведений) по межведомственным информационным запросам, - 6 рабочих дней.
3.3.5. Результатом исполнения административной процедуры формирования и направления межведомственного запроса является получение сведений, необходимых для предоставления государственной услуги.
Способом фиксации административной процедуры является регистрация запрашиваемых документов (информации).
Подготовка и принятие решения о назначении (об отказе в назначении) государственной социальной помощи
3.4. Основанием для начала осуществления административной процедуры по подготовке и принятию Решения является формирование полного пакета документов, необходимых для принятия Решения.
3.4.1. Специалист учреждения, ответственный за назначение государственной социальной помощи, заносит необходимые данные на основании сформированного пакета документов, необходимых для предоставления государственной услуги, в электронную базу данных.
3.4.2. Специалист учреждения, ответственный за назначение государственной социальной помощи, подготавливает расчет дохода и прожиточного минимума малоимущей семьи (малоимущего одиноко проживающего гражданина) и передает его вместе с документами заявителя, на визу начальнику отдела учреждения, ответственному за организацию назначения государственной социальной помощи.
Максимальный срок выполнения действий составляет 1 рабочий день.
3.4.3. Начальник отдела учреждения, ответственный за организацию назначения государственной социальной помощи, проверяет документы, расчет дохода и прожиточного минимума малоимущей семьи (малоимущего одиноко проживающего гражданина) и передает их в комиссию по рассмотрению вопросов об оказании государственной социальной помощи (далее - комиссия).
Максимальный срок выполнения действия составляет 1 рабочий день.
3.4.4. Комиссия оценивает представленные каждым конкретным заявителем сведения о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности и, учитывая материальное положение, возраст, состояние трудоспособности членов семьи или одиноко проживающего гражданина, трудность жизненной ситуации, нуждаемость в помощи, реализации возможностей самообеспечения, выносит одно из представлений:
об оказании государственной социальной помощи, ее виде, размере и периоде оказания;
о необходимости проведения дополнительной проверки представленных заявителем сведений;
о прекращении оказания государственной социальной помощи;
об отказе в оказании государственной социальной помощи.
Комиссия работает на общественных началах.
Максимальный срок выполнения действия составляет 1 рабочий день.
3.4.5. Руководитель учреждения проверяет документы, рассматривает представление комиссии и визирует их. Представление с документами передается специалисту учреждения, ответственному за назначение государственной социальной помощи.
Максимальный срок выполнения действия составляет 1 рабочий день.
3.4.6. Специалист учреждения, ответственный за назначение государственной социальной помощи, заносит в электронную базу данных информацию на основании завизированного руководителем учреждения представления, подготавливает проект Решения и передает его вместе с документами начальнику отдела учреждения, ответственному за организацию назначения государственной социальной помощи.
Максимальный срок выполнения действия составляет 1 рабочий день.
3.4.7. Начальник отдела учреждения, ответственный за назначение государственной социальной помощи, проверяет документы, проект Решения, визирует его и направляет на подпись руководителю учреждения.
Максимальный срок выполнения действия составляет 1 рабочий день.
3.4.8. Руководитель учреждения проверяет пакет документов, проект Решения, подписывает Решение и заверяет подпись гербовой печатью.
Максимальный срок выполнения действия составляет 2 рабочих дня.
3.4.9. Специалист, ответственный за назначение государственной социальной помощи, подшивает документы, расчет доходов и прожиточного минимума семьи, принятое Решение и формирует личное дело заявителя согласно установленному порядку.
На внешней стороне обложки личного дела указывается наименование органа социальной поддержки населения области, номер личного дела, название меры социальной поддержки, фамилия, имя, отчество и адрес заявителя полностью.
В случае принятия решения о назначении государственной социальной помощи личное дело передается в отдел выплат.
Максимальный срок процедуры принятия Решения не может превышать 10 календарных дней со дня регистрации уполномоченным органом заявления и документов, подлежащих представлению заявителем.
3.4.10. Специалист учреждения, ответственный за назначение государственной социальной помощи, в день принятия Решения подготавливает заявителю соответствующее письменное уведомление и передает его на визу начальнику отдела учреждения, ответственному за организацию назначения государственной социальной помощи.
3.4.11. Начальник отдела учреждения, ответственный за организацию назначения государственной социальной помощи, визирует уведомление и направляет его на подпись руководителю учреждения.
3.4.12. Руководитель учреждения подписывает уведомление.
3.4.13. Специалист учреждения, ответственный за назначение государственной социальной помощи, направляет письменное уведомление заявителю в день принятия Решения.
3.4.14. Уведомление о назначении государственной социальной помощи или об отказе в её назначении направляется в письменной форме заявителю не позднее чем через 10 календарных дней после обращения заявителя и представления им необходимых документов. При необходимости проведения дополнительной проверки (комиссионного обследования) учреждением представленных заявителем сведений о доходах семьи (одиноко проживающего гражданина) специалист учреждения, ответственный за назначение государственной социальной помощи, не позднее 10 календарных дней после обращения направляет заявителю предварительный ответ с уведомлением о проведении такой проверки. В таком случае окончательный ответ должен быть дан заявителю не позднее чем через 30 дней после подачи заявления.
3.4.15. Результатом административной процедуры является принятие Решения.
Способом фиксации результата административной процедуры является сформированное личное дело получателя государственной социальной помощи.
Подготовка и принятие решения о выдаче (об отказе в выдаче) справки, подтверждающей назначение государственной социальной помощи, и (или) о нуждаемости в государственной социальной помощи (далее - справка)
3.5.1. Специалист учреждения, ответственный за выдачу справки, на основании сформированного пакета документов заявителя, необходимого для предоставления государственной услуги, заносит необходимые данные, содержащиеся в документах, в электронную базу данных, при необходимости формирует и распечатывает расчет доходов и прожиточного минимума малоимущей семьи (малоимущего одиноко проживающего гражданина), проект Решения, справку по форме согласно приложению N 3 к Административному регламенту и передает их вместе с пакетом документов на визу начальнику отдела учреждения, ответственному за организацию выдачи справки.
Если на этапе подготовки и принятия Решения специалистом установлены обстоятельства, являющиеся основанием для отказа в выдаче справки, он подготавливает проект Решения об отказе в выдаче справки.
Максимальный срок выполнения действия составляет 2 рабочих дня.
3.5.2. Начальник отдела учреждения, ответственный за организацию выдачи справки, проверяет пакет документов, визирует проект Решения, справку и направляет их на подпись руководителю учреждения.
Максимальный срок выполнения действия составляет 1/2 рабочего дня.
3.5.3. Руководитель учреждения принимает Решение, подписывает его, подписывает справку и заверяет подпись гербовой печатью учреждения.
Максимальный срок выполнения действия составляет 1 рабочий день.
3.5.4. Максимальный срок процедуры принятия Решения не может превышать 30 календарных дней со дня регистрации заявления и документов, подлежащих представлению заявителем.
3.5.5. В случае принятия решения об отказе в выдаче справки специалист учреждения, ответственный за выдачу справки, готовит письменное уведомление заявителю об отказе в выдаче справки и направляет его на визу начальнику отдела учреждения, ответственному за организацию выдачи справки.
Максимальный срок выполнения действия составляет 1 рабочий день.
3.5.6. Начальник отдела учреждения, ответственный за организацию выдачи справки, визирует уведомление об отказе в выдаче справки и направляет его на подпись руководителю учреждения.
Максимальный срок выполнения действия составляет 1 рабочий день.
3.5.7. Руководитель учреждения подписывает уведомление об отказе в выдаче справки(вок).
Максимальный срок выполнения действия составляет 2 рабочих дня.
3.5.8. Специалист учреждения, ответственный за выдачу справки, направляет заявителю письменное уведомление об отказе в выдаче справки.
Максимальный срок выполнения действия составляет 1 рабочий день.
Срок направления заявителю письменного уведомления об отказе в выдаче справки не может превышать 30 календарных дней со дня регистрации соответствующего заявления и документов, подлежащих представлению заявителем.
3.5.9. Специалист учреждения, ответственный за выдачу справки, подшивает документы, Решение о выдаче справки о нуждаемости в государственной социальной помощи, расчет доходов и прожиточного минимума семьи и формирует личное дело заявителя. В случае, если на заявителя сформировано личное дело получателя государственной социальной помощи, документы, Решение о выдаче справки о нуждаемости в государственной социальной помощи, расчет доходов и прожиточного минимума семьи подшиваются в личное дело получателя государственной социальной помощи.
3.5.10. Специалист, ответственный за выдачу справки, подшивает документы, Решение о выдаче справки, подтверждающей получение государственной социальной помощи, в личное дело получателя государственной социальной помощи.
3.5.11. Результатом выполнения административной процедуры является принятие Решения.
Способом фиксации результата выполнения административной процедуры является справка.
Выдача справки, подтверждающей назначение государственной социальной помощи, и (или) справки о нуждаемости в государственной социальной помощи
3.6. Основанием для начала процедуры по выдаче справки(вок) является принятие Решения о выдаче справки(вок).
Специалист учреждения, ответственный за выдачу справки, в день принятия Решения о выдаче справки уведомляет заявителя о необходимости получения справки.
3.6.1. В день обращения заявителя за получением справки специалист учреждения, ответственный за выдачу справки, выдает справку заявителю. При получении справки заявитель расписывается в её получении в журнале учета выданных справок.
В случае, если заявителем выбран способ получения справки через МФЦ, специалист учреждения, ответственный за выдачу справки, в день принятия решения о выдаче справки посредством направления сообщения электронной почтой (с указанием номера дела из реестра передаваемых документов, принятых от заявителя в МФЦ) или телефонной связи, уведомляет представителя МФЦ о готовности справки и не позднее рабочего дня, следующего за днем такого уведомления, направляет в МФЦ оформленную справку в количестве экземпляров в соответствии с заявлением для выдачи заявителю. В журнале учета выдачи справок делается соответствующая отметка, а также указывается номер и дата сопроводительного документа о направлении справки(вок) в МФЦ.
3.6.2. Справка, не востребованная заявителем в учреждении свыше 3-х месяцев со дня обращения за ее выдачей, уничтожается способом, не позволяющим идентифицировать получателя, о чем делается отметка в журнале выдачи справок.
3.6.3. Результатом выполнения административной процедуры является выдача справки.
Способом фиксации результата выполнения административной процедуры является соответствующая отметка в журнале учета выданных справок.
Максимальный срок выдачи справки составляет один рабочий день.
Организация выплаты государственной социальной помощи
3.7.1. Специалист учреждения, ответственный за организацию выплат, на основании решения о назначении государственной социальной помощи, открывает лицевой счет на заявителя и направляет лицевой счет на визу начальнику отдела.
Максимальный срок выполнения действий составляет 1 рабочий день.
3.7.2. Начальник отдела учреждения, ответственный за организацию выплат, проверяет обоснованность открытия и правильность заполнения лицевого счета, визирует его и направляет на подпись руководителю учреждения.
Максимальный срок выполнения действия составляет 1 рабочий день.
3.7.3. Руководитель учреждения подписывает лицевой счет. Одновременно с подписью на лицевом счете ставится гербовая печать.
Максимальный срок выполнения действий составляет 1 рабочий день.
3.7.4. Специалист отдела учреждения, ответственный за организацию выплат, регистрирует лицевой счет в книге-реестре лицевых счетов, вносит необходимую информацию в электронную базу данных.
Максимальный срок выполнения действий составляет 1 рабочий день.
При наличии технической возможности учет выплаты может осуществляться в электронном виде, а также в журнале учета выплат единовременных выплат. При этом лицевой счет на бумажном носителе не заводится.
3.7.5. Специалист отдела учреждения, ответственного за организацию выплат, формирует отчет-заявку на открытие объемов финансирования для осуществления выплаты и отдает её на подпись начальнику отдела учреждения, ответственного за организацию выплат.
Максимальный срок выполнения действия составляет 1 рабочий день.
3.7.6. Начальник отдела учреждения, ответственного за организацию выплат, проверяет отчет-заявку, подписывает её и направляет на подпись руководителю учреждения. Руководитель учреждения подписывает отчет-заявку.
Максимальный срок выполнения действия составляет 1 рабочий день.
3.7.7. Специалист отдела учреждения, ответственного за организацию выплат до 20 числа месяца, предшествующего выплате, направляет отчет-заявку в государственное казенное учреждение Саратовской области "Центр коммуникации по вопросам социальной защиты населения Саратовской области" (далее - ГКУ СО "ЦКСЗН Саратовской области".
Максимальный срок выполнения действия составляет 1 рабочий день.
3.7.8. Специалист отдела ГКУ СО "ЦКСЗН Саратовской области", ответственного за финансовое обеспечение, формирует отчет-заявку на открытие объемов финансирования для осуществления выплаты и отдает её на подпись начальнику отдела ГКУ СО "ЦКСЗН Саратовской области", ответственного за финансовое обеспечение.
Максимальный срок выполнения действия составляет 1 рабочий день.
3.7.9. Начальник отдела ГКУ СО "ЦКСЗН Саратовской области", ответственного за финансовое обеспечение, проверяет отчет-заявку, подписывает её и направляет на подпись руководителю ГКУ СО "ЦКСЗН Саратовской области".
Максимальный срок выполнения действия составляет 1 рабочий день.
3.7.10. Руководитель ГКУ СО "ЦКСЗН Саратовской области" подписывает отчет-заявку.
Максимальный срок выполнения действия составляет 1 рабочий день.
3.7.11. Специалист отдела ГКУ СО "ЦКСЗН Саратовской области", ответственного за финансовое обеспечение, до 25 числа месяца, предшествующего выплате, направляет отчет-заявку об использовании денежных средств за отчетный период и о потребности в объемах финансирования на очередной месяц в отдел Министерства, ответственный за финансовое обеспечение.
Максимальный срок выполнения действия составляет 1 рабочий день.
3.7.12. Специалист отдела Министерства, ответственного за финансовое обеспечение, формирует сводную информацию о потребности в объемах финансирования на очередной месяц.
Максимальный срок выполнения действия составляет 2 рабочих дня.
3.7.13. Специалист отдела Министерства, ответственного за финансовое обеспечение, формирует в удаленном рабочем месте автоматизированной системы "Бюджет" заявку на открытие объемов финансирования на очередной месяц и направляет её в министерство финансов области по электронным каналам связи в порядке, установленном приказом министерства финансов Саратовской области от 23 декабря 2011 года N 203 "О Порядке проведения операций по обеспечению кассовых выплат главных распорядителей и получателей средств областного бюджета".
Максимальный срок выполнения действия составляет 3 рабочих дня.
3.7.14. На основании принятых к исполнению министерством финансов области заявок на открытие объемов финансирования в автоматизированной системе "Бюджет", объемы финансирования, доступные для осуществления кассовых выплат, отражаются на лицевом счете, открытом ГКУ СО "ЦКСЗН Саратовской области".
3.7.15. Специалист учреждения, ответственный за организацию выплат, до 30 числа месяца, предшествующего выплате, готовит выплатные документы для учреждений почтовой связи и (или) кредитных организаций для осуществления выплаты заявителям.
Максимальный срок выполнения действия составляет 1 рабочий день.
3.7.16. Специалист учреждения, ответственный за организацию выплат, направляет выплатные документы на подпись начальнику отдела учреждения, ответственного за организацию выплаты.
Максимальный срок выполнения действия составляет 1 рабочий день.
3.7.17. Начальник отдела учреждения, ответственный за организацию выплат, проверяет выплатные документы, подписывает их и направляет на подпись руководителю учреждения.
Максимальный срок выполнения действия составляет 1 рабочий день.
3.7.18. Руководитель учреждения подписывает выплатные документы и ставит гербовую печать на подписанные выплатные документы.
Максимальный срок выполнения действия составляет 1 рабочий день.
3.7.19. Подготовленные выплатные документы направляются в соответствующую организацию почтовой связи, отделение кредитной организации, в котором открыты счета получателей в порядке и в сроки, предусмотренном заключенными договорами.
3.7.20. Специалист учреждения, ответственный за организацию выплат, направляет в ГКУ СО "ЦКСЗН Саратовской области" один из экземпляров выплатных документов, подписанных руководителем учреждения.
Максимальный срок выполнения действия составляет 1 рабочий день.
3.7.21. Специалист ГКУ СО "ЦКСЗН Саратовской области", ответственный за организацию выплат, на основании переданных учреждения выплатных документов, готовит платежные документы на перечисление денежных средств и передает их на подпись начальнику отдела ГКУ СО "ЦКСЗН Саратовской области", ответственному за расходование бюджетных средств.
Максимальный срок выполнения действия составляет 1 рабочий день.
3.7.22. Начальник отдела ГКУ СО "ЦКСЗН Саратовской области", ответственного за расходование денежных средств, проверяет платежные документы, подписывает их и направляет на подпись руководителю ГКУ СО "ЦКСЗН Саратовской области".
Максимальный срок выполнения действия составляет 1 рабочий день.
3.7.23. Руководитель ГКУ СО "ЦКСЗН Саратовской области" подписывает платежные документы и ставит гербовую печать.
Максимальный срок выполнения действия 1 рабочий день.
3.7.24. Специалист ГКУ СО "ЦКСЗН Саратовской области", ответственный за организацию выплат, направляет платежные документы в финансовый орган, обслуживающий ГКУ СО "ЦКСЗН Саратовской области".
Максимальный срок выполнения действия 1 рабочий день.
3.7.25. Специалист учреждения, ответственный за организацию выплат, вносит отметки о не выплаченных суммах в лицевой счет получателя и базу данных на основании выплатных документов, полученных органом социальной поддержки населения области от Управления федеральной почтовой связи Саратовской области - филиала ФГУП "Почта России" после завершения выплатного периода.
Максимальный срок выполнения действия 1 рабочий день.
3.7.26. Результатом исполнения административной процедуры является организация выплаты государственной социальной помощи.
Способом фиксации результата выполнения административной процедуры является внесение соответствующей отметки в базу данных об информации номера и дате заявки на кассовый расход.
Максимальный срок по выполнению всех административных действий, связанных с организацией выплаты государственной социальной помощи, не должен превышать 60 календарных дней со дня передачи личного дела получателя в отдел выплат.
Порядок осуществления в электронной форме, в том числе с использованием ЕПГУ, административных процедур (действий)
3.8. В личном кабинете на ЕПГУ заявитель может получить информацию о государственной услуге: о порядке её предоставления, консультировании, обжаловании; результате и сроках предоставления услуги; о нормативных правовых актах, регулирующих предоставление государственной услуги; о перечне документов, необходимых для предоставления государственной услуги; ознакомиться с текстом Административного регламента.
3.8.1. Формирование запроса на предоставление государственной услуги может осуществляться в электронной форме в случае направления заявителем документов в учреждение посредством ЕПГУ.
3.8.2. Заявителю, представившему заявление о назначении государственной социальной помощи и (или) о выдаче справки, подтверждающей назначение государственной социальной помощи и (или) справки о нуждаемости в государственной социальной помощи и сведения из документов с использованием ЕПГУ, в течение одного рабочего дня после дня регистрации заявления учреждением направляется с использованием ЕПГУ уведомление о соответствии (несоответствии) представленных сведений установленным требованиям с приглашением на прием с оригиналами документов, обязательных к представлению заявителем, (далее - приглашение на прием).
Оригиналы документов, сведения из которых (электронные образы которых) были направлены с использованием ЕПГУ, должны быть представлены заявителем в соответствующее учреждение не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем направления учреждением приглашения на прием.
Если оригиналы документов, обязательных к представлению заявителем, не представлены заявителем в срок, указанный в абзаце втором настоящего пункта, учреждение отказывает:
в назначении государственной социальной помощи по основаниям, установленным абзацем четвертым статьи 5.1 Закона Саратовской области "О государственной социальной помощи в Саратовской области" (абзацем третьим пункта 2.16 Административного регламента);
в выдаче справки о нуждаемости в государственной социальной помощи по основаниям, установленным абзацем третьим пункта 2.16.1 Административного регламента);
в выдаче справки, подтверждающей назначение государственной социальной помощи, по основаниям, установленным абзацем третьим пункта 2.16.2 Административного регламента).
3.8.3. После регистрации заявления и документов на предоставление государственной услуги заявитель может обратиться в учреждение с запросом о ходе предоставления государственной услуги в форме электронного документа, в том числе посредством ЕПГУ в порядке, установленном законодательством.
В соответствии с запросом заявителю направляются сведения о ходе предоставления государственной услуги, в том числе посредством ЕПГУ. Дополнительно, по просьбе гражданина, ответ может направляется по почтовому адресу или адресу электронной почты, указанному в обращении.
Срок направления заявителю сведений о ходе выполнения запроса о предоставлении государственной услуги - 3 дня.
3.8.4. В случае подачи заявления о назначении государственной социальной помощи и (или) о выдаче справки, подтверждающей назначение государственной социальной помощи и (или) справки о нуждаемости в государственной социальной помощи в электронной форме с использованием ЕПГУ заявителю не позднее одного рабочего дня после принятия Решения направляется электронное сообщение о назначении или об отказе в назначении государственной социальной помощи и (или) о выдаче справки, подтверждающей назначение государственной социальной помощи и (или) справки о нуждаемости в государственной социальной помощи на адрес электронной почты или с использованием ЕПГУ по выбору заявителя.
3.8.5. Результатом выполнения административной процедуры является направление заявителю уведомления (сведений о ходе предоставления государственной услуги) в форме электронного документа, в том числе посредством ЕПГУ.
Способом фиксации результата выполнения административной процедуры является учетная запись в журнале регистрации заявлений на получение государственной услуги.
Порядок исправления допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах
3.9.1. В случае, если в выданных в результате предоставления государственной услуги документах допущены опечатки и (или) ошибки, то заявитель вправе обратиться в учреждение посредством почтовой связи либо непосредственно при личном обращении с письмом о необходимости исправления допущенных опечаток и (или) ошибок с изложением их сути и приложением копии документа, содержащего опечатки и (или) ошибки, а также с указанием способа получения исправленного документа (лично либо почтовым отправлением).
3.9.2. В течение 5 рабочих дней с момента регистрации в учреждении письма о необходимости исправления допущенных опечаток и (или) ошибок учреждение подготавливает и направляет заявителю новые документы, в которые внесены соответствующие исправления.
3.9.3. Документ, выдаваемый в результате предоставления государственной услуги, в который внесены исправления, направляется заявителю выбранным им способом: лично или почтовым отправлением.
IV. Формы контроля за исполнением регламента услуги
Порядок осуществления текущего контроля за соблюдением и исполнением ответственными должностными лицами положений регламента услуги и иных нормативных правовых актов, устанавливающих требования к предоставлению государственной услуги, а также принятием ими решений
4.1. Текущий контроль соблюдения последовательности действий, определенных административными процедурами по предоставлению государственной услуги в соответствии с Административным регламентом, и принятия решений осуществляется должностными лицами Министерства, ГКУ СО "ЦКСЗН Саратовской области" и учреждений, ответственными за организацию работы по предоставлению государственной услуги.
4.2. Контроль над полнотой и качеством предоставления государственной услуги осуществляется на основании приказов Министерства.
4.3. Контроль над полнотой и качеством предоставления государственной услуги включает в себя проведение проверок, выявление и устранение нарушений прав заявителей, рассмотрение, принятие решений и подготовку ответов на обращения граждан, содержащие жалобы на решения, действия (бездействие) должностных лиц Министерства, ГКУ СО "ЦКСЗН Саратовской области" и учреждений.
4.4. Перечень должностных лиц, осуществляющих текущий контроль, устанавливается в соответствии с должностными регламентами государственных гражданских служащих.
Порядок и периодичность осуществления плановых и внеплановых проверок полноты и качества предоставления государственной услуги, в том числе порядок и формы контроля за полнотой и качеством предоставления государственной услуги
4.5. Плановые проверки должностными лицами Министерства осуществляются в соответствии с планом проведения плановых проверок, внеплановые проверки осуществляются в соответствии с приказами руководителя Министерства.
4.6. Периодичность проведения плановых проверок устанавливается руководителем Министерства.
Периодичность проведения проверок устанавливается не чаще, чем 1 раз в 3 года.
4.7. По результатам проведенных проверок в случае выявления нарушений прав заявителей осуществляется привлечение виновных лиц к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации и Саратовской области.
Ответственность должностных лиц органа, предоставляющего государственную услугу за решения и действия (бездействие), принимаемые (осуществляемые) ими в ходе предоставления государственной услуги
4.8. Ответственность специалистов Министерства, ГКУ СО "ЦКСЗН Саратовской области" и учреждений закрепляется в их должностных регламентах (инструкциях):
ответственность за прием документов для назначения государственной социальной помощи несет специалист учреждения, ответственный за прием документов;
ответственность за подготовку и принятие Решения несет руководитель учреждения;
ответственность за организацию выплаты государственной социальной помощи несет руководитель ГКУ СО "ЦКСЗН Саратовской области" и учреждения;
ответственность за методическую поддержку при предоставлении государственной услуги несут руководители структурных подразделений Министерства, курирующие вопросы назначения, выплаты государственной социальной помощи и финансового обеспечения государственной услуги.
Требования к порядку и формам контроля за предоставлением государственной услуги, в том числе со стороны граждан, их объединений и организаций
4.9. Граждане имеют право оставить свои замечания и предложения в ящике для обращений граждан, а также на официальном сайте Министерства в разделе "Интернет-приемная Министерства".
4.10. Граждане имеют право направить жалобы (претензии) на нарушение их прав или законных интересов при предоставлении государственной услуги. Порядок подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) органов исполнительной власти Саратовской области и их должностных лиц при предоставлении государственной услуги осуществляется в соответствии с разделом V Административного регламента.
4.11. Граждане, их объединения и организации, заинтересованные в разработке проектов административных регламентов предоставления государственных услуг, могут направить свои рекомендации на официальный сайт Министерства с целью участия в проведении независимой экспертизы проектов.
V. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу, а также его должностных лиц
Информация для заинтересованных лиц об их праве на досудебное (внесудебное) обжалование действий (бездействия) и (или) решений, принятых (осуществленных) в ходе предоставления государственной услуги
5. В случае нарушения прав заявителей при предоставлении государственной услуги заявитель вправе подать жалобу в досудебном (внесудебном) порядке на решения и действия (бездействие) органа, предоставляющего государственную услугу, а также его должностных лиц, государственных гражданских служащих (далее - жалоба).
Органы государственной власти, организации и уполномоченные на рассмотрение жалобы лица, которым может быть направлена жалоба заявителя в досудебном (внесудебном) порядке
5.1. Жалоба подается в письменной форме на бумажном носителе либо в форме электронного документа.
Жалоба на действия (бездействие) должностных лиц, государственных гражданских служащих органа, предоставляющего государственную услугу, подается руководителю органа, предоставляющего государственную услугу.
Жалобы на решения и действия (бездействие) руководителя органа, предоставляющего государственную услугу, подаются в вышестоящий орган - Правительство Саратовской области.
Способы информирования заявителей о порядке подачи и рассмотрения жалобы, в том числе с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций)
5.2. Жалоба на решения и действия (бездействие) органа, предоставляющего государственную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, государственного гражданского служащего, руководителя органа, предоставляющего государственную услугу, может быть направлена по почте, через многофункциональный центр, с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", официального сайта органа, предоставляющего государственную услугу, единого портала государственных и муниципальных услуг, портала федеральной государственной информационной системы, обеспечивающей процесс досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия), совершенных при предоставлении государственных и муниципальных услуг органами, предоставляющими государственные и муниципальные услуги, их должностными лицами, государственными и муниципальными служащими, а также может быть принята при личном приеме заявителя.
5.3. Информацию о порядке подачи и рассмотрения жалобы граждане могут получить:
на официальном сайте органа, предоставляющего государственную услугу;
на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций);
в региональном реестре государственных и муниципальных услуг;
на информационных стендах органа, предоставляющего государственную услугу, многофункциональных центров;
при обращении в орган, предоставляющий государственную услугу (его структурное подразделение), многофункциональные центры.
Перечень нормативных правовых актов, регулирующих порядок досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу, а также его должностных лиц
5.4. Подача и рассмотрение жалобы осуществляется в соответствии со следующими нормативными правовыми актами:
Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг";
постановлением Правительства Российской федерации от 20 ноября 2012 года N 1198 "О федеральной государственной информационной системе, обеспечивающей процесс досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия), совершенных при предоставлении государственных и муниципальных услуг";
постановлением Правительства Саратовской области от 19 апреля 2018 года N 208-П "Об особенностях подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) органов исполнительной власти Саратовской области и их должностных лиц, государственных гражданских служащих органов исполнительной власти Саратовской области, а также жалоб на решения и действия (бездействие) многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг, его работников".
5.5. Информация, указанная в настоящем разделе Административного регламента, размещена на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций).
Орган, предоставляющий государственную услугу, обеспечивает в установленном порядке размещение и актуализацию сведений в соответствующем разделе регионального реестра.
VI. Особенности выполнения административных процедур (действий) в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг
Пункт 6 изменен с 28 июня 2021 г. - Приказ министерства труда и социальной защиты Саратовской области от 25 июня 2021 г. N 740
6. МФЦ осуществляет следующие административные процедуры:
информирование заявителей о порядке предоставления государственной услуги в МФЦ, о ходе выполнения запроса о предоставлении государственной услуги, по иным вопросам, связанным с предоставлением государственной услуги, а также консультирование заявителей о порядке предоставления государственной услуги в МФЦ;
прием и заполнение запросов о предоставлении государственных или муниципальных услуг, в том числе посредством автоматизированных информационных систем многофункциональных центров, а также прием комплексных запросов;
выдача заявителю результата предоставления государственной услуги, в том числе выдача документов на бумажном носителе, подтверждающих содержание электронных документов, направленных в МФЦ по результатам предоставления государственных и муниципальных услуг органами, предоставляющими государственные услуги, и органами, предоставляющими муниципальные услуги, а также выдача документов, включая составление на бумажном носителе и заверение выписок из информационных систем органов, предоставляющих государственные услуги, и органов, предоставляющих муниципальные услуги;
порядок досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия) многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг и их работников.
Информирование заявителей о порядке предоставления государственной услуги в МФЦ, о ходе выполнения запроса о предоставлении государственной услуги, по иным вопросам, связанным с предоставлением государственной услуги, а также консультирование заявителей о порядке предоставления государственной услуги в МФЦ
6.1. Информирование заинтересованных лиц по вопросам предоставления государственной услуги осуществляется специалистами МФЦ.
Информирование по вопросам предоставления государственной услуги осуществляется следующими способами:
индивидуальное устное информирование (на личном приеме или по телефону);
публичное письменное информирование.
Для индивидуального получения информации и консультаций заявитель вправе обратиться непосредственно в подразделение МФЦ в соответствии с графиком приема заявителей или позвонить по телефону Единой справочной службы МФЦ.
Сведения о местах нахождения и графиках работы, контактных телефонах МФЦ и его подразделений, размещаются на официальном сайте МФЦ http://www.mfc64.ru/.
На личном приеме или по телефону сотрудники МФЦ предоставляют следующую информацию:
по правовым основаниям предоставления государственной услуги в МФЦ;
о месте размещения информации по вопросам предоставления государственной услуги;
по перечню документов, необходимых для получения государственной услуги;
о сроке предоставления государственной услуги;
о ходе предоставления государственной услуги.
Публичное информирование осуществляется путем размещения на информационных стендах, расположенных в здании подразделений МФЦ, официальном сайте МФЦ следующей информации:
перечня нормативных правовых актов, регулирующих предоставление государственной услуги;
текста административного регламента предоставления государственной услуги;
перечня документов, необходимых для предоставления государственной услуги, подлежащих представлению заявителем, а также требований, предъявляемых к этим документам;
графика приема заявителей;
образцов заявлений, расписок и других форм документов, указанных в приложениях к административному регламенту предоставления государственной услуги;
о размере и основаниях взимания государственной пошлины или иной платы, взимаемой за предоставление государственной услуги, образца платежного поручения с необходимыми реквизитами (при наличии).
Наименование изменено с 28 июня 2021 г. - Приказ министерства труда и социальной защиты Саратовской области от 25 июня 2021 г. N 740
Прием и заполнение запросов о предоставлении государственных или муниципальных услуг, в том числе посредством автоматизированных информационных систем многофункциональных центров, а также прием комплексных запросов
6.2. Основанием для начала административной процедуры является личное обращение заявителя (его представителя) в МФЦ с заявлением и документами, предусмотренными пунктами 2.10-2.10.1 административного регламента.
Специалист, ответственный за прием и регистрацию документов, регистрирует заявление и выдает заявителю расписку в получении документов с указанием их перечня и даты получения.
Результатом административной процедуры является передача (направление) в учреждение заявления и документов.
Способом фиксации результата административной процедуры является отметка в экземплярах сопроводительного письма.
Срок административной процедуры составляет 2 рабочих дня.
Выдача заявителю результата предоставления государственной услуги, в том числе выдача документов на бумажном носителе, подтверждающих содержание электронных документов, направленных в МФЦ по результатам предоставления государственных и муниципальных услуг органами, предоставляющими государственные услуги, и органами, предоставляющими муниципальные услуги, а также выдача документов, включая составление на бумажном носителе и заверение выписок из информационных систем органов, предоставляющих государственные услуги, и органов, предоставляющих муниципальные услуги
6.3. Процедура осуществляется в части выдачи справки, подтверждающей назначение государственной социальной помощи, и (или) справки о нуждаемости в государственной социальной помощи (при условии принятия решения об их выдаче) в случаях, если в заявлении на предоставление государственной услуги заявителем указан способ получения результата государственной услуги через МФЦ.
Основанием для начала административной процедуры является поступление в МФЦ результата предоставления государственной услуги из учреждения.
Специалист МФЦ уведомляет заявителя о готовности результата предоставления государственной услуги в сроки, установленные Соглашением о взаимодействии, способами, определенными локальными правовыми актами МФЦ.
Результатом административной процедуры является выдача заявителю результата предоставления государственной услуги по факту его обращения в МФЦ.
Способом фиксации результата административной процедуры является подпись заявителя в экземпляре расписки, выданной заявителю при приеме документов, хранящемся в МФЦ;
Срок административной процедуры составляет 1 рабочий день при обращении заявителя.
МФЦ обеспечивает хранение невостребованных заявителем результатов предоставления государственных услуг в течение 30 календарных дней со дня их поступления в МФЦ. Невостребованные заявителем результаты предоставления государственных услуг передаются МФЦ в учреждение.
Порядок досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия) многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг и их работников
6.4. В случае нарушения прав заявителей при предоставлении государственной услуги через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг заявитель вправе подать жалобу на решения и действия (бездействия) многофункциональных центров и их работников в досудебном (внесудебном) порядке.
6.4.1. Жалоба на решения и действия (бездействие) работника многофункционального центра подается руководителю этого многофункционального центра. Жалоба на решения и действия (бездействие) многофункционального центра подается в министерство экономического развития Саратовской области, являющееся учредителем многофункционального центра.
6.4.2. Жалоба на решения и действия (бездействие) многофункционального центра, работника многофункционального центра может быть направлена по почте, с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", официального сайта многофункционального центра, единого портала государственных и муниципальных услуг, а также может быть принята при личном приеме заявителя.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.