Решение Верховного Суда РФ от 2 марта 2010 г. N ГКПИ10-51
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 6 мая 2010 г. N КАС10-187 настоящее решение оставлено без изменения
Верховный Суд Российской Федерации,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению В.Т.Т. о признании частично не действующим пункта 55 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2005 г. N 221, установил:
постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2005 г. N 221 утверждены Правила оказания услуг почтовой связи, пунктом 55 которых предусмотрено, что порядок регистрации и рассмотрения претензий устанавливается оператором почтовой связи. Оператор почтовой связи обязан рассмотреть претензию и дать заявителю ответ (в письменной форме) в сроки, определенные этим пунктом.
В.Т.Т. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующей указанной правовой нормы в части, относящей к полномочиям оператора почтовой связи установление порядка регистрации и рассмотрения претензий, ссылаясь на ее противоречие статье 37 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 176-ФЗ "О почтовой связи". По её мнению, оспариваемое положение позволяет каждому оператору почтовой связи устанавливать свой порядок регистрации претензий, в результате чего происходит злоупотребление правом и нарушение прав потребителей.
Заявитель в судебное заседание, о котором извещена надлежащим образом, не явилась, в заявлении просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, представляющее интересы Правительства Российской Федерации в соответствии с поручением от 31 января 2010 г., в своих возражениях указало на то, что претензии подлежат обязательной регистрации в установленном порядке в соответствии со статьей 37 Федерального закона "О почтовой связи".
Обсудив доводы заявителя, выслушав возражения представителей заинтересованного лица Г.С.В., К.В.Е., исследовав представленные доказательства, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации К.В.А., полагавшего в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для признания оспариваемых правовых норм незаконными.
Согласно части 2 статьи 17 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи" отношения в области почтовой связи регулируются международными договорами Российской Федерации, данным Федеральным законом и федеральным законом о почтовой связи, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Федеральный закон "О почтовой связи", в действующей до 1 января 2009 г. редакции, предусматривал, что порядок оказания услуг почтовой связи регулируется правилами оказания услуг почтовой связи, утверждаемыми Правительством Российской Федерации (часть третья статьи 4).
Правительство Российской Федерации в соответствии с полномочиями, предоставленными ему указанной нормой, постановлением от 15 апреля 2005 г. N 221 утвердило Правила оказания услуг почтовой связи (далее - Правила), которые регулируют взаимоотношения пользователей услугами почтовой связи и операторов почтовой связи общего пользования при заключении и исполнении договора об оказании услуг почтовой связи, а также устанавливают права и обязанности указанных операторов и пользователей.
Нормативный правовой акт опубликован в "Собрании законодательства Российской Федерации" за 2005 г., N 17, "Российской газете" 27 апреля 2005 г.
Федеральный закон "О почтовой связи" под операторами почтовой связи понимает организации почтовой связи и индивидуальных предпринимателей, имеющих право на оказание услуг почтовой связи (статья 2); предусматривает, что претензии оператору почтовой связи предъявляются в письменном виде и подлежат обязательной регистрации в установленном порядке (статья 37).
Данный Федеральный закон не делегирует регулирование вопроса о порядке рассмотрения и регистрации претензий Правительству Российской Федерации либо иному органу государственной власти, органу местного самоуправления. Следовательно, Правительство Российской Федерации, реализуя предоставленные ему полномочия по установлению порядка оказания услуг почтовой связи, вправе было в пункте 55 утвержденных им Правил возложить на оператора почтовой связи установление порядка регистрации и рассмотрения претензий.
Доводы заявителя о том, что установление порядка регистрации претензий оператором почтовой связи приводит к злоупотреблению правом и нарушению прав потребителей, лишены оснований.
Оператор почтовой связи, определяя порядок регистрации претензий, не может действовать произвольно. Он обязан исходить из требований статьи 37 Федерального закона "О почтовой связи" и главы VI оспариваемых Правил, регулирующих порядок предъявления и рассмотрения претензий. Закрепленные в них нормы устанавливают письменную форму претензии, обязанность её регистрации и рассмотрения оператором почтовой связи, форму ответа заявителю на претензию, регулируют сроки рассмотрения претензии и другие вопросы. По сути, оператор почтовой связи определяет лишь внутреннюю процедуру рассмотрения и регистрации претензии: фиксирование даты и времени её получения, способ регистрации, порядок направления ответа, ответственных должностных лиц и т.п.
В том случае, если установленный оператором почтовой связи порядок рассмотрения и регистрации претензий не соответствует федеральному закону либо иным нормативным правовым актам, нарушает права потребителей, заинтересованный лица не лишены возможности оспорить такой порядок в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемое нормативное положение не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении заявления.
Руководствуясь статьями 194-199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации решил:
в удовлетворении заявления В.Т.Т. о признании частично не действующим пункта 55 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2005 г. N 221, отказать.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Если обязательства по оказанию услуг почтовой связи не исполняются (или исполняются ненадлежаще), пользователь может предъявить претензию.
Оспаривалась норма, в силу которой порядок регистрации и рассмотрения указанных претензий устанавливается оператором почтовой связи.
По мнению заявителя, положения незаконны, поскольку позволяет каждому оператору определять свой порядок регистрации. Это порождает злоупотребления с их стороны и влечет нарушение прав потребителей.
ВС РФ не согласился с этими доводами и указал следующее.
Оператор почтовой связи, определяя порядок регистрации претензий, не может действовать произвольно. Он обязан исходить из требований Закона о почтовой связи и норм Правил, регулирующих порядок предъявления и рассмотрения претензий.
Закрепленные в них положения устанавливают письменную форму претензии; обязанность ее регистрации и рассмотрения; форму ответа на нее; регулируют сроки рассмотрения претензии и другие вопросы.
По сути, оператор почтовой связи определяет лишь внутреннюю процедуру рассмотрения и регистрации претензии: фиксирование даты и времени ее получения, способ регистрации, порядок направления ответа, ответственных должностных лиц и т. п.
Если такой порядок незаконен, нарушает права потребителей, заинтересованные лица не лишены возможности оспорить его в суде.
Решение Верховного Суда РФ от 2 марта 2010 г. N ГКПИ10-51
Текст решения официально опубликован не был
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 6 мая 2010 г. N КАС10-187 настоящее решение оставлено без изменения