Методические рекомендации
о порядке приема, учета, хранения, использования и уничтожения бланков исполнительных листов
(утв. Генеральным директором Судебного департамента при Верховном Суде РФ 30 октября 2009 г.)
Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 28 декабря 2015 г. N 399 настоящие Методические рекомендации признаны утратившими силу
1. Общие положения
1.1. Методические рекомендации по приему, учету, хранению, использованию и уничтожению бланков исполнительных листов (далее - Методические рекомендации) разработаны на основании постановления Правительства Российской Федерации от 31.07.2008 N 579 "О бланках исполнительных листов" (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 27.01.2009 N 49) (далее - Постановление), в соответствии с разделом 7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 393 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ (в редакции от 03.06.2009) "Об исполнительном производстве".
1.2. Методические рекомендации разработаны в целях обеспечения единообразного подхода к порядку приема, учета, хранения, использования и уничтожения бланков исполнительных листов в верховных судах республик, краевых и областных судах, судах городов федерального значения, судах автономной области и автономных округов, окружных (флотских) военных судах, районных (городских), гарнизонных военных судах (далее - суды), в управлениях (отделах) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации (далее - управление (отдел).
1.3. В соответствии с пунктом 3 Постановления бланки исполнительных листов нового образца вводятся в действие по истечении одного года со дня вступления его в силу. Исполнительные листы, выданные до вступления в силу Постановления, действительны наравне с исполнительными листами, оформленными на бланке нового образца, и замене не подлежат.
1.4. Бланки исполнительных листов изготавливаются ФГУП "Гознак" централизованно по заказу Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации (далее - Судебный департамент) по образцу, утвержденному Постановлением, и доставляются подразделениями ФГУП "Главный центр специальной связи" в соответствии с ведомостью поставки продукции судам, управлениям (отделам).
1.5. Изготовление и поставка бланков исполнительных листов мировым судьям определяется государственными контрактами ФГУП "Гознак" с органами исполнительной власти каждого субъекта Российской Федерации, осуществляющими материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей.
1.6. Количество направляемых бланков исполнительных листов определяется в соответствии с запросами судов исходя из среднегодовой потребности в бланках исполнительных листов.
1.7. Сведения о потребности судов в бланках исполнительных листов на следующий календарный год (с поквартальной разбивкой) должны быть представлены в Судебный департамент (приложение N 4):
верховными судами республик, краевыми, областными судами, судами городов федерального значения, судами автономной области и автономных округов, окружными (флотскими) военными судами - не позднее 3 декабря текущего года.
Управлениями (отделами) направляется обобщенная заявка по всем районным (городским) и гарнизонным военным судам - не позднее 3 декабря текущего года.
Районные (городские) суды, гарнизонные военные суды представляют сведения о потребности в бланках исполнительных листов на следующий год в управления (отделы) не позднее 25 ноября текущего года (приложение N 4).
1.8. Данные Методические рекомендации могут быть использованы в организации деятельности мировых судей.
2. Прием бланков исполнительных листов у поставщика
2.1. Прием бланков у поставщика для судов производится работниками судов и управлений (отделов) на основании доверенности, выданной соответственно председателем суда, начальником управления (отдела).
2.2. Прием бланков исполнительных листов с определением их количества и качества производится в соответствии с Правилами изготовления, учета, хранения и уничтожения бланков исполнительных листов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31.07.2008 N 579, Инструкцией о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству, утвержденной постановлением Госарбитража СССР от 15.06.1965 N П-6, и Инструкцией о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству, утвержденной постановлением Госарбитража СССР от 25.04.1966 N П-7.
При этом проверяется соответствие поступивших бланков исполнительных листов следующим предъявляемым требованиям:
фактическое количество бланков, их серии и номера должны соответствовать данным, указанным в накладных;
бланки исполнительных листов должны быть изготовлены на специальной бумаге с водяными знаками, а также с иными видами защиты согласно критериям отнесения товаров к категории, защищенной от подделок полиграфической продукции;
бланки исполнительных листов для судов должны иметь серию ВС и сквозную нумерацию с указанием порядкового номера (использование бланков других серий не допускается).
По результатам приемки бланков исполнительных листов составляется акт о приеме готового заказа в трех экземплярах для судов, управлений (отделов). После подписания акта председателем соответствующего суда, начальником управления (отдела) один экземпляр акта с уведомлением (приложение N 1) и оригиналом товарной накладной суды и управления отделы) направляют в Судебный департамент не позднее пяти дней с момента получения бланков исполнительных листов, второй экземпляр акта направляют поставщику ФГУП "Гознак", третий - подшивают в соответствующий наряд в суде, управлении (отделе).
При установлении ненадлежащего качества бланков исполнительных листов, их недостаче, несоответствии серии, номеров необходимо отказаться от приема бланков исполнительных листов и возвратить их поставщику с актом об отказе в приеме продукции (приложение N 2), приложив все элементы внутренней и внешней упаковки, в которой обнаружена недостача или продукция ненадлежащего качества.
2.3. Контроль за соблюдением порядка приема бланков исполнительных листов в суде осуществляет председатель соответствующего суда, в управлении (отделе) - начальник соответствующего управления (отдела).
3. Учет и выдача бланков исполнительных листов
3.1. Приказом (распоряжением) председателя суда, начальника управления (отдела) назначаются материально ответственные лица, ответственные за учет, хранение и выдачу бланков исполнительных листов соответственно в судах, управлениях (отделах).
3.2. Акт о приеме готового заказа (бланков исполнительных листов}, подписанный председателем суда, начальником управления (отдела), является основанием для принятия бланков исполнительных листов на учет работником, ответственным за учет, хранение и выдачу бланков исполнительных листов.
3.3. Бланки исполнительных листов подлежат учету (по номерам) в журнале учета бланков (приложение N 3).
3.4. Управления (отделы) осуществляют передачу бланков исполнительных листов судам в пятидневный срок с момента поступления заявки (приложение N 4).
Факт передачи фиксируется актом (приложение N 5), а в журнал учета бланков исполнительных листов вносится соответствующая запись.
3.5. Основанием выдачи бланков исполнительных листов работникам аппаратов судов, ответственным за обращение судебных актов к исполнению, является судебный акт, устанавливающий необходимость совершения процессуальных действий.
В журнале учета бланков исполнительных листов делается соответствующая отметка (приложение N 3).
3.6. При увольнении, уходе в отпуск и иных случаях длительного отсутствия полномочия работника, ответственного за хранение и выдачу бланков исполнительных листов, возлагаются на другого работника, назначаемого приказом председателя соответствующего суда, начальника управления (отдела).
В журнале учета бланков исполнительных листов делается отметка о принятии назначенным работником на хранение имеющихся бланков (с проставлением их количества и указанием номеров), указываются его фамилия и инициалы, номер и дата приказа, ставится подпись данного работника.
3.7. Журналы учета бланков исполнительных листов прошиваются, листы нумеруются работником, ответственным за ведение журнала. Количество листов в каждом журнале заверяется на последней странице подписью начальника подразделения, ответственного за делопроизводство, и оттиском печати соответствующего суда, управления (отдела).
3.8. Контроль за соблюдением порядка выдачи и учета бланков исполнительных листов в суде осуществляет председатель соответствующего суда, в управлении (отделе) - начальник соответствующего управления (отдела).
3.9. В случае возникновения у судов экстренной необходимости в дополнительных бланках исполнительных листов, они выдаются из резерва, формирующегося в управлениях (отделах).
4. Хранение бланков исполнительных листов
4.1. Бланки исполнительных листов хранятся в металлических шкафах, сейфах и (или) в специально оборудованных помещениях, включая охранную сигнализацию и средства пожаротушения в условиях, исключающих их порчу и хищение. По окончании рабочего дня места хранения бланков опечатываются или опломбировываются.
4.2. Ответственные работники, получившие бланки исполнительных листов, несут персональную ответственность за их хранение, надлежащее оформление и выдачу.
4.3. В суде, управлении (отделе) должны быть созданы условия, обеспечивающие сохранность бланков исполнительных листов.
4.4. Контроль за соблюдением порядка хранения бланков исполнительных листов в суде осуществляет председатель соответствующего суда, в управлении (отделе) - начальник соответствующего управления (отдела).
4.5. Комиссией, назначаемой председателем соответствующего суда, начальником управления (отдела) проводятся ежеквартальные проверки наличия бланков исполнительных листов, по итогам которых составляются акты (приложение N 6) и хранятся в отдельном наряде из предусмотренных номенклатурой нарядов судов, управлений (отделов).
4.6. Количество использованных бланков исполнительных листов должно соответствовать сведениям в автоматизированной системе судебного делопроизводства о числе выданных исполнительных листов, за исключением испорченных бланков.
5. Использование бланков исполнительных листов
5.1. Бланк исполнительного листа состоит из четырех двусторонних листов формата А4, скрепленных между собой склейкой, перфорированной по правой границе формата, и крепятся на едином корешке.
5.2. Для оформления исполнительного листа ответственный работник отрывает корешок бланка по линии перфорации, разъединяет листы во избежание прилипания и приступает к заполнению бланка исполнительного листа.
5.3. Исполнительный лист должен быть заполнен четко и грамотно, без исправлений, опечаток и дополнений, с соблюдением требований статьи 13 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
5.4. Заполнение бланка исполнительного листа производится ответственным работником аппарата суда средствами автоматизированной системы судебного делопроизводства с использованием соответствующих электронных шаблонов.
Текст исполнительного листа формируется путем внесения необходимых реквизитов дела и резолютивной части судебного акта в документ "Исполнительный лист", формируемый с использованием электронного шаблона исполнительного листа в автоматизированной системе судебного делопроизводства (программное изделие "Судебное делопроизводство Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Правосудие").
Работа с шаблонами осуществляется в соответствии с документом "ПИ СДП. Описание применения. ИРЦВ. 80379-01 31 01-ЛУ".
В случаях отсутствия технической возможности использования автоматизированной системы судебного делопроизводства допускается заполнение бланков исполнительных листов с применением электронных шаблонов прилагаемого образца (приложение N 8). В данном случае все необходимые реквизиты и текст резолютивной части судебного акта заносятся ответственным работником самостоятельно.
5.5. Заполнение бланка исполнительного листа производится с обеих сторон. Текст резолютивной части судебного акта вносится в бланк с первой по четвертую страницу.
На пятой и шестой страницах бланка размещается информация о должнике и взыскателе, пятая страница подписывается судьей.
Седьмая и восьмая страницы бланка исполнительного листа предназначены для отражения информации службы судебных приставов-исполнителей (налогового органа, банка, иной кредитной организации, государственного органа) и заполнению судом не подлежат.
5.6. В случае если текст резолютивной части судебного акта превышает предназначенные для этого страницы исполнительного листа, на четвертой странице бланка выполняется надпись "Продолжение на бланке исполнительного листа ВС N___". На указанном бланке исполнительного листа в правом верхнем углу выполняется надпись "Продолжение исполнительного листа ВС N___", затем заполняются все поля первой страницы бланка, а после слов "решил (определил, постановил)" продолжается изложение резолютивной части судебного акта с тех слов, на которых прервалось изложение на предыдущем бланке, так, чтобы не допускать повторов. Эта процедура может повторяться столько раз, сколько потребуется для внесения в исполнительный лист полного текста резолютивной части судебного акта.
5.7. После заполнения текстовой части исполнительного листа ответственный работник проверяет содержание исполнительного листа на его соответствие судебному акту.
Сформированный электронный документ распечатывается на бланке исполнительного листа.
При необходимости осуществляется предварительное контрольное распечатывание подготовленного текста документа на обычном листе формата А4.
Заполненный бланк исполнительного листа подписывается судьей, заверяется гербовой печатью суда.
В регистрационной карточке соответствующего дела в разделе "Документы" указываются номера выданных бланков исполнительных листов.
При отсутствии технической возможности использования автоматизированной системы судебного делопроизводства для учета номеров выданных бланков исполнительных листов используется журнал учета выдаваемых (направляемых) исполнительных листов.
5.8. В случае невозможности заполнения бланка исполнительного листа автоматизированным способом заполнение бланка осуществляется рукописным способом с учетом требований статьи 13 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ (в редакции от 03.06.2009) "Об исполнительном производстве".
5.9. Все листы заполненного бланка (бланков) исполнительного листа прошиваются на два прокола в верхнем левом углу через левый верхний край листа прочной нитью (не менее двух оборотов в каждую сторону), концы которой связываются и выводятся на оборотную сторону последнего листа. Место прошива заклеивается бумажной наклейкой (прямоугольной формы размером 40 на 45 мм), содержащей следующую удостоверительную надпись:
"Настоящий исполнительный лист выполнен на ___ листах.
Судья (подпись судьи/расшифровка подписи судьи), дата".
5.10. Наклейка должна закрывать место прошива полностью, за пределы наклейки могут выходить только концы прошивных нитей, но не более чем на 2,5 см.
5.11. Удостоверительная надпись заверяется гербовой печатью суда, которая ставится таким образом, чтобы частично захватывать бланк исполнительного листа и бумажную наклейку, заклеивающую концы нити.
5.12. Подготовленный исполнительный лист передается ответственным работником аппарата суда для подписания его судьей и проставления гербовой печати суда. Судья подписывает исполнительный лист на пятой странице, а также в месте прошива под удостоверительной надписью. В случае если для изготовления исполнительного листа потребовалось задействовать два и более бланка исполнительного листа, судья подписывает пятую страницу последнего из использованных бланков.
5.13. О выдаче и направлении исполнительного листа ответственный работник аппарата суда делает отметку на оборотной стороне копии исполнительного листа либо в справочном листе внутренней стороны обложки судебного дела, а также в журнале учета выдаваемых (направляемых) исполнительных листов, вводит информацию в автоматизированную систему судебного делопроизводства.
6. Утрата, порча, уничтожение бланков исполнительных листов
6.1. В случае утраты бланков исполнительных листов ответственный за их хранение работник аппарата суда, управления (отдела) немедленно сообщает об этом соответственно председателю суда, начальнику управления (отдела).
По факту утраты бланков исполнительных листов проводится служебная проверка, по результатам которой составляется акт (приложение N 7.1.).
В случае выявления вины работника, ответственного за хранение бланков исполнительных листов, председателем суда, начальником управления (отдела) Судебного департамента в субъекте Российской Федерации издается приказ о применении мер дисциплинарного взыскания.
6.2. В случае порчи бланков исполнительных листов ответственный за их хранение работник аппарата суда, управления (отдела) делает отметки в журнале учета бланков исполнительных листов о том, что бланк испорчен, указывает его номер и серию. Работник аппарата суда передает испорченные бланки не позднее следующего дня под расписку работнику, ответственному за хранение бланков исполнительных листов.
6.3. Испорченный бланк исполнительного листа должен быть погашен. Для этого исполнительный лист (все его листы) перегибается пополам и прокалывается дыроколом около линии сгиба таким образом, чтобы перечеркиваются по диагонали (от правого верхнего угла к нижнему левому) красным маркером, вдоль линии перечеркивания ручкой выполняется надпись "Погашено", указывается дата погашения исполнительного листа, фамилия, имя, отчество ответственного лица, осуществившего погашение листа, и ставится его подпись.
Погашенный таким образом исполнительный лист подшивается в номенклатурное дело, специально заводимое для этих целей.
6.4. Испорченные бланки исполнительных листов подлежат хранению в сроки, установленные Перечнем документов федеральных судов общей юрисдикции с указанием сроков хранения, утвержденным приказом Судебного департамента от 01.07.2007 N 70, после чего уничтожаются.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного приказа следует читать как "от 01.06.2007 г."
6.5. Уничтожение испорченных бланков исполнительных листов, а также списание утерянных бланков производятся по акту комиссией, возглавляемой председателем соответствующего суда, начальником управления (отдела) (приложения NN 7.1. и 7.2.).
Акт утверждается председателем соответствующего суда, начальником управления (отдела).
В журнале учета бланков исполнительных листов делаются необходимые отметки со ссылкой на утвержденный акт.
7. Выдача дубликата исполнительного листа
7.1. В случае утраты исполнительного листа взыскателем его дубликат выдается судом в соответствии с требованиями Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Информацию о рассмотрении судом соответствующего заявления взыскателя и выдаче дубликата исполнительного листа работник аппарата суда вносит в автоматизированную систему судебного делопроизводства соответствующую запись в соответствии с требованиями Инструкции по судебному делопроизводству.
7.2. Дубликат заполняется на бланке исполнительного листа, в правом верхнем углу первого листа которого проставляется штамп "Дубликат".
7.3. Информацию о выдаче дубликата исполнительного листа, обращении его к исполнению (направление в службу судебных приставов или в организацию) ответственный работник аппарата суда вводит в автоматизированную систему судебного делопроизводства, в том числе в раздел "Документы", в день передачи дубликата исполнительного листа.
Контроль осуществляет начальник отдела делопроизводства.
7.4. В случае возвращения исполнительного листа в суд первой инстанции, бланк, на котором он изготовлен, должен быть погашен в порядке, предусмотренном пунктом 6.3 настоящих Методических рекомендации. Погашенный бланк исполнительного листа ответственный работник аппарата суда подшивает в судебное дело.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Правительства РФ были утверждены бланки исполнительных листов нового образца. Они вводятся в действие по истечении 1 года со дня, когда вступает в силу данный акт.
В связи с этим для судов общей юрисдикции и региональных управлений (отделов) Судебного департамента при ВС РФ подготовлены методические рекомендации. Они определяют, как принимать, учитывать, хранить, использовать и уничтожать указанные бланки.
Последние изготавливаются ФГУП "Гознак" централизованно по заказу Судебного департамента.
Необходимо вести журнал учета бланков. Основанием для их выдачи является судебный акт, предусматривающий необходимость совершить процессуальные действия.
Условия хранения должны исключать порчу и хищение бланков.
Методические рекомендации о порядке приема, учета, хранения, использования и уничтожения бланков исполнительных листов (утв. Генеральным директором Судебного департамента при Верховном Суде РФ 30 октября 2009 г.)
Текст методических рекомендаций официально опубликован не был
Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 28 декабря 2015 г. N 399 настоящие Методические рекомендации признаны утратившими силу