Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, В.Г. Стрекозова, В.Г. Ярославцева,
заслушав в пленарном заседании заключение судьи С.М. Казанцева, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение жалобы гражданки Г.А. Ильиной, установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданка Г.А. Ильина оспаривает конституционность следующих положений Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации":
пункта 1 части 3 статьи 31, согласно которому при ликвидации государственного органа государственно-служебные отношения с гражданским служащим могут быть продолжены в случае предоставления гражданскому служащему с учетом уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности возможности замещения иной должности гражданской службы в государственном органе, которому переданы функции ликвидированного государственного органа, либо в другом государственном органе;
пункта 6 части 1 статьи 33, в соответствии с которым одним из общих оснований прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы является отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации в связи с сокращением должностей гражданской службы, а также непредоставление ему в этих случаях иной должности гражданской службы.
Как следует из представленных материалов, Г.А. Ильина, замещавшая должность федеральной государственной гражданской службы в Российском центре международного научного и культурного сотрудничества при Министерстве иностранных дел Российской Федерации, была уведомлена о предстоящем увольнении в связи с упразднением данной организации на основании Указа Президента Российской Федерации от 6 сентября 2008 года N 1315 "О некоторых вопросах государственного управления в области международного сотрудничества". Г.А. Ильиной дважды предлагались соответствующие ее квалификации и образованию должности государственной гражданской службы в Информационно-аналитическом управлении Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству, однако согласия на замещение какой-либо из указанных должностей она не выразила, в связи с чем 6 февраля 2009 года была уволена в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 33 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Решением Пресненского районного суда города Москвы от 29 июня 2009 года, законность и обоснованность которого была подтверждена определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 3 ноября 2009 года, заявительнице было отказано в удовлетворении требований о признании увольнения незаконным и о восстановлении на государственной гражданской службе в связи с тем, что действующее законодательство предусматривает право, но не обязанность представителя нанимателя в случае ликвидации государственного органа предоставить гражданскому служащему имеющиеся вакантные должности государственной гражданской службы, соответствующие его квалификации и образованию.
По мнению заявительницы, оспариваемые положения Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", как допускающие прекращение служебного контракта с государственным гражданским служащим в случае непредставления всех имеющихся вакантных должностей государственной гражданской службы, соответствующих его квалификации и образованию, нарушают конституционный принцип равенства перед законом и судом, а также ее право на равный доступ к государственной службе, а потому не соответствуют статьям 19 и 32 (часть 4) Конституции Российской Федерации.
2. Специфика государственной гражданской службы в Российской Федерации как профессиональной служебной деятельности граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий органов государственной власти предопределяет особый правовой статус гражданских служащих, который включает в себя, в частности, обусловленные характером соответствующей деятельности права и обязанности гражданских служащих, налагаемые на них ограничения, связанные с государственной гражданской службой, а также предоставляемые гражданским служащим гарантии.
Необходимость предоставления гражданским служащим дополнительных гарантий в сфере труда и занятости при расторжении с ними служебного контракта по инициативе нанимателя непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает. Определение вида и объема подобных гарантий, а также случаев их предоставления является прерогативой федерального законодателя, который, регламентируя порядок прекращения служебного контракта с гражданским служащим, вправе устанавливать перечень тех оснований, увольнению по которым предшествует предложение гражданскому служащему иной должности гражданской службы (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 2 апреля 2009 года N 472-О-О).
В Федеральном законе "О государственной гражданской службе Российской Федерации" установлено, что гражданским служащим наряду с основными гарантиями могут предоставляться при определенных условиях дополнительные гарантии, к числу которых относится право на замещение иной должности гражданской службы при реорганизации или ликвидации государственного органа либо сокращении должностей гражданской службы в соответствии со статьей 31 настоящего Федерального закона (пункт 3 статьи 53).
Ликвидация любой организации предполагает прекращение ее полномочий без перехода принадлежащих ей прав и обязанностей в порядке правопреемства, что влечет расторжение трудового договора с работником и не возлагает на работодателя (ликвидируемую организацию) обязанность по принятию мер к трудоустройству работников. В случае ликвидации государственного органа государственным гражданским служащим - в отличие от лиц, работающих по трудовому договору, - действующее законодательство предоставляет дополнительную гарантию продолжения государственно-служебных отношений: в соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 31 названного Федерального закона им может быть предоставлено право на замещение иной должности гражданской службы в другом органе государственной власти, в том числе в том государственном органе, которому полностью или частично переданы функции ликвидируемого государственного органа.
Поскольку ликвидируемый государственный орган уже не может выступать в качестве нанимателя, предлагающего какие-либо вакантные должности гражданской службы, это право может реализовать другой государственный орган. Соответственно, и решение о продолжении государственно-служебных отношений с конкретным гражданским служащим принимает не ликвидируемый государственный орган, а тот, который предоставляет информацию о наличии у него вакантных должностей гражданской службы, учитывая при этом уровень квалификации гражданского служащего, его профессионального образования, стаж гражданской службы или работы (службы) по специальности.
Таким образом, пункт 1 части 3 статьи 31 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", устанавливающий дополнительную гарантию, направленную на продолжение государственно-служебных отношений в случае реорганизации или ликвидации государственного органа либо сокращения должностей гражданской службы, в равной мере распространяющуюся на всех гражданских служащих, - не может рассматриваться как противоречащий конституционному принципу равенства и нарушающий конституционное право на равный доступ к государственной службе.
Что касается пункта 6 части 1 статьи 33 данного Федерального закона, то он лишь указывает в качестве основания для увольнения государственных гражданских служащих при ликвидации государственного органа отказ от замещения предложенных им иных должностей государственной службы в других органах либо непредоставление таких должностей, а потому также не может рассматриваться как нарушающий конституционные права заявительницы, указанные в жалобе.
Проверка же законности и обоснованности увольнения Г.А. Ильиной, в частности установление того, была ли нарушена процедура увольнения с государственной гражданской службы в связи с ликвидацией государственного органа, предлагались ли ей иные вакантные должности гражданской службы в других государственных органах и соответствовали ли они ее квалификации и образованию, а равно выяснение иных имеющих значение обстоятельств относятся к компетенции судов общей юрисдикции и Конституционному Суду Российской Федерации неподведомственны.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Ильиной Гелены Адольфовны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Оспаривались нормы, касающиеся вопросов прохождения госслужбы при ликвидации или реорганизации госоргана.
В таких случаях отношения с гражданским служащим могут быть продолжены. Ему могут предоставить иную должность в госоргане, которому переданы функции ликвидированного, либо в другом госоргане. Соответственно, при этом учитываются уровень квалификации, профобразования и стаж гражданской службы или работы по специальности. При отказе госслужащий увольняется.
По мнению заявителя, эти положения неконституционны, поскольку позволяют увольнять служащего без представления всех имеющихся вакантных должностей.
КС РФ отклонил эти доводы и указал следующее.
Специфика государственной гражданской службы предопределяет особый правовой статус служащих. Он включает в себя, в частности, налагаемые на них ограничения, а также предоставляемые гарантии.
Замещение иной должности гражданской службы при реорганизации или ликвидации госоргана либо сокращении - дополнительная гарантия.
Ликвидация любой организации предполагает прекращение ее полномочий без перехода принадлежащих ей прав и обязанностей в порядке правопреемства. Это не возлагает на работодателя обязанность принять меры к трудоустройству сотрудников.
Между тем для государственных служащих предусмотрена дополнительная гарантия - возможность продолжить службу в другом госоргане. Поскольку ликвидируемый госорган уже не может выступать в качестве нанимателя, предлагающего какие-либо вакантные должности гражданской службы, это право может реализовать другой госорган. Соответственно, и решение о продолжении отношений с конкретным служащим принимает не ликвидируемый орган, а тот, который предоставляет информацию о наличии у него вакантных должностей.
Гарантия, предусмотренная оспариваемыми положениями, в равной мере распространяется на всех служащих. Поэтому они не могут рассматриваться как нарушающие право на равный доступ к госслужбе.
Определение Конституционного Суда РФ от 13 мая 2010 г. N 655-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Ильиной Гелены Адольфовны на нарушение ее конституционных прав пунктом 1 части 3 статьи 31 и пунктом 6 части 1 статьи 33 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации"
Текст Определения официально опубликован не был