Решение Верховного Суда РФ от 5 мая 2010 г. N ВКГПИ10-25
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 22 июня 2010 г. N КАС10-290 настоящее решение оставлено без изменения
Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению И. об оспаривании абз. 3, 4 п. 4 "Порядка формирования списков состоящих на учете в воинских частях и организациях Вооруженных Сил РФ граждан - получателей государственных жилищных сертификатов и граждан, включенных в резерв на получение государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов" (далее Порядок), утвержденного приказом Министра обороны РФ от 10 июня 2006 г. N 215, установила:
И. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с вышеуказанным требованием, утверждая, что абз. 3 п. 4 в части слов "а для граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков, - в последовательности, в какой их заявления (рапорты) на участие в подпрограмме были зарегистрированы" и абз. 4 п. 4 Порядка противоречат ст. 6, 7 Федерального закона "О противодействии коррупции", ст.ст. 5, 49, 52, 57 Жилищного кодекса РФ и п.п. 7, 24 "Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы", утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы" (далее - Правила).
В обоснование своей позиции И. указал, что п.п. 5 и 24 Правил не выделяет граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков, в особую категорию кандидатов на получение государственных жилищных сертификатов (далее - ГЖС), данными нормами установлен единый порядок формирования списков получателей ГЖС - в последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Указанные нормы абз. 3 п. 4 Порядка приняты Министром обороны РФ с превышением своих полномочий, установленных ч. 5 ст. 5 Жилищного кодекса РФ, при этом указанная норма, вопреки требованиям нормативных правовых актов большей юридической силы, поставила в неравное положение различные категории граждан - получателей ГЖС.
По смыслу п. 7 Правил право на получение ГЖС в первую очередь дано всем гражданам - участникам подпрограммы, если у них нет жилища для постоянного проживания. Оспариваемыми нормами абз. 4 п. 4 Порядка незаконно установлены ограничения этого права, в частности, право на получение ГЖС в первую очередь предоставляется участникам подпрограммы только к тем, кто состоит в той же категории участников подпрограммы, и включен туда в том же году. При установлении указанных ограничений Министром обороны также превышены полномочия, установленные ч. 5 ст. 5 Жилищного кодекса РФ и п. 31 Правил.
Кроме того, И. утверждает, что оспариваемые нормы Порядка также противоречат ст. 57 Жилищного кодекса РФ, устанавливающей порядок обеспечения жилыми помещениями вне очереди, и нарушают его конституционные права.
Представители Министра обороны Российской Федерации Б.С.А. и Л.И.В. требования И. не признали и просили отказать в его удовлетворении в части оспаривания абз. 4 п. 4 Порядка, пояснив при этом, что доводы заявителя необоснованны. В части оспаривания заявителем абз. 3 п. 4 Порядка представитель Министра обороны Российской Федерации просил прекратить производство по делу, поскольку вступившим в законную силу решением суда данная норма признана не противоречащей закону.
Выслушав объяснения заявителя И., представителей Министра обороны Российской Федерации Б.С.А. и Л.И.В., исследовав обстоятельства дела и заслушав заключения военного прокурора отдела 6 управления Главной военной прокуратуры Б.А.Г. и представителя Министерства юстиции Российской Федерации Щ.О.А., полагавших необходимым в удовлетворении требований И. отказать, Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований И.
Согласно ст. 251 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин, считающий, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются его права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратится в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Согласно пункту 5 статьи 5 ЖК РФ федеральные органы исполнительной власти могут издавать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в случаях и в пределах, предусмотренных ЖК РФ, другими федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ. При этом пункт 6 статьи 12 ЖК РФ определение порядка предоставления жилых помещений жилищного фонда РФ гражданам, которые нуждаются в жилых помещениях и категории которых установлены федеральным законом, указами Президента РФ, также относит к компетенции органов государственной власти РФ.
В соответствии с пунктом 1 и подпунктом 68 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1082, Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, а также иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области.
Подпунктом 7 пункта 10 указанного Положения Министру обороны предоставлено право издавать приказы, директивы, положения, наставления, инструкции, уставы и иные нормативные (правовые, нормативные правовые) акты.
Приведенные нормы свидетельствуют о наличии у Министра обороны РФ права издавать нормативные акты, определяющие порядок и условия предоставления жилых помещений, закрепленных за Министерством обороны Российской Федерации.
В соответствии с п. 31 Правил порядок и сроки формирования списков граждан - участников подпрограммы, состоящих на учете в подразделениях и изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, устанавливаются федеральными органами исполнительной власти.
Порядок учета граждан, проживающих на территории закрытых военных городов или поселков, изъявивших желание получить сертификат, а также порядок принятия решения о предоставлении сертификатов указанной категории граждан определяются федеральными органами исполнительной власти, в сфере ведения которых находятся эти военные городки и поселки.
Приказом Министра обороны РФ от 10 июня 2006 г. N 215 утвержден Порядок формирования списков состоящих на учете в воинских частях и организациях Вооруженных Сил РФ граждан - получателей государственных жилищных сертификатов и граждан, включенных в резерв на получение государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов.
Данный нормативный правовой акт зарегистрирован в Минюсте России 17 июля 2006 года N 8102 и опубликован в "Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти" N 31, 31 июля 2006 года.
Согласно п. 4 Порядка для включения в список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, гражданин - участник подпрограммы в период с 1 января по 1 августа года, предшествующего планируемому, представляет в воинскую часть, в которой находится его учетное дело, рапорт (заявление) о выделении сертификата в планируемом году, который подшивается в учетное дело.
Жилищная комиссия воинской части до 20 августа года, предшествующего планируемому, формирует список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году (приложение N 1 к настоящему Порядку).
Список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), а для граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков, - в последовательности, в какой их заявления (рапорты) на участие в подпрограмме были зарегистрированы.
Граждане - участники подпрограммы, имеющие право на получение сертификата в первую очередь, включаются в указанный список ранее лиц, принятых на учет в качестве нуждающихся в получении жилых помещениях в том же году, но не имеющих права на получение сертификата в первую очередь.
Из п. 24 Правил следует, что в целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году.
Список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, формируется с разбивкой по категориям граждан, предусмотренным в п. 5 Правил, в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений).
При этом в соответствии с п. 18 Правил выдачу сертификатов гражданам - участникам подпрограммы, указанным в пп. "а"-"в" п. 5 Правил, осуществляют федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба.
Из п. 7 Правил следует, что из числа граждан - участников подпрограммы, указанных в пп. "а"-"д" и "ж" п. 5 Правил, субсидии предоставляются в первую очередь гражданам, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) и не имеющим жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 Правил сертификаты выпускаются государственным заказчиком подпрограммы в соответствии с графиком выпуска и распределения сертификатов на соответствующий год, утверждаемым Правительством Российской Федерации, в пределах средств, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.
Из содержания п.п. 28 Правил следует, что Государственный заказчик подпрограммы с учетом средств, предусмотренных на ее реализацию в проекте федерального бюджета на соответствующий год и на основании установленного подпрограммой принципа распределения общих объемов финансирования по категориям граждан, а также сводных списков, полученных от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и сведений, полученных от федеральных органов исполнительной власти, определяет для каждого органа исполнительной власти контрольные цифры бюджетных средств для предоставления социальных выплат по категориям граждан, которые до 1 октября года, предшествующего планируемому, доводятся до соответствующих органов исполнительной власти.
Исходя из вышеприведенного смысла п.п. 3, 18, 24, 28 и 31 следует вывод о том, что включение граждан - участников подпрограммы в списки получателей ГЖС осуществляется по категориям, предусмотренным в п. 5 Правил, а указанные списки формируются на текущий год. В связи с этим, реализация гражданами - участниками подпрограммы права на получение социальной выплаты производится с учетом категории, предусмотренной в п. 5 Правил, и в соответствующем году. Именно эти положения и закреплены в абз. 4 п. 4 Порядка, утвержденного Министром обороны РФ в рамках своих полномочий.
При таких обстоятельствах, оспариваемый заявителем абз. 4 п. 4 Порядка не противоречит установленным Правительством РФ Правилам и не нарушает права И.
Пунктом 19 Правил устанавливается перечень документов, которые прилагаются гражданами, указанными в п. 5 Правил, к заявлению (рапорту) об участии в подпрограмме.
Согласно п.п. "а" указанного пункта граждане, указанные в п.п. "а"-"в" п. 5 Правил прилагают к заявлению (рапорту):
справку об общей продолжительности военной службы (службы): выписку из приказа об увольнении с военной службы (службы) с указанием основания увольнения - для граждан, уволенных с военной службы (службы) и состоящих после увольнения в списках очередников на улучшение жилищных условий (получение жилых помещений) в федеральном органе исполнительной власти;
выписку из домовой книги и копия финансового лицевого счета;
выписку из решения органа по учету и распределению жилья о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений), за исключением граждан, проживающих на территории закрытого военного городка (поселка);
справку о проживании на территории закрытого военного городка (поселка) - для граждан, проживающих в таком городке (поселке);
копия документа, подтверждающего право на дополнительную площадь жилою помещения (в случаях, когда такое право предоставлено законодательством Российской Федерации).
Этой нормой установлено, что граждане, проживающие в закрытом военной городке, указанные в п.п. "б" п. 5 Правил, то есть граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, а также поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, не представляют в соответствующие органы данные о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Ими представляется лишь справка о проживании на территории закрытого военного городка. При таких условиях, формирование списков граждан - получателей ГЖС по категории, предусмотренной п.п. "б" п. 5 Правил, на основе представляемых ими документов, с учетом даты их постановки на учет нуждающихся в получении жилых помещений, являлось бы невозможным.
Таким образом, исходя из полномочий, установленных в том числе и п. 31 Правил, Министром обороны РФ установлен порядок формирования списков для граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков, - в последовательности, в какой их заявления (рапорты) на участие в подпрограмме были зарегистрированы. Указанная норма не противоречит нормативным правовым актам, обладающим большей юридической силой, и не нарушает права заявителя.
Ссылки представителей Министра обороны Российской Федерации на наличие оснований для прекращения производства по делу в части оспаривания И. абз. 3 п. 4 Порядка в связи наличием вступившего в законную силу решения Верховного Суда Российской Федерации, которым данная норма признана не противоречащей закону, являются несостоятельными. В части слов "а для граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков, - в последовательности, в какой их заявления (рапорты) на участие в подпрограмме были зарегистрированы" законность абз. 3 п. 4 Порядка Верховным Судом Российской Федерации не проверялась.
Ссылки заявителя на положения Федерального закона "О противодействии коррупции" не влияют на вывод о законности обжалуемых норм приказа Министра обороны, поскольку этот федеральный закон регулирует иные правоотношения.
Также необоснованными являются выводы заявителя об идентичности установленного ст. 57 Жилищного кодекса РФ порядка предоставления жилых помещений по договорам социального найма вне очереди и содержащегося в п. 7 Правил - предоставления социальных выплат в первую очередь.
Что же касается представленного заявителем суду списка кандидатов на получение ГЖС по войсковой части 34048, то он не может повлиять на существо решения, поскольку имеющиеся нарушения порядка учета и установления очередности кандидатов на получение государственного жилищного сертификата связаны с действиями соответствующих должностных лиц, и могут быть обжалованы в районный (гарнизонный) суд в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ.
На основании изложенного Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь ст.ст. 194-199, 252, 253 ГПК РФ, решила:
в удовлетворении заявления И. об оспаривании абз. 3, 4 п. 4 "Порядка формирования списков состоящих на учете в воинских частях и организациях Вооруженных Сил РФ граждан - получателей государственных жилищных сертификатов и граждан, включенных в резерв на получение государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов" (далее Порядок), утвержденного приказом Министра обороны РФ от 10 июня 2006 г. N 215, - отказать.
Данное решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в десятидневный срок со дня его вынесения в окончательной форме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 5 мая 2010 г. N ВКГПИ10-25
Текст решения официально опубликован не был
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 22 июня 2010 г. N КАС10-290 настоящее решение оставлено без изменения