Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 26 мая 2010 г. N 25-Г10-1
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федерального агентства по рыболовству (Росрыболовства) на решение Астраханского областного суда от 12 марта 2010 года, которым отказано в удовлетворении заявления Федерального агентства по рыболовству об оспаривании отдельных положений постановления Правительства Астраханской области от 31 декабря 2008 года N 708-П "О внесении изменений в постановление Правительства Астраханской области от 31 января 2008 года N 25-П".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации К.О.А., объяснения представителя Росрыболовства Г.В.В., поддержавшей доводы кассационной жалобы, представителя Правительства Астраханской области К.Н.В., возражавшей против доводов кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Г.Н.Ю., полагавшей, что решение суда отмене не подлежит, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Постановлением Правительства Астраханской области от 31 января 2008 года N 25-П утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Астраханской области.
31 декабря 2008 года Правительством Астраханской области принято постановление N 708-П "О внесении изменений в постановление Правительства Астраханской области от 31 января 2008 года N 25-П. Постановление N 708-П опубликовано 16 января 2009 года в Сборнике законов и нормативных правовых актов Астраханской области N 1/1.
Росрыболовство обратилось в Астраханский областной суд с заявлением об оспаривании постановления Правительства Астраханской области от 31 декабря 2008 года N 708-П, указав, что в результате незаконного проведения повторной кадастровой оценки земельных участков, в том числе находящихся в пользовании Федерального государственного учреждения (ФГУ) "Осетровый рыбоводный завод "Лебяжий", увеличилась налоговая база для исчисления земельного налога, что нарушает права Росрыболовства, являющегося учредителем ФГУ "Осетровый рыбоводный завод "Лебяжий" и несущего субсидиарную ответственность по налоговым обязательствам названного учреждения.
По мнению Росрыболовства, оспариваемое постановление издано в нарушение статьи 185 Бюджетного кодекса РФ после утверждения бюджета на очередной финансовый год, противоречит пункту 5 статьи 8 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", предусматривающему, что законы и иные нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования, тогда как согласно пункту 3 оспариваемого постановления оно вступает в силу с момента подписания.
В дальнейшем Росрыболовство уточнило заявленные требования и просило признать недействующими абзацы 1 и 2 подпункта 1.8. пункта 1 постановления Правительства Астраханской области N 708-П и приложение N 19 к нему в части земельных участков с кадастровыми номерами 30:08:01 05 01:0012, 30:08:01 09 01:0067, 30:08:01 11 01:0002, находящихся в ведении ФГУ "Осетровый рыбоводный завод "Лебяжий".
Решением Астраханского областного суда от 12 марта 2010 года в удовлетворении заявления Росрыболовства отказано.
В кассационной жалобе Росрыболовства ставится вопрос об отмене решения суда в связи с допущенным нарушением норм материального и процессуального права и вынесении нового решения об удовлетворении требований Росрыболовства.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не усматривает оснований к отмене решения.
Разрешая заявление Росрыболовства, суд не усмотрел нарушений требований федерального законодательства, регулирующего правоотношения в области государственной кадастровой оценки земель, поэтому не нашел оснований для удовлетворения заявления.
Вывод суда, изложенный в решении, основан на законе, подтверждается материалами дела, Судебная коллегия не усматривает оснований для несогласия с ним.
В соответствии с пунктами "в" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В силу статьи 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно части 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (пункт 4). Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (пункт 5). Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10). Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли РФ по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (пункт 11).
Приказом Минэкономразвития и торговли РФ от 15 февраля 2007 года N 39 утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, приказом от 28 июня 2007 года N 215 - Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель".
Согласно пункту 4 Административного регламента исполнение государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель включает, в частности, следующие административные процедуры: подготовка документов, регламентирующих проведение государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации; формирование перечня подлежащих государственной кадастровой оценке земельных участков; выбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости земельных участков; контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков; проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков и представление результатов государственной кадастровой оценки земель органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение; утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В процессе рассмотрения дела судом установлено, что земельные участки с кадастровыми номерами 30:08:01 05 01:0012, 30:08:01 09 01:0067, 30:08:01 11 01:0002, находящиеся во владении ФГУ "Осетровый рыбоводный завод "Лебяжий", расположенные в городе Нариманове Астраханской области, относятся к землям городских населенных пунктов.
Постановлением Правительства Астраханской области от 31 января 2008 года N 25-П были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Астраханской области, полученные в отношении находящихся во владении ФГУ "Осетровый рыбоводный завод "Лебяжий" участков при применении технологии, предусмотренной для сельских населенных пунктов. Между тем, в соответствии с решением межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с проведением государственной кадастровой оценки земель в Астраханской области от 7 ноября 2007 года применению подлежала технология, предусмотренная для городских населенных пунктов, к числу которых относится город Нариманов. Соответствующие замечания, высказанные Роснедвижимостью, были устранены после принятия постановления от 31 января 2008 года N 25-П, уточненный отчет проверен Роснедвижимостью и признан соответствующим Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Минэкономразвития РФ от 15 февраля 2007 года N 39 (акт от 29-30 декабря 2008 года).
На основании положительного заключения Роснедвижимости Правительством Астраханской области в целях устранения технической ошибки 31 декабря 2008 года принято постановление N 708-П, которым внесены изменения в постановление Правительства Астраханской области от 31 января 2008 года N 25-П.
Принимая во внимание изложенное, суд обоснованно не согласился с доводами заявителя о проведении повторной кадастровой оценки земельных участков и пришел к правильному выводу о том, что изменение кадастровой стоимости земельных участков, в отношении которых заявлены требования, произошло не в результате проведения повторной кадастровой оценки земель, а в связи с устранением замечаний контролирующего органа по отчету в соответствии с действующими правовыми актами. При внесении изменений в постановление Правительства Астраханской области от 31 января 2008 года N 25-П, которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Астраханской области, Правительство действовало в пределах своей компетенции.
Пункт 3 постановления Правительства Астраханской области от 31 декабря 2008 года N 708-П предусматривал вступление постановления в силу со дня его подписания.
С учетом того, что в названный пункт постановлением Правительства Астраханской области от 27 января 2010 года N 4-П внесены изменения, в соответствии с которыми постановление N 708-П вступает в силу по истечении 10 дней после его официального опубликования и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 года, суд обоснованно не усмотрел оснований для вывода о нарушении порядка введения постановления в действие.
Разрешая заявление Росрыболовства, суд исходил из того, что оно, являясь учредителем ФГУ "Осетровый рыбоводный завод "Лебяжий", несет субсидиарную ответственность по налоговым обязательствам указанного учреждения, поэтому оспариваемым постановлением затрагиваются его права. Вместе с тем, суд обоснованно не согласился с доводами Росрыболовства о том, что постановление принято в нарушение статьи 185 Бюджетного кодекса РФ после утверждения бюджета на очередной финансовый год, указав, что оспариваемое постановление не относится к актам бюджетного законодательства.
Находя решение суда законным и обоснованным, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не усматривает оснований к его отмене.
Доводы кассационной жалобы сводятся к нарушению оспариваемым постановлением требований бюджетного законодательства, пункта 3 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2000 года N 316 (поскольку кадастровая оценка земель проведена до истечения трех лет со времени предыдущей кадастровой оценки), порядка вступления постановления в действие. Названные доводы аналогичны тем, которые приводились заявителем в обоснование своих требований. Эти доводы являлись предметом исследования суда и получили его оценку, которую Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает правильной. При таких данных по доводам кассационной жалобы решение суда отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 360, 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Астраханского областного суда от 12 марта 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального агентства по рыболовству (Росрыболовства) - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 26 мая 2010 г. N 25-Г10-1
Текст определения официально опубликован не был