Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 9 июня 2010 г. N 72-Г10-5
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Ш.Н.А. на решение Забайкальского краевого суда от 24 марта 2010 года, которым отказано в удовлетворении заявления индивидуального предпринимателя Ш.Н.А. о признании противоречащей федеральному законодательству и недействующей части 1 статьи 2 закона Забайкальского края от 24 июня 2009 года N 195-ЗЗК "Об организации деятельности пунктов приема и отгрузки древесины на территории Забайкальского края".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации К.О.А., объяснения представителя Законодательного Собрания Забайкальского края Д.К.А., представителей губернатора Забайкальского края Л.О.П. и П.Е.В., возражавших против доводов кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации С.Н.Я., полагавшей, что решение суда отмене не подлежит, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
24 июня 2009 года Законодательным Собранием Забайкальского края принят, 1 июля 2009 года губернатором Забайкальского края подписан закон Забайкальского края N 195-ЗЗК "Об организации деятельности пунктов приема и отгрузки древесины на территории Забайкальского края".
Частью 1 статьи 2 названного закона предусмотрено, что пункты приема и отгрузки древесины подлежат обязательной постановке на учет исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, уполномоченным Правительством Забайкальского края. Порядок постановки на учет пунктов приема и отгрузки древесины утверждается уполномоченным органом исполнительной власти.
Индивидуальный предприниматель Ш.Н.А. обратилась в Забайкальский краевой суд с заявлением о признании противоречащей федеральному законодательству и недействующей части 1 статьи 2 закона Забайкальского края N 195-ЗЗК, полагая, что ею регулируются гражданские правоотношения, что выходит за пределы компетенции законодателя субъекта Российской Федерации.
Представители Законодательного Собрания Забайкальского края и губернатора Забайкальского края против удовлетворения заявления Ш.Н.А. возражали, пояснив, что упорядочение деятельности пунктов приема и отгрузки древесины в Забайкальском крае при продолжающихся длительное время незаконных масштабных вырубках леса является реализацией публично-административных полномочий субъекта Российской Федерации по охране окружающей среды и контролю за обращением древесины на своей территории. Постановка на учет пунктов приема и отгрузки древесины исполнительным органом государственной власти Забайкальского края не влечет возникновения, изменения или прекращения гражданских прав и обязанностей хозяйствующих субъектов.
Решением Забайкальского краевого суда от 24 марта 2010 года в удовлетворении заявления Ш.Н.А. отказано.
В кассационной жалобе Ш.Н.А. ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Российской Федерации не находит оснований к отмене решения суда.
Судом установлено, что Ш.Н.А. является индивидуальным предпринимателем, осуществляющим отгрузку леса круглого в Китайскую Народную Республику, владеет на праве субаренды и пользуется железнодорожным подъездным путем протяженностью 180 м и земельным участком площадью 22277 кв. м по адресу: Забайкальский край, Улетовский район, станция Голубичная.
Названный пункт приема и отгрузки древесины поставлен на учет в Министерстве промышленности и энергетики Забайкальского края 15 февраля 2010 года.
В соответствии с пунктами "б", "в", "д" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации защита прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности и правопорядка, вопросы владения, пользования и распоряжения природными ресурсами, природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, лесное законодательство и законодательство об охране окружающей среды находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральному законодательству (статья 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно подпунктам 56 и 60 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, относится осуществление государственного контроля в области охраны окружающей среды на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности и нормативно-правовое регулирование отдельных вопросов в области лесных отношений.
По вопросам, указанным в пункте 2 настоящей статьи, органы государственной власти субъектов Российской Федерации имеют право принимать законы, иные нормативные правовые акты, в том числе региональные программы субъектов Российской Федерации, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право (п. 3.1 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ).
Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации переданы полномочия по организации использования, охране, защите и воспроизводству лесов, обеспечению их охраны, защиты и воспроизводства, осуществлению государственного лесного контроля и надзора (статья 83 Лесного кодекса РФ).
Согласно статье 6 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среде" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относится осуществление государственного контроля в области охраны окружающей среды на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящихся на территории субъекта Российской Федерации.
Из преамбулы закона Забайкальского края N 195-ЗЗК следует, что он принят в целях осуществления контроля в области охраны окружающей среды и природопользования, предотвращения незаконного лесопользования.
Разрешая требования Ш.Н.А., суд установил, что поводом к принятию оспариваемого закона послужили многочисленные факты незаконных масштабных вырубок леса в Забайкальском крае, причиняющих существенный вред окружающей среде. Закон является составной частью принимаемых на федеральном и региональном уровнях комплексных мер по сохранению лесов от уничтожения, по их эффективному использованию, обеспечению экологической безопасности и охраны лесов, недопущению нарушений установленного порядка лесопользования и других действий, причиняющих вред лесному фонду. Предусмотренные им правила приема, хранения, транспортировки и отчуждения древесины на действующих в Забайкальском крае пунктах приема и отгрузки древесины позволяют осуществлять контроль за древесными ресурсами и пресекать их теневой оборот.
Учитывая наличие у субъектов Российской Федерации полномочий по осуществлению государственного контроля в области охраны окружающей среды, принятие оспариваемого закона в целях осуществления такового контроля, Судебная коллегия находит вывод суда об отказе в удовлетворении требований Ш.Н.А. правильным и не усматривает оснований к отмене решения суда.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд обоснованно исходил из того, что оспариваемым законом не регулируются гражданские отношения, в данном случае предметом правового регулирования являются публично-административные отношения, в основе которых лежит государственный контроль, осуществляемый субъектом Российской Федерации в области охраны лесов.
Таким образом, правильным является вывод суда о том, что оспариваемым законом не нарушаются нормы гражданского законодательства, в частности нормы статьи 131 Гражданского кодекса РФ.
То обстоятельство, что Ш.Н.А. была привлечена к административной ответственности за непостановку на учет пункта приема и отгрузки древесины, обоснованно признано судом не свидетельствующим о незаконности оспариваемой нормы закона Забайкальского края N 195-ЗЗК "Об организации деятельности пунктов приема и отгрузки древесины на территории Забайкальского края".
Довод кассационной жалобы Ш.Н.А. о наложении оспариваемой нормой дополнительной обязанности на участников хозяйственных отношений не может явиться основанием к отмене решения суда в силу того, что оспариваемая норма таковой обязанности не возлагает.
Не усматривая оснований к отмене решения суда, руководствуясь статьями 360 и 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Забайкальского краевого суда от 24 марта 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Ш.Н.А. - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 9 июня 2010 г. N 72-Г10-5
Текст определения официально опубликован не был