Сохранение единого образовательного пространства при расширении самостоятельности и индивидуальности образовательных учреждений, децентрализация образования требуют принципиально новых подходов к формированию демократического, государственно-общественного регулирования в управлении системой образования.
В условиях существования на данном этапе и административной и демократической моделей управления, перехода от административно-распределительного управления к государственно-общественному характеру управления правовое регулирование является основой оптимального управления. На смену традиционному контролю и руководству пришел контроль за соблюдением законодательства.
Законодательство Российской Федерации в области образования определило поле государственного регулирования системы образования. Но эффективный механизм контроля недостаточно сформирован, на практике отсутствует четкое разграничение компетенции и ответственности между уровнями исполнительной власти, органами управления образованием и образовательными учреждениями, нет общих критериев и показателей для оценивания результатов деятельности субъектов образования.
Основной целью совершенствования государственной системы контроля на современном этапе является обеспечение гарантий реализации государственной политики, исполнения законодательства и нормативных правовых актов в области образования, защита прав участников образовательного процесса.
Система государственного контроля и регулирования системы образования должна быть многомерной и строиться не только по вертикали, она должна включать в себя самоанализ, самоконтроль в образовательных учреждениях, экспертные оценки, инспектирование результатов деятельности образовательных учреждений, органов управления образованием и должностных лиц, лицензирование, аттестацию и аккредитацию образовательных учреждений, аттестацию педагогических и руководящих кадров, итоговую аттестацию выпускников.
Процесс формирования такой системы только начался и требует решения целого ряда комплексных проблем, включая развитие системы инспектирования как одного из основных видов деятельности органов управления образованием и руководителей образовательных учреждений.
Необходимо упорядочить контрольно-инспекционную деятельность в системе образования, более четко разделить направления и участки этой деятельности между различными уровнями органов управления образованием и их подразделениями, рассмотреть целесообразность передачи части функций с федерального на региональный уровень; продолжить работу по развитию организационно-правовых форм взаимодействия органов управления образованием с профессионально-общественными структурами в реализации механизмов лицензирования, аттестации, аккредитации, инспектирования образовательных учреждений с определением их функций и сферы взаимодействия.
При проверках часто выявляется несоответствие нормативной правовой документации, локальных актов, разработанных органами управления и учреждениями, существующему законодательству в области образования.
Вызывают обеспокоенность поступление обращений граждан в Минобразование России по вопросам ущемления прав участников образовательного процесса. Факты грубого нарушения и неисполнения законодательства в области образования вскрыты рядом специальных проверок, проведенных Генеральной прокуратурой Российской Федерации по вопросам реализации Закона Российской Федерации "Об образовании" в редакции Федерального закона от 13 января 1996 г. N 12-ФЗ и законодательства о защите прав детства. При этом неоднократно отмечалось, что отдельные органы управления образованием и руководители образовательных учреждений ослабили контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования, вместе с тем некоторые специалисты управлений образованием при осуществлении инспекционных функций используют традиционный набор форм и методик инспектирования, которые на современном этапе нередко входят в противоречие с законодательством об образовании. Практика последних лет показала, что современное инспектирование предъявляет высокие требования к специальной подготовке специалистов, исполняющих соответствующие функции.
Управление инспектирования Минобразования России разработало Рекомендации об инспектировании в системе Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации (далее - Рекомендации), которые позволяют определить цели, задачи, направления и формы инспекционной деятельности в соответствии с законодательством в области образования, предлагают основания для инспектирования, определить полномочия различных органов управления образованием и образовательных учреждений при проведении инспектирования, обеспечить эффективность действия механизма инспектирования в системе образования с учетом реализации целей управления качеством образования.
Проект данных Рекомендаций обсуждался на межрегиональном совещании "О вопросах инспектирования и контроля" в г.Владимире (в котором приняли участие представители региональных и муниципальных органов управления образованием, руководители высшего, среднего, начального профессионального образования и общеобразовательных учреждений из 21 региона Российской Федерации) 15-17 октября 1997 года.
В период с ноября 1997 г. по май 1998 г. проект Рекомендаций обсуждался на региональных совещаниях-семинарах (Хабаровский край, Рязанская, Вологодская, Волгоградская, Ивановская, Липецкая, Тверская, Пермская, Псковская, Сахалинская области) руководителей и специалистов органов управления образованием и образовательных учреждений. В процессе доработки были учтены предложения участников совещаний-семинаров, что обеспечило коллегиальность и реализацию принципа государственно-общественного характера управления в разработке проекта данных Рекомендаций.
В соответствии с вышеизложенным Министерство предлагает:
Руководителям органов управления образованием, образовательных учреждений:
- руководствоваться при осуществлении инспектирования указанными Рекомендациями (приложение);
- разработать нормативную правовую документацию, регламентирующую осуществление инспектирования, при необходимости внести коррективы в ранее утвержденные положения об инспекционных структурных подразделениях в соответствии с указанными Рекомендациями;
- учесть настоящие Рекомендации при организации повышения квалификации и переподготовки специалистов, осуществляющих инспекционные функции.
Одновременно Министерство сообщает, что общее методическое руководство инспектированием в системе образования и координацию инспекционной деятельности органов управления образованием и образовательных учреждений осуществляет Управление инспектирования (Сауткин В.Ф.).
Министр |
А.Тихонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Минобразования РФ от 11 июня 1998 г. N 33 "О работе с Рекомендациями об инспектировании в системе Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации"
Текст письма опубликован в Бюллетене Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации, 1998 г., N 10