Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, В.Г. Стрекозова, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев по требованию гражданина А.А. Хорошенко вопрос о возможности принятия его жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. Определениями от 25 декабря 2008 года N 937-О-О и от 19 марта 2009 года N 319-О-О Конституционный Суд Российской Федерации отказал в принятии к рассмотрению жалоб гражданина А.А. Хорошенко на нарушение его конституционных прав. Не согласившись с данными решениями, А.А. Хорошенко обратился в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой, в которой оспаривается конституционность частей первой и третьей статьи 74 и части первой статьи 79 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 года N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации".
По мнению заявителя, оспариваемые законоположения не соответствуют статьям 15 (часть 4), 18, 21 (часть 1), 45, 46, 55 (части 2 и 3) и 125 (часть 4) Конституции Российской Федерации, поскольку позволяют Конституционному Суду Российской Федерации выносить решения об отказе в принятии жалобы к рассмотрению без их обоснования, без исследования доводов заявителя и их мотивированной оценки, а также препятствуют исправлению допущенных Конституционным Судом Российской Федерации ошибок, устанавливая запрет на пересмотр любых его решений.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Статья 74 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" устанавливает, что решения Конституционного Суда Российской Федерации должны основываться на материалах, исследованных Конституционным Судом Российской Федерации, который, будучи судебным органом конституционного контроля и решая исключительно вопросы права, не связан основаниями и доводами, изложенными в обращении. Рассматривая вопрос о возможности принятия жалобы на нарушение конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле, к рассмотрению, Конституционный Суд Российской Федерации оценивает содержание жалобы с точки зрения ее допустимости, а прилагаемые к ней документы служат средством подтверждения применения закона в указанном заявителем аспекте. Это не исключает как истребование Конституционным Судом Российской Федерации дополнительных материалов, так и использование правоприменительных документов, представленных заявителем в связи с подачей в Конституционный Суд Российской Федерации других жалоб. Состязательные же начала конституционного судопроизводства, предполагающие заслушивание и исследование доводов сторон, реализуются в процессе публичных слушаний по жалобам, принятым к рассмотрению.
Заявитель может быть предварительно уведомлен Секретариатом Конституционного Суда Российской Федерации о несоответствии его обращения требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", что дает ему возможность устранить недостатки жалобы и вновь направить обращение в Конституционный Суд Российской Федерации либо потребовать принятия Конституционным Судом Российской Федерации решения по этому вопросу, которое окончательно и не подлежит обжалованию.
Конституционный Суд Российской Федерации ранее отмечал, что статья 46 (часть 3) Конституции Российской Федерации признает наличие судебных инстанций, решения которых в правовой системе Российской Федерации не подлежат обжалованию, и это не противоречит конституционной обязанности государства обеспечивать каждому доступ к правосудию; содержащееся в части первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" положение об окончательном характере и невозможности обжалования решений Конституционного Суда Российской Федерации вытекает непосредственно из закрепленного в Конституции Российской Федерации статуса этого органа и означает, таким образом, лишь признание того факта, что в судебной системе Российской Федерации нет иного органа конституционного судопроизводства, управомоченного проверять соответствие нормативных правовых актов Конституции Российской Федерации и в случае их неконституционности лишать их юридической силы (статья 125, часть 6, Конституции Российской Федерации); вместе с тем это не ограничивает доступ граждан к правосудию в установленных федеральным законом формах и процедурах и не лишает их иных возможностей судебной защиты своих прав (определения от 13 января 2000 года N 6-О и от 17 июля 2007 года N 590-О-О).
Таким образом, жалоба А.А. Хорошенко, как не отвечающая критерию допустимости обращений в Конституционный Суд Российской Федерации, не может быть принята Конституционным Судом Российской Федерации к рассмотрению.
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Хорошенко Андрея Анатольевича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 27 мая 2010 г. N 781-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Хорошенко Андрея Анатольевича на нарушение его конституционных прав частями первой и третьей статьи 74 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации"
Текст Определения официально опубликован не был