Письмом МНС РФ от 24 мая 1999 г. N АС-6-18/422 в настоящее письмо внесены изменения
Письмо Госналогслужбы РФ от 20 октября 1998 г. N ВП-6-11/749@
24 мая 1999 г.
См. также письмо Госналогслужбы РФ от 18 декабря 1998 г. N 18-2-04/977
Госналогслужба России в связи с принятием Конституционным Судом Российской Федерации постановления от 12.10.98 N 24-П сообщает следующее.
Указанным постановлением признано не соответствующим Конституции Российской Федерации положение пункта 3 статьи 11 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" с учетом смысла, придаваемого ему сложившейся правоприменительной практикой, как предусматривающее прекращение обязанности налогоплательщика - юридического лица по уплате налога лишь с момента поступления сумм налогов в бюджет и тем самым допускающее возможность повторного взыскания с налогоплательщика не поступивших в бюджет налогов.
Налоговым кодексом РФ (часть первая) от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ установлено, что обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика, а при уплате налогов наличными денежными средствами - с момента внесения денежной суммы в счет уплаты налога в банк или кассу органа местного самоуправления либо организацию связи Госкомсвязи РФ
При этом положение пункта 3 статьи 11 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" о том, что обязанность юридического лица прекращается уплатой им налога, предусматривающее с учетом конституционных норм прекращение обязанности налогоплательщика - юридического лица со дня списания кредитной организацией платежа с расчетного счета плательщика, независимо от зачисления сумм на соответствующий бюджетный или внебюджетный счет, согласно указанному постановлению Конституционного Суда Российской Федерации признано соответствующим Конституции Российской Федерации.
С учетом названных положений постановления Конституционного Суда Российской Федерации налоговые органы не вправе взыскивать с налогоплательщиков суммы налогов, списанных с расчетных счетов налогоплательщиков на основании их платежных поручений и не перечисленных по вине кредитной организации в бюджет.
Налогоплательщик, являясь клиентом кредитной организации, связанной с ним договором банковского счета, вправе требовать от кредитной организации исполнения своих платежных поручений, а также получать информацию об осуществленных кредитной организацией операциях по расчетному счету и контролировать их осуществление.
В связи с этим, а также с учетом постановления Конституционного Суда Российской Федерации налоговые органы вправе предложить налогоплательщикам представлять в налоговый орган копии платежных поручений, с отметками кредитных организаций об исполнении указанного поручения, и выписки кредитных организаций об осуществленных операциях по расчетному счету, свидетельствующих о надлежащем исполнении налогоплательщиком налоговой обязанности.
В случае отказа налогоплательщика представить указанные документы налоговым органам надлежит направлять соответствующие запросы в кредитные организации и при установлении следующих и нижеперечисленных фактов принять меры к бесспорному взысканию с налогоплательщика недоимки по налогам и сборам:
- непредъявление налогоплательщиком в кредитные организации платежных поручений на перечисление денежных средств в бюджет;
- отсутствие на расчетных счетах денежных средств, необходимых для исполнения кредитной организацией платежных поручений на уплату налогов и сборов;
- отсутствие списания кредитной организацией денежных средств с расчетного счета по платежным поручениям налогоплательщика на перечисление сумм налогов и сборов в бюджет или внебюджетных фонд.
При наличии информации о неисполнении кредитными организациями платежных поручений налогоплательщиков на перечисление в бюджет сумм налогов и сборов налоговым органам надлежит осуществлять проверки указанных кредитных организаций, в ходе которых провести инвентаризацию платежных поручений налогоплательщиков на перечисление сумм налогов и сборов в бюджет или внебюджетный фонд, денежные средства по которым фактически не поступили в бюджет по вине кредитной организации, определить сумму налогов и сборов, списанных с расчетных счетов налогоплательщиков, и не перечисленных в бюджет по вине кредитной организации, и составить списки предприятий и организаций, направивших в проверяемую кредитную организацию платежные поручения на перечисление в бюджет сумм налогов и сборов, которые не были исполнены этой кредитной организацией на момент проверки.
Начальникам госналогинспекций по субъектам Российской Федерации по согласованию с территориальными управлениями Банка России и органами федеральной службы налоговой полиции составить реестры кредитных организаций, не обеспечивающих своевременность исполнения поручений налогоплательщиков на перечисление налогов и сборов в бюджеты всех уровней и других клиентских платежей.
Выдачу налогоплательщикам документов (справок), подтверждающих постановку на учет, следует осуществлять для открытия расчетных, текущих и иных счетов только в кредитных организациях, не включенных в реестр.
В случае изменения финансового состояния кредитной организации или выявления случаев нарушения банковского и налогового законодательства оперативно вносить изменения в реестр.
Информацию об исполнении настоящего поручения представить в Госналогслужбу России до 30.10.98.
Заместитель руководителя
Госналогслужбы России -
Государственный советник
налоговой службы I ранга |
В.Павлов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо издано в соответствии с постановлением Конституционного Суда, установившим, что обязанность налогоплательщика - юридического лица по уплате налога прекращается с момента списания банком сумм налогов со счета налогоплательщика. Сообщается, что при наличии информации о неисполнении кредитными организациями платежных поручений налогоплательщиков на перечисление в бюджет сумм налогов и сборов налоговым органам надлежит осуществлять проверки указанных кредитных организаций, в ходе которых провести инвентаризацию платежных поручений налогоплательщиков на перечисление сумм налогов и сборов в бюджет или внебюджетный фонд, денежные средства по которым фактически не поступили в бюджет по вине кредитной организации, определить сумму налогов и сборов, списанных с расчетных счетов налогоплательщиков, и не перечисленных в бюджет по вине кредитной организации, и составить списки предприятий и организаций, направивших в проверяемую кредитную организацию платежные поручения на перечисление в бюджет сумм налогов и сборов, которые не были исполнены этой кредитной организацией на момент проверки. Госналогинспекции будут составлять реестры кредитных организаций, не обеспечивающих своевременность исполнения поручений налогоплательщиков на перечисление налогов и сборов в бюджеты всех уровней и других клиентских платежей. Выдача налогоплательщикам документов (справок), подтверждающих постановку на учет, будет осуществляться для открытия расчетных, текущих и иных счетов только в кредитных организациях, не включенных в указанный реестр.
Письмо Госналогслужбы РФ от 20 октября 1998 г. N ВП-6-11/749@
Текст письма опубликован в газете "Экономика и жизнь", октябрь 1998 г., N 44, в газете "Финансовая Россия" от 5 - 11 ноября 1998 г., N 41, в журнале "Экспресс-Закон", ноябрь 1998 г., N 47, в журнале "Нормативные акты по финансам, налогам, страхованию и бухгалтерскому учету", 1998 г., N 12, в журнале "Налоговый вестник", 1998 г., N 12, в журнале "Российский налоговый курьер", N 2, ноябрь 1998 г., в "Библиотечке Российской газеты", выпуск N 4, 1999 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Письмо МНС РФ от 24 мая 1999 г. N АС-6-18/422