Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 15 июня 2010 г. N 1810/10
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Иванова А.А.;
членов Президиума: Амосова С.М., Андреевой Т.К., Бабкина А.И., Валявиной Е.Ю., Витрянского В.В., Вышняк Н.Г., Завьяловой Т.В., Иванниковой Н.П., Исайчева В.Н., Козловой О.А., Маковской А.А., Першутова А.Г., Сарбаша С.В., Слесарева В.Л., Юхнея М.Ф. -
рассмотрел заявление Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Златоусту Челябинской области о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Челябинской области от 14.05.2009 по делу N А76-5012/2009-46-26, постановления Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2009 и постановления Федерального арбитражного суда Уральского округа от 03.11.2009 по тому же делу.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату постановления Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда следует читать как "22.07.2009"
В заседании приняли участие представители заявителя - Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Златоусту Челябинской области - Витолина Н.С., Комлина Ю.Ф.
Заслушав и обсудив доклад судьи Першутова А.Г., а также объяснения представителей участвующего в деле лица, Президиум установил следующее.
Инспекцией ФНС России по городу Златоусту Челябинской области (далее - инспекция) проведена камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации по единому социальному налогу за 2007 год, представленной Златоустовским городским отделением Челябинской областной общественной организации Всероссийского общества инвалидов "Новозлатоустовское" (далее - организация).
По результатам проверки инспекция составила акт от 26.09.2008 N 3063 и с учетом представленных организацией возражений от 20.10.2008 N 201 и дополнений к ним от 05.12.2008 N 245 приняла решение от 05.12.2008 N 4066 (далее - решение инспекции) о привлечении организации к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в виде штрафа в размере 979 348 рублей. Кроме того, организации предложено уплатить 6 320 132 рубля единого социального налога и 569 924 рубля 60 копеек пеней.
Основанием для принятия инспекцией решения явился вывод о неправомерном применении организацией налоговой льготы, установленной подпунктом 2 пункта 1 статьи 239 Кодекса.
Не согласившись с решением инспекции, организация обратилась в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании его недействительным.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 14.05.2009 требование организации удовлетворено.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2009 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа постановлением от 03.11.2009 решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции оставил без изменения.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора решения суда первой инстанции и постановлений судов апелляционной и кассационной инстанций инспекция просит отменить их, ссылаясь на нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении и выступлениях присутствующих в заседании представителей инспекции, Президиум считает, что оспариваемые судебные акты подлежат отмене по следующим основаниям.
Как установлено судами, организация зарегистрирована как общественная организация инвалидов, среди ее членов численность инвалидов составляет не менее 80 процентов.
Деятельность организации осуществлялась на основании положения о ней (далее - положение), согласованного с главой администрации города Златоуста и зарегистрированного правлением Челябинского областного отделения Всероссийского общества инвалидов 26.12.1998, устава Челябинской областной общественной организации инвалидов Всероссийского общества инвалидов, устава и программы Всероссийского общества инвалидов.
Согласно пункту 1.3.1 положения цели деятельности организации - защита прав и интересов инвалидов, обеспечение им равных с другими гражданами возможностей участия во всех сферах общественной жизни, а также интеграция инвалидов в общество.
В соответствии с пунктом 1.3.3 положения к видам деятельности организации относится в том числе и предпринимательская деятельность, направленная на обеспечение уставных задач.
В проверяемом налоговом периоде организация осуществляла предпринимательскую деятельность в виде перевозок грузов и пассажиров, оказания платных услуг населению, а также производства общестроительных работ.
С учетом названных обстоятельств суды пришли к выводу, что организация вправе применять налоговую льготу по единому социальному налогу, поскольку соблюдены все условия, предусмотренные подпунктом 2 пункта 1 статьи 239 Кодекса: организация создана в соответствии с действующим законодательством в качестве общественной организации инвалидов; среди её членов инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов; сумма выплат и иных вознаграждений не превышает 100 000 рублей в течение налогового периода на каждого отдельного работника.
Однако судами не учтено следующее.
Согласно статье 117 Гражданского кодекса Российской Федерации общественные организации являются некоммерческими организациями.
В силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческой является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.
Исходя из статьи 37 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", общественные объединения могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению уставных целей, ради которых они созданы.
Другими словами, предпринимательская деятельность общественного объединения, в том числе созданного в форме общественной организации, должна быть дополнительной, выражающейся в том, чтобы способствовать созданию материальной базы, которая позволила бы более эффективно реализовать свои уставные цели.
Между тем приказом руководителя организации от 10.12.1998 созданы участок "Транспортный", производственный и строительный отделы для осуществления предпринимательской деятельности (услуги по перевозке пассажиров и грузов, платные услуги населению, общестроительные работы). Какой-либо другой деятельности, связанной с выполнением определенных положением и уставом целей и задач, указанные структурные подразделения организации не осуществляли. Для ведения предпринимательской деятельности организация привлекала физических лиц, не являющихся членами организации, с которыми заключала трудовые договоры.
Согласно данным формы 4-ФСС РФ за 2007 год среднесписочная численность работающих в организации составила 762 человека (в том числе 14 инвалидов, или 1,8 процента от среднесписочной численности работающих), из которых 742 человека (в том числе 13 инвалидов), не являющихся членами организации, были заняты в предпринимательской деятельности, в то время как всего лишь 20 человек (в том числе 1 инвалид) заняты в сфере уставной деятельности. Фонд оплаты труда работников за 2007 год составил 57 562 280 рублей, из которых заработная плата работников, принятых по трудовым договорам и занятых в предпринимательской деятельности, составила 56 623 869 рублей (98,4 процента) в общем фонде заработной платы. При этом заработная плата работающих инвалидов составила 525 094 рубля (0,9 процента) в общем фонде заработной платы.
По данным бухгалтерского учета организации в 2007 году показатель "Выручка от реализации" составил 126 616 000 рублей, себестоимость реализованных услуг 175 594 000 рублей. При этом всего лишь 1 635 000 рублей, или 0,9 процента от общей суммы затрат, были направлены на реализацию социальных программ. Удельный вес суммы расходов, направленных на цели, указанные в положении, в 2007 году составил 1,2 процента от общей суммы выручки.
Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что защита прав и интересов инвалидов, обеспечение им равных с другими гражданами возможностей участия во всех сферах общественной жизни, а также интеграция их в общество, являющиеся целью деятельности организации, явно не были приоритетными.
В то же время налоговая выгода в виде льготы по уплате единого социального налога в 3,9 раза превысила сумму средств, направленных на достижение уставных целей, то есть налоговая выгода явно несоразмерна этой сумме.
Вместе с тем налоговая выгода может быть признана обоснованной с учетом правовых позиций, изложенных в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды". При этом следует учитывать, что статус общественной организации инвалидов не может использоваться преимущественно для получения налоговой выгоды, как это имело место в данной ситуации.
Между тем указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что основной целью деятельности организации фактически являлось получение доходов, а не обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей участия во всех сферах общественной жизни и их общественной интеграции.
Таким образом, общественная организация, для которой деятельность, связанная с получением дохода, является приоритетной по отношению к уставной деятельности, не вправе применять льготу, предусмотренную подпунктом 2 пункта 1 статьи 239 Кодекса.
При названных обстоятельствах обжалуемые судебные акты нарушают единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права, поэтому в силу пункта 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 3 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 14.05.2009 по делу N А76-5012/2009-46-26, постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2009 и постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 03.11.2009 по тому же делу отменить.
В удовлетворении требования Златоустовского городского отделения Челябинской областной общественной организации Всероссийского общества инвалидов "Новозлатоустовское" о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Златоусту Челябинской области от 05.12.2008 N 4066 отказать.
Председательствующий |
А.А. Иванов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Налоговый орган счел, что юрлицо незаконно воспользовалось льготой по ЕСН, предусмотренной для общественных организаций инвалидов.
Президиум ВАС РФ согласился с этой позицией и указал следующее.
НК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период, - до 2010 г.) предусматривал освобождение от обложения ЕСН выплат (не превышающих 100 тыс. руб. в течение налогового периода на каждое физлицо) общественных организаций инвалидов, среди членов которых численность инвалидов составляет не менее 80%. С 2010 г. ЕСН был отменен.
Исходя из Закона о некоммерческих организациях и Закона об общественных объединениях, предпринимательская деятельность для таких юрлиц, в т. ч. созданных в форме общественной организации, должна быть дополнительной. Она ведется, чтобы способствовать созданию материальной базы, которая позволила бы более эффективно реализовать свои уставные цели.
В рассматриваемом случае налогоплательщик был зарегистрирован как общественная организация инвалидов (среди ее членов численность инвалидов составляла не менее 80%). Между тем основной целью его деятельности фактически являлось получение доходов, а не обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей участия во всех сферах общественной жизни. Для ведения предпринимательской деятельности организация привлекала физлиц, не являющихся инвалидами. Лишь 0,9% от общей суммы затрат были направлены на реализацию соцпрограмм.
Таким образом, общественная организация, для которой деятельность, связанная с получением дохода, является приоритетной по отношению к уставной, не вправе применять соответствующую льготу. Статус общественной организации инвалидов не может использоваться преимущественно для получения налоговой выгоды.
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 15 июня 2010 г. N 1810/10
Текст постановления опубликован в "Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации", 2010 г., N 9
Постановление размещено на сайте ВАС РФ www.arbitr.ru 21.07.2010
Номер дела в первой инстанции: А76-5012/2009
Истец: Златоустовское городское отделение Челябинской областной общественной организации Всероссийского общества инвалидов "Новозлатоустовское"
Ответчик: ИФНС РФ по г. Златоусту
Хронология рассмотрения дела:
15.06.2010 Постановление Президиума ВАС РФ N 1810/10
28.04.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-1810/10
22.07.2009 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-5293/2009