Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 13 апреля 2010 г. N КАС10-170
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению П.И.Ю. о признании недействующими абз. 1, 3 п. 18 Положения о федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов и единой информационной системе по техническому регулированию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2003 г. N 500, по кассационной жалобе П.И.Ю. на решение Верховного Суда Российской Федерации от 2 февраля 2010 г., которым в удовлетворении заявленного требования отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Ф.А.И., объяснения представителя П.И.Ю. - Н.Д.Н., поддержавшей доводы кассационной жалобы, объяснения представителя Правительства Российской Федерации - К.Е.А., возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, заключение прокурора М.Л.Ф., полагавшей кассационную жалобу необоснованной,
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации председательствующего Ф.А.И., членов коллегии М.Г.В., К.Т.Е., при секретаре К.Ю.А., с участием прокурора М.Л.Ф. установила:
постановлением Правительства Российской Федерации утверждено Положение о федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов и единой информационной системе по техническому регулированию (далее - Положение). Постановление опубликовано в "Российской газете", N 166, 22 августа 2003 г., "Собрании законодательства Российской Федерации", 25 августа 2003 г., N 34, ст. 3367.
Пунктом 18 Положения установлено, что федеральным органам законодательной и исполнительной власти, а также судебным органам продукция и услуги, указанные в подпункте "г" пункта 15 данного Положения, предоставляются бесплатно, другим органам и лицам - за плату, размер которой устанавливается Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии с учетом положений договоров с международными (региональными) и зарубежными организациями по стандартизации о предоставлении прав на распространение документов по стандартизации (абз. 1). Плата за указанные продукцию и услуги, за исключением оплаты доставки, одинакова для отечественных и зарубежных потребителей (абз. 3).
П.И.Ю. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими абз. 1, 3 п. 18 Положения, ссылаясь на то, что установленная данными положениями плата за продукцию и услуги, указанные в подп. "г" п. 15 Положения, нарушает его право свободно искать и получать информацию любым законным способом в соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", а также его право, закрепленное ч. 4 ст. 8 данного Закона, согласно которой не может быть ограничен доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, п. 1 ч. 8 ст. 8 указанного Закона, в соответствии с которым информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещенная такими органами в информационно-телекоммуникационных сетях предоставляется бесплатно.
Заявитель также указал на противоречии оспоренных положений п. 1 ст. 21, чч. 1, 2 ст. 22 Федерального закона от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления". П.И.Ю. сослался на то, что плата за предоставление информации по своей правовой природе является сбором, устанавливать который Правительство Российской Федерации не вправе. Федеральный информационный фонд технических регламентов, по его мнению, является государственной информационной системой, предназначенной для предоставления гражданам информации, и доступ к ней не может быть ограничен. Содержащаяся в подп. "г" п. 15 Положения информация относится к деятельности государственных органов и поэтому также должна предоставляться гражданам бесплатно (как в электронном, так и в бумажном виде). И, кроме того, размер платы не должен превышать размеры расходов, необходимых для изготовления копий документов и их пересылки почтой.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 2 февраля 2010 г. в удовлетворении заявления П.И.Ю. отказано.
В кассационной жалобе П.И.Ю. просит решение суда, как вынесенное при неправильном применении норм материального права, отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении требований заявителя. Как следует из кассационной жалобы, оспариваемые абз. 1, 3 п. 18 Положения устанавливают дополнительные случаи платного предоставления информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления (в рассматриваемом случае - информации из федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов) по сравнению с теми случаями, которые указаны в Федеральном законе "О техническом регулировании" (ст. 44), что не соответствует требованиям ч. 9 ст. 8 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для ее удовлетворения.
В соответствии со ст.ст. 251, 253 ГПК РФ судом рассматриваются заявления о признании нормативных правовых актов противоречащими полностью или в части федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Согласно ст. 44 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" технические регламенты, документы национальной системы стандартизации, международные стандарты, правила стандартизации, нормы стандартизации и рекомендации по стандартизации, национальные стандарты других государств и информация о международных договорах в области стандартизации и подтверждения соответствия и о правилах их применения составляют Федеральный информационный фонд технических регламентов и стандартов; федеральный информационный фонд технических регламентов и стандартов является государственным информационным ресурсом; порядок создания и ведения Федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов, а также правила пользования этим фондом устанавливаются Правительством Российской Федерации (п. 1). В Российской Федерации в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации, создается и функционирует единая информационная система, предназначенная для обеспечения заинтересованных лиц информацией о документах, входящих в состав Федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов; заинтересованным лицам обеспечивается свободный доступ к создаваемым информационным ресурсам, за исключением случаев, если в интересах сохранения государственной, служебной или коммерческой тайны такой доступ должен быть ограничен (п. 2).
Во исполнение указанного нормативного положения Правительство Российской Федерации утвердило Положение о федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов и единой информационной системе по техническому регулированию, которое устанавливает порядок создания и ведения федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов, правила пользования им, а также порядок создания и функционирования единой информационной системы по техническому регулированию, предназначенной для обеспечения информацией о технических регламентах, стандартах и других документах по техническому регулированию (п. 1).
Подпунктом "г" п. 15 Положения установлено, что единая информационная система по техническому регулированию обеспечивает предоставление следующих видов продукции и услуг: информация о документах (об их наличии, сроках действия, внесенных изменениях, пересмотре, замене и отмене), разработчиках и утвердивших их органах;
документы и копии документов на бумажном носителе и в электронно-цифровой форме; информационная продукция и услуги, создаваемые на основе документов федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов.
Суд первой инстанции проверил довод заявителя о том, что установленные подп. "г" п. 15 Положения виды продукции и услуг, относятся к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, которая размещается в сети Интернет и предоставляется пользователю бесплатно, и правильно признал его необоснованным по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 27 июля 2006 г. "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" N 149-ФЗ граждане (физические лица) и организации (юридические лица) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных данным Федеральным законом и другими федеральными законами (ч. 1); гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы (ч. 2); предоставляется бесплатно информация: о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещенная такими органами в информационно-телекоммуникационных сетях; затрагивающая права и установленные законодательством Российской Федерации обязанности заинтересованного лица; иная установленная законом информация (пп. 1, 2, 3 ч. 8); установление платы за предоставление государственным органом или органом местного самоуправления информации о своей деятельности возможно только в случаях и на условиях, которые установлены федеральными законами (ч. 9).
По смыслу приведенных норм информация предоставляется за плату, за исключением случаев, перечисленных в ч. 8 ст. 8 вышеуказанного федерального закона.
Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. "О техническом регулировании" N 184-ФЗ также не устанавливает право на бесплатное получение информации, за исключением случаев предоставления документов в области стандартизации безвозмездно по требованию органов государственной власти или по запросу суда (п. 9 ст. 44).
В силу ст. 21 Федерального закона от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" пользователю информацией предоставляется на бесплатной основе информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления: предоставляемая в устной форме; размещаемая государственным органом, органом местного самоуправления в сети Интернет, а также в отведенных для размещения информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления местах; затрагивающая права и установленные законодательством Российской Федерации обязанности заинтересованного пользователя информацией; иная установленная законом информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также иная установленная муниципальными правовыми актами информация о деятельности органов местного самоуправления.
С учетом вышеприведенных положений законов, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что действующим законодательством предусматривается необходимость оплаты предоставления информации, в случае, если запрашиваемая информация не входит в перечень бесплатной информации.
Перечень информации о деятельности федеральных государственных органов, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и подведомственных им федеральных государственных органов утверждается Правительством Российской Федерации (ч. 3 ст. 13, ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 9 февраля 2009г. N 8-ФЗ).
В утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2009 г. N 953 Перечне информации о деятельности федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и подведомственных им федеральных органов исполнительной власти, размещаемой в сети Интернет, отсутствует информация, указанная в подпункте "г" пункта 15 Положения, и, следовательно, эта информация не подлежит предоставлению пользователю на бесплатной основе.
Ссылки заявителя на то, что любая, размещенная в системе Интернет информация, должна быть предоставлена по запросу гражданину бесплатно, не основаны на законе.
Довод заявителя о том, что плата за предоставление информации является сбором, устанавливать который Правительство Российской Федерации не вправе, правильно был признан судом необоснованным, поскольку плата, предусмотренная п. 18 Положения, по своей правовой природе отличается от сбора, уплачиваемого в соответствии с законодательством о налогах и сборах, т.к. является платой за услуги по предоставлению запрашиваемой информации, а не налоговым платежом, взимаемым за совершение юридически значимых действий (п. 2 ст. 8 Налогового кодекса Российской Федерации).
Довод заявителя о том, что установление платы за предоставление информации нарушает его право свободно искать и получать информацию любым законным способом правильно был признан судом несостоятельным, поскольку реализация данного права предполагает обеспечение доступа к информации, а не бесплатное ее предоставление.
Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ установлено, что национальный орган Российской Федерации по стандартизации организует официальное опубликование и распространение национальных стандартов, общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации, правил стандартизации, норм и рекомендаций в области стандартизации в печатном издании и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме (ст. 14).
В соответствии с Положением об опубликовании национальных стандартов и общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2003 г. N 594, опубликование национальных стандартов и общероссийских классификаторов предусматривает опубликование текстов национальных стандартов и общероссийских классификаторов, внесенных в них изменений, дополнений и поправок, уведомлений об утверждении национальных стандартов, информации о внесении в них изменений, дополнений, поправок, отмене и замене, перечней действующих национальных стандартов, а также национальных стандартов, которые могут на добровольной основе применяться для соблюдения требований технических регламентов, и осуществляется на государственном языке Российской Федерации Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии, в печатных изданиях (книгах, брошюрах, сборниках) и информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (пп. 1, 2, 3).
Пунктом 62 Административного регламента Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии по исполнению государственной функции по учету национальных стандартов, правил стандартизации, норм и рекомендаций в этой области и обеспечению их доступности заинтересованным лицам, утвержденного приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 6 ноября 2008 г. N 266, установлено, что обеспечение на постоянной основе официального опубликования вновь утвержденных национальных стандартов, изменений, дополнений к ним в электронно-цифровой форме на Интернет-портале Федерального агентства в сети Интернет осуществляется в срок не более 30 дней после утверждения национальных стандартов. К официально опубликованным стандартам в электронно-цифровой форме обеспечивается свободный бесплатный доступ на срок, необходимый для ознакомления с ними, - на 1 год.
Федеральным законом от 29 декабря 1994 г. N 77-ФЗ "Об обязательном экземпляре документов" предусмотрено, что производители документов в целях последующего распределения изданий между крупнейшими библиотечно-информационными организациями доставляют через полиграфические организации в день выхода в свет первой партии тиража печатных изданий в Российскую книжную палату 10 обязательных экземпляров стандартов (ст. 7).
Таким образом, доводы заявителя о нарушении права на доступ к информации, в данном случае к стандартам, не нашли своего подтверждения.
Довод кассационной жалобы о том, что вся информация, содержащаяся в федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов, а также информационная продукция и услуги, созданные на основе фонда, относятся к категории "информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", в связи с чем должна предоставляться бесплатно, ошибочен, основан на неправильном толковании закона.
Информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления относится непосредственно к их деятельности как соответствующих органов власти, в частности, раскрывает их структуру, полномочия, порядок формирования и иные аспекты, касающиеся их деятельности.
Выводы суда основаны на нормах материального права, проанализированных в решении, предусмотренных ст. 362 ГПК РФ оснований для отмены решения суда в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 360, 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Российской Федерации от 2 февраля 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу П.И.Ю. - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Техрегламенты, документы национальной системы стандартизации, а также иные документы в сфере техрегулирования сгруппированы в единый государственный информационных ресурс - Федеральный информационный фонд технических регламентов и стандартов.
Оспаривались нормы, в силу которых документы из фонда, их копии, соответствующая информация, продукция и услуги предоставляются за плату. Бесплатно их получают только федеральные органы законодательной и исполнительной власти, а также судебные органы.
По мнению заявителя, данная информация относится к деятельности госорганов, а поэтому должна предоставляться гражданам бесплатно (как в электронном, так и в бумажном виде).
Кассационная коллегия ВС РФ отклонила эти доводы и разъяснила следующее.
По смыслу Закона об информации она предоставляется за плату, за исключением случаев, перечисленных в этом законе. Закон о техрегулировании также не устанавливает право на бесплатное получение информации, за исключением случаев передачи документов в области стандартизации безвозмездно по требованию органов госвласти или по запросу суда.
Таким образом, законодательством предусматривается необходимость оплатить предоставление запрашиваемой информации в случае, если она не входит в перечень бесплатной.
Довод заявителя о том, что установление такой платы нарушает его право свободно искать и получать информацию любым законным способом, несостоятелен. Реализация данного права предполагает обеспечение доступа к сведениям, а не бесплатное их предоставление.
Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 13 апреля 2010 г. N КАС10-170
Текст определения официально опубликован не был