В связи с возникающими в судебной практике вопросами и в целях обеспечения единообразия в разрешении споров, связанных с применением Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - Устав), Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на основании статьи 13 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации" постановляет внести в постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 6 октября 2005 г. N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - постановление) следующие дополнения:
1. В пункте 2 постановления:
1) из абзаца третьего исключить слова "который является владельцем инфраструктуры";
2) пункт дополнить абзацами седьмым и восьмым следующего содержания:
"Если при рассмотрении спора, связанного с эксплуатацией железнодорожного пути необщего пользования или подачей, уборкой вагонов, будет установлено, что в нарушение Устава отношения сторон договором не оформлены, взимание сумм за пользование вагонами (нахождение их у грузополучателей (грузоотправителей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования) производится по правилам об обязательствах вследствие неосновательного обогащения с момента фактической подачи вагонов к месту погрузки, выгрузки грузов до момента получения перевозчиком уведомления о готовности вагонов к уборке или с момента передачи вагонов владельцам железнодорожных путей необщего пользования на железнодорожных выставочных путях до момента их возвращения на железнодорожные выставочные пути.
При определении размера неосновательного обогащения судами могут быть приняты во внимание положения Тарифного руководства N 2, регулирующие сходные отношения.".
2. Пункт 10 постановления дополнить абзацем третьим следующего содержания:
"При рассмотрении споров необходимо также учитывать, что исходя из содержания абзаца шестого статьи 116 Устава грузоотправитель не освобождается от уплаты штрафа за невыполнение принятой перевозчиком заявки, если им выполнена заявка в вагонах, но не выполнена в тоннах. В таких случаях с грузоотправителя взыскивается штраф за каждую непогруженную тонну груза в размерах, определенных статьей 94 Устава.".
3. В пункте 15:
1) абзац второй дополнить следующим предложением:
"При этом обязанность перевозчика подать взамен вагоны, контейнеры в порядке, установленном частью шестой статьи 20 Устава, возникает, если погрузка осуществляется в вагоны, контейнеры, принадлежащие перевозчику на праве собственности или ином праве.".
2) пункт дополнить абзацем третьим следующего содержания:
"В случаях, когда погрузка осуществляется в вагоны, контейнеры, не принадлежащие перевозчику, подача им вагонов и контейнеров осуществляется по вновь поданной заявке грузоотправителя в соответствии со статьей 11 Устава.".
3) абзац третий считать абзацем четвертым данного пункта.
4. В пункте 21:
1) абзац первый после слов "по обработке перевозочных документов" дополнить словами "или другие аналогичные соглашения";
2) пункт дополнить абзацами четвертым и пятым следующего содержания:
"По своей правовой природе данные требования относятся к требованиям имущественного характера, рассматриваемым в порядке искового производства, государственная пошлина по которым уплачивается в размерах, установленных подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ.
Порядок прекращения отношений, связанных с расчетами через ТехПД, в том числе сроки возврата средств при прекращении отношений, определяется соглашением сторон.".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "пункт дополнить абзацами четвертым и пятым" имеется в виду "пункт дополнить абзацами третьим и четвертым"
5. Пункт 23 дополнить абзацами вторым и третьим следующего содержания:
"Такие проценты подлежат начислению с момента необоснованного списания перевозчиком учитываемых на лицевом счете в ТехПД денежных средств до момента фактического восстановления записи на лицевом счете или возврата денежных средств истцу, если иное не установлено соглашением сторон.
В случае прекращения действия договора о производстве расчетов остаток денежных средств по лицевому счету должен быть возвращен перевозчиком грузоотправителю (грузополучателю) в порядке и сроки, предусмотренные соглашением сторон, а при его отсутствии - по правилам статьи 314 ГК РФ. При задержке возврата остатка денежных средств грузоотправитель (грузополучатель) вправе потребовать от перевозчика возврата денежной суммы и уплаты процентов в соответствии со статьей 395 ГК РФ.".
6. Пункт 25 дополнить абзацами третьим и четвертым следующего содержания:
"В частности, необходимо иметь в виду, что в случаях, когда сроки доставки грузов исчисляются исходя из норм суточного пробега, эти сроки увеличиваются на определенное количество суток в соответствии с пунктом 5 указанных Правил*(1). Поэтому при взыскании пеней за просрочку доставки груза необходимо установить, были ли определены в накладной сроки доставки груза с учетом данного пункта. В случае, если срок доставки груза не был увеличен, ответственность перевозчика наступает только по истечении указанного в накладной срока, дополнительно увеличенного на соответствующее количество суток.
При этом следует учитывать, что сроки доставки грузов увеличиваются и в случаях задержки доставки груза по причинам, названным в пункте 6 Правил.".
7. Пункт 28 дополнить абзацем шестым следующего содержания:
"Рассматривая споры, связанные с взысканием штрафа, предусмотренного статьей 98 Устава, следует иметь в виду, что за искажение в транспортной железнодорожной накладной сведений, повлекших занижение стоимости перевозок грузов, штраф определяется исходя из размера платы за перевозку фактически перевозимого груза (в частности, веса или наименования груза). При этом сумма штрафа рассчитывается исходя из размера платы за перевозку груза за все тарифное расстояние от железнодорожной станции отправления до железнодорожной станции назначения.".
8. Включить в текст постановления пункт 28.1 следующего содержания:
"В силу положений статьи 102 Устава за превышение грузоподъемности (перегруз) вагона, контейнера грузоотправитель (отправитель) уплачивает перевозчику штраф в размере пятикратной платы за перевозку фактической массы данного груза (грузобагажа).
Исходя из буквального толкования этой нормы указанный штраф применяется к грузоотправителю (отправителю) за сам факт превышения грузоподъемности, удостоверенный соответствующим актом в силу статьи 119 Устава.
Поэтому независимо от того, где перевозчиком был обнаружен перегруз - на станции отправления, в пути следования или на станции назначения, установление данного факта является основанием для начисления штрафа, сумма которого рассчитывается так же, как и по статье 98 Устава: исходя из размера платы за перевозку фактической массы груза (грузобагажа) за все тарифное расстояние перевозки от станции отправления до станции назначения.
В случае, если установлено превышение грузоподъемности (перегруз) вагона, однако сведения о грузе, указанные в транспортной железнодорожной накладной, соответствуют фактически перевозимой массе груза, к грузоотправителю могут быть применены только санкции, установленные статьей 102 Устава.
Если допущены одновременно нарушения, предусмотренные статьями 98 и 102 Устава, за каждое из них грузоотправитель несет самостоятельную ответственность.".
9. Пункт 35 дополнить абзацами восьмым-десятым следующего содержания:
"Учитывая, что в силу статьи 99 Устава за период, в течение которого взыскиваются штрафные санкции за задержку вагонов, плата за пользование вагонами не вносится, она взимается до истечения тридцати шести часов с момента фактической подачи вагонов под погрузку, выгрузку грузов локомотивом перевозчика.
Если передача вагонов владельцам путей необщего пользования производится на железнодорожных выставочных путях, то плата за пользование вагонами вносится с момента такой передачи до окончания двадцати четырех часов по истечении технологических сроков оборота вагонов.
Правило части второй статьи 62 Устава об исключении технологического времени из расчета платы за пользование вагонами распространяется на всех владельцев железнодорожных путей необщего пользования и не поставлено в зависимость от того, выступают ли эти ветвевладельцы одновременно грузоотправителями или грузополучателями.".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "дополнить абзацами восьмым-десятым" имеется в виду "дополнить абзацами седьмым-девятым"
10. Пункт 53 дополнить абзацем вторым следующего содержания:
"При определении правоотношений, по которым иски должны предъявляться в указанные сроки исковой давности, необходимо руководствоваться положениями статьи 120 Устава.".
______________________________
*(1) Утверждены Приказом МПС России от 18.06.2003 N 27 (в ред. Приказа Минтранса России от 25.12.2007 N 196). Зарегистрировано в Минюсте России 23 июня 2003 г. N 4816.
Председатель |
А.А. Иванов |
Секретарь Пленума |
Т.В. Завьялова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Дополнены ранее подготовленные разъяснения по применению УЖТ РФ.
Устав предусматривает обязанность заключать договор на эксплуатацию ж/д пути необщего пользования. Согласно дополнениям если в споре (связанном с эксплуатацией указанного ж/д пути или подачей, уборкой вагонов) будет установлено, что он не заключен, суммы за пользование вагонами взыскиваются по правилам неосновательного обогащения. При этом его размер определяется с учетом положений Тарифного руководства N 2.
Если грузоотправитель выполнил принятую перевозчиком заявку в вагонах, но не в тоннах, он не освобождается от штрафа за ее невыполнение (взыскание в этом случае производится за каждую непогруженную тонну груза).
Грузоотправитель вправе отказаться от вагонов, контейнеров, непригодных для перевозки конкретного груза. В этом случае перевозчик должен подать взамен них другие (исправные, пригодные). Уточнено, что такая обязанность возникает, только если погрузка производится в вагоны, контейнеры, принадлежащие перевозчику на праве собственности или ином праве. В противном случае грузоотправитель вновь должен подать заявку.
Дополнены разъяснения относительно споров, возникающих в случаях, когда расчеты между сторонами ведутся через технологический центр по обработке перевозочных документов (ТехПД).
Затронут вопрос о соблюдении сроков доставки грузов. В случаях их исчисления исходя из норм суточного пробега они увеличиваются на определенное количество суток в соответствии с Правилами исчисления сроков доставки грузов ж/д транспортом. Следовательно, ответственность перевозчика должна наступать с учетом этих дополнительных суток.
Рассмотрены правила исчисления штрафа за искажение сведений в транспортной ж/д накладной (в частности, повлекшее занижение стоимости перевозок), а также применения аналогичной санкции за превышение грузоподъемности.
Выделены особенности взимания платы за пользование вагонами в случае применения штрафных санкций за их задержку, при исключении технологического времени из расчета.
Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 2010 г. N 37 "О внесении изменений и дополнений в постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 6 октября 2005 г. N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"
Текст постановления опубликован в "Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации", 2010 г., N 9
Постановление размещено на сайте ВАС РФ www.arbitr.ru 30.07.2010