Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 15 сентября 2009 г. N КАС09-411
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ... о признании недействующими абзацев третьего, четвертого и шестого пункта 3 статьи 27 Положения о порядке работы квалификационных коллегий судей, утвержденного Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации 22 марта 2007 г.,
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "абзацев четвертого, пятого и седьмого пункта 3 статьи 27"
по кассационной жалобе ... на решение Верховного Суда Российской Федерации от 21 июля 2009 года, которым в удовлетворении заявленного требования отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации ..., выслушав заключение прокурора ..., полагавшей кассационную жалобу необоснованной,
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации установила:
22 марта 2007 года Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации утверждено Положение о порядке работы квалификационных коллегий судей Российской Федерации (далее - Положение). Положение опубликовано в "Вестнике Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации" N 2 (12) за 2007 год.
Пунктом 3 статьи 27 Положения установлены случаи, когда жалоба подлежит возвращению заявителю без рассмотрения с указанием оснований ее возвращения.
... обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим пункта 3 статьи 27 Положения в части, предусматривающей возвращение жалобы заявителю без рассмотрения в случаях наличия в ней нецензурных, оскорбительных слов или выражений, угроз (абзац третий); если текст не поддается прочтению (абзац четвертый); если жалоба касается охраняемой федеральным законом тайны (абзац шестой).
По мнению заявителя, Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации не предоставлено право утверждать Положение о порядке рассмотрения обращений граждан РФ, такой порядок обращения граждан определен Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" из чего следует, что Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации превысила свои полномочия и утвердила пункт 3 статьи 27 Положения не имея на то правовых оснований. На основании оспариваемых положений квалификационная коллегия судей Краснодарского края систематически отказывает ему в проверке изложенных в жалобах доводов, чем, по мнению заявителя, нарушает его гарантии независимости и не исполняет основную задачу органа судейского сообщества.
Верховный Суд Российской Федерации постановил приведенное выше решение.
В кассационной жалобе ... ставит вопрос об отмене решения суда, ссылаясь на то, что абзацы 3, 4 и 6 пункта 3 статьи 27 Положения противоречат п. 2 ст. 4 и ст. 20 Федерального закона "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" от 14 марта 2002 года N 30-ФЗ, ст. 9 Закона "О статусе судей в Российской Федерации" от 26 июня 1992 года N 3132-1, п. 9 ст. 7 Федерального закона "О противодействии коррупции" от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ, поскольку, как указал ..., не защищают права и свободы судей от произвола руководителей судебных органов, не гарантируют независимость судьи и не обеспечивают неукоснительное соблюдение принципов независимости судей и невмешательства в судебную деятельность.
Заявитель ..., представитель Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания Кассационной коллегии извещены надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия не находит оснований к отмене судебного решения.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" от 14 марта 2002 г. N 30-ФЗ Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации, квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации являются органами судейского сообщества, формируются и действуют в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами, их деятельность регулируется актами (регламентами, положениями), принимаемыми этими органами.
В статье 17 Федерального закона "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" от 14 марта 2002 г. N 30-ФЗ определены полномочия Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации наряду с которыми, она утверждает положение о порядке работы квалификационных коллегий судей (подпункт 9 пункта 2).
Данным Федеральным законом к компетенции квалификационных коллегий отнесены проверка и рассмотрение жалоб и сообщений, содержащих сведения о совершении судьей дисциплинарного проступка, поступившие в квалификационную коллегию судей от граждан (пункт 2 статьи 22).
Утверждая положение о порядке работы квалификационных коллегий судей, Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации вправе установить порядок рассмотрения жалоб или сообщений о совершении судьей дисциплинарного проступка.
Таким образом, вывод суда о том, что оспариваемое заявителем Положение о порядке работы квалификационных коллегий судей принято Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации в соответствии с полномочиями, предоставленными ВККС РФ вышеназванным федеральным законом, является правильным.
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок таких обращений граждан регулируется Федеральным законом от 2 мая 2006 г. "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" N 59-ФЗ.
Согласно статье 11 вышеуказанного Федерального закона N 59-ФЗ государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо при получении письменного обращения, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, вправе оставить обращение без ответа по существу поставленных в нем вопросов и сообщить гражданину, направившему обращение, о недопустимости злоупотребления правом (часть 3); в случае если текст письменного обращения не поддается прочтению, ответ на обращение не дается, и оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем сообщается гражданину, направившему обращение, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению (часть 4); в случае если ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, гражданину, направившему обращение, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений (часть 6).
Из указанного следует, что абзацы третий, четвертый и шестой пункта 3 статьи 27 Положения, предусматривающие возвращение жалобы заявителю без рассмотрения в случаях наличия в ней нецензурных, оскорбительных слов или выражений, угроз (абзац третий), если текст не поддается прочтению (абзац четвертый); если жалоба касается охраняемой федеральным законом тайны (абзац шестой), соответствуют частям 3, 4, 6 статьи 11 Федерального закона N 59-ФЗ. Иного порядка рассмотрения жалоб и заявлений в квалификационную коллегию, чем это предусмотрено данным федеральным законом, Положение в оспоренной части не предусматривает.
Согласно части 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
В удовлетворении заявления ... отказано правомерно.
Ссылки в кассационной жалобе на несоответствие оспоренных положений о возможности возврата жалоб граждан п. 2 ст. 4 и ст. 20 Федерального закона "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации", ст. 9 Закона "О статусе судей в Российской Федерации", п. 9 ст. 7 Федерального закона "О противодействии коррупции" необоснованны, поскольку вышеприведенные нормы носят общий характер и непосредственно не регулируют вопросы о порядке рассмотрения и возвращения заявлений граждан.
Решение суда вынесено в соответствии с нормами материального права, правильно примененными и истолкованными судом, и с соблюдением процессуальных норм права, оснований для его отмены в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 360, 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Российской Федерации от 21 июля 2009 года оставить без изменения, а кассационную жалобу ... - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 15 сентября 2009 г. N КАС09-411
Текст Определения официально опубликован не был