Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 14 июля 2010 г. N 18-Г10-19
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Меркулова В.П.,
судей Борисовой Л.В. и Хаменкова В.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Демидовой Е.П. о признании недействующими п. 3.1; абз. 1 п. 3.3; ч. 1 п. 3.4; абз. 1, 2 и 4 п. 3.5; абз. 2 п. 3.6 Порядка предоставления жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, имевшим статус из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам социального найма, утверждённого постановлением главы администрации Краснодарского края от 30 июля 2009 г. N 653, по кассационной жалобе Демидовой Е.П. на решение Краснодарского краевого суда от 30 апреля 2010 г., которым отказано в удовлетворении заявления.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Борисовой Л.В., объяснения представителя Демидовой Е.П. - Марченко С.Н., поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения представителя администрации Краснодарского края Петрика С.Н., представителя департамента семейной политики Краснодарского края Цыганковой А.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Кротова В.А., полагавшего решение суда не подлежащим отмене, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Демидова Е.П. обратилась в суд с вышеуказанным заявлением, сославшись на то, что оспариваемый (в части) нормативный правовой акт устанавливает такой порядок предоставления жилья лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при котором фактически создаётся ещё одна очередь из внеочередников, что противоречит ч. 2 ст. 57 ЖК РФ и снижает уровень гарантий на получение жилья для лиц указанной категории, к числу которых относится заявитель.
Краснодарским краевым судом постановлено приведённое выше решение, об отмене которого и принятии нового об удовлетворении заявления просит в кассационной жалобе Демидова Е.П., ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит решение суда не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее Федеральный закон N 159-ФЗ) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закреплённого жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Пунктом 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ закреплено положение о внеочередном предоставлении по договорам социального найма жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В целях защиты и реализации жилищных прав детей-сирот в Краснодарском крае принят Закон от 3 июня 2009 г. N 1748-КЗ "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае".
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что во исполнение Федерального закона N 159-ФЗ, названного и иных законов Краснодарского края главой администрации (губернатором) Краснодарского края издано постановление от 30 июля 2009 г. N 653, официально опубликованное в газете "Кубанские новости", N 129, 6 августа 2009 г.
Пунктом 1 постановления утвержден Порядок предоставления жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, имевшим статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам социального найма согласно приложению к настоящему постановлению (далее Порядок).
Оспариваемые заявителем нормы гласят:
пункт 3.1: "Орган местного самоуправления, исходя из количества жилых помещений муниципального жилищного фонда, приобретённых (построенных) за счёт субвенций из краевого бюджета на реализацию переданных государственных полномочий, направляет гражданам, указанным в разделе 1 настоящего Порядка, извещения о включении их в список граждан-претендентов на получение жилого помещения по договору социального найма (далее извещение), в которых указываются основные характеристики жилых помещений (адрес, этажность, общая и жилая площадь, количество комнат). Форма извещения утверждается департаментом семейной политики Краснодарского края.
Извещения направляются гражданам в порядке очерёдности, установленной в муниципальном списке граждан указанной категории, нуждающихся в жилых помещениях, заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручаются гражданам под личную подпись в получении данного документа".
Абзац 1 п. 3.3: "В случае согласия гражданина на получение жилого помещения он в течение трёх рабочих дней представляет в орган местного самоуправления письменное заявление о включении его в список граждан-претендентов на получение жилого помещения по договору социального найма (далее заявление) по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку".
Часть 1 п. 3.4: "К заявлению прилагаются:
копии документов, удостоверяющих личность гражданина и подтверждающих его фамилию при рождении (при необходимости);
документы, подтверждающие отношение к категории граждан, указанных в разделе 1 настоящего Порядка (копия решения суда о лишении родителя(ей) родительских прав или копия свидетельства о смерти родителя(ей);
справка из органа государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ними о наличии или отсутствии жилого помещении на праве собственности;
уведомление о принятии гражданина на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении".
Абзацы 1, 2 и 4 п. 3.5: "На основании заявления и представленных документов орган местного самоуправления в течение трёх рабочих дней принимает решение о включении гражданина в список претендентов или дает письменный мотивированный отказ.
Основаниями для отказа являются непредставление или представление не в полном объёме документов, указанных в настоящем Порядке, а также недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах.
Количество граждан, включаемых в список претендентов, определяется исходя из наличия количества жилых помещений, предназначенных для предоставления по договорам социального найма, гражданам, указанным в разделе 1 настоящего Порядка. Список претендентов формируется в течение трёх рабочих дней с даты принятия органом местного самоуправления последнего заявления от гражданина в той же хронологической последовательности, в какой граждане были приняты на учёт граждан категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в качестве нуждающихся в жилых помещениях (далее учет)".
Абзац 2 п. 3.6: "Сводный список претендентов формируется в той же хронологической последовательности, в какой каждый гражданин был принят на учёт".
Отказывая Демидовой Е.П. в удовлетворении заявления, суд пришёл к выводу о том, что приведённые положения Порядка не противоречат нормам федерального законодательства и прав заявителя не нарушают.
Вывод суда обоснован тем, что раздел 3 оспариваемого акта не регулирует порядок и очередность предоставления жилых помещений по договорам социального найма, его положения предусматривают порядок формирования списков граждан-претендентов на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма. Необходимость такого учёта вытекает из положений ст. 13 ЖК РФ, Закона Краснодарского края от 29 декабря 2008 г. N 1655-КЗ "О порядке ведения органами местного самоуправления учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях", а также ст. 7 Закона Краснодарского края от 3 июня 2009 г. N 1748-КЗ "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае". Необходимость формирования такого списка граждан-претендентов обусловлена также целью предотвращения произвольного усмотрения предоставления жилых помещений в связи с отсутствием свободных жилых помещений и необходимости определения времени возникновения права и последовательности соответствующих действий.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не имеет оснований для иной оценки.
Согласно ч. 1 ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Кассационная жалоба Демидовой Е.П. не содержит ссылки на доводы и обстоятельства, предусмотренные законом в качестве оснований для отмены решения суда в кассационном порядке.
В силу изложенного, руководствуясь ст. 360, п. 1 ст. 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Краснодарского краевого суда от 30 апреля 2010 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Демидовой Е.П. - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.П. Меркулов |
Судьи |
Л.В. Борисова |
|
В.Б. Хаменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 14 июля 2010 г. N 18-Г10-19
Текст определения официально опубликован не был