Решение Верховного Суда РФ от 21 июля 2010 г. N ГКПИ10-471
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Емышевой В.А.,
при секретаре Грачевой О.С.,
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Василенко А.В. о признании частично недействующим пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 18 марта 2010 г. N 167 "Об утверждении коэффициента дополнительного увеличения с 1 апреля 2010 г. размера страховой части трудовой пенсии по старости и размеров трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца", установил:
пунктом первым постановления Правительства Российской Федерации от 18 марта 2010 г. N 167 утвержден коэффициент дополнительного увеличения с 1 апреля 2010 г. размера страховой части трудовой пенсии по старости и размеров трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца в размере 1,063 (далее - Постановление). Постановление опубликовано в "Собрании законодательства Российской Федерации", 29 марта 2010 г., N 13 ст. 1503, "Российской газете", N 66, 31 марта 2010 г.
Василенко А.В., военный пенсионер, обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим пункта 1 Постановления в части, не предусматривающей увеличение пенсии за выслугу лет военнослужащим, ссылаясь на его противоречие статьям 46 и 49 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", определяющим расчетный размер пенсии и правила начисления надбавок к пенсиям, установления увеличений и повышений пенсий.
По мнению заявителя, оспариваемое законоположение нарушает права военных пенсионеров, ставит их в неравное положение с гражданами, пенсия которым установлена в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В судебном заседании Василенко А.В. поддержал заявленные требования.
Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству обороны Российской Федерации (поручение от 9 июня 2010 г. N СС-П4-3830).
В своих возражениях представитель заинтересованного лица Дроздов А.Н. возражал против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на то, что оспариваемое положение соответствует требованиям Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ, Постановление издано в пределах компетенции Правительства Российской Федерации и не нарушает прав и законных интересов заявителя.
Выслушав объяснения заявителя, представителя Правительства Российской Федерации, исследовав материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Пунктом 6 статьи 17 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ установлен порядок индексации размера страховой части трудовой пенсии по старости и размеры трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца (включая фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости и трудовых пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца).
Коэффициент индексации размера страховой части трудовой пенсии по старости и размеров трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца в соответствии с подпунктом 4 пункта 6 статьи 17 названного Федерального закона определяется Правительством Российской Федерации исходя из уровня роста цен за соответствующий период. Подпунктом 5 пункта 6 статьи 17 данного Закона предусмотрено дополнительное увеличение с 1 апреля следующего года размера страховой части трудовой пенсии в случае, если годовой индекс роста среднемесячной заработной платы в Российской Федерации превысит суммарный коэффициент произведенной индексации размера страховой части трудовой пенсии по старости и размеров трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца за этот же год.
В целях реализации пункта 6 статьи 17 Правительством Российской Федерации принято оспариваемое Постановление.
Таким образом, Постановление принято Правительством Российской Федерации в порядке реализации своих конституционных полномочий, во исполнение предписания вышеназванной нормы Федерального закона, ему не противоречит и не нарушает права военнослужащих.
Право на пенсию реализуется военнослужащими - исходя из специфики военной службы и особого правового статуса лиц, ее проходящих, - в рамках государственного пенсионного обеспечения, в порядке и на условиях, предусмотренных Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1. Определенные им условия назначения пенсий, порядок их исчисления (в том числе с учетом надбавок к пенсиям, увеличения и повышения пенсий), индексации и выплаты отличаются от условий назначения и порядка исчисления трудовых пенсий. Порядок пересмотра пенсий, предусмотренных данным Законом, а также надбавок к пенсиям, повышений и увеличений пенсий определен постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации".
Доводы заявителя о противоречии оспариваемого положения статьям 46, 49 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 лишены правовых оснований, поскольку данный законодательный акт имеет иной предмет регулирования и не распространяется на отношения, связанные с индексацией трудовой пенсии.
Заявитель, утверждая, что оспариваемые им законоположения должны распространяться на всех лиц, независимо от оснований назначения пенсии, фактически ставит вопрос о внесении изменений в действующее законодательство. Однако решение данного вопроса является прерогативой законодателя и не относится к полномочиям Верховного Суда Российской Федерации.
Учитывая, что оспариваемое Постановление издано в пределах предоставленных Правительству Российской Федерации полномочий, пункт 1 Постановления не противоречит федеральному законодательству, прав и свобод заявителя не нарушает, суд в соответствии с частью 1 статьи 253 ГПК РФ принимает решение об отказе в удовлетворении заявления.
Руководствуясь статьями 194-199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации решил:
заявление Василенко А.В. о признании недействующим пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 18 марта 2010 г. N 167 "Об утверждении коэффициента дополнительного увеличения с 1 апреля 2010 г. размера страховой части трудовой пенсии по старости и размеров трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца", - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда РФ |
В.А. Емышева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 21 июля 2010 г. N ГКПИ10-471
Текст решения официально опубликован не был