Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 28 июля 2010 г. N 11-Г10-17
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Т.И. Ерёменко,
судей В.Б. Хаменкова и Л.В. Борисовой,
при секретаре А.В. Аверине
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Кабинета Министров Республики Татарстан на решение Верховного Суда Республики Татарстан от 2 июня 2010 года, которым удовлетворено заявление прокурора Республики Татарстан, признано недействующим со дня вступления в законную силу постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 23 сентября 1998 года N 574 "О порядке исчисления среднего совокупного дохода на члена семьи в Республике Татарстан".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., объяснения представителя Кабинета Министров Республики Татарстан Минугулова Р.Г., поддержавшего доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
23 сентября 1998 года Кабинетом Министров Республики Татарстан принято постановление N 574 "О порядке исчисления среднего совокупного дохода на члена семьи в Республике Татарстан".
Указанным постановлением утвержден Порядок исчисления среднего совокупного дохода на члена семьи в Республике Татарстан.
Данный Порядок устанавливает правила учета и исчисления среднего совокупного дохода на члена семьи в Республике Татарстан при осуществлении мер адресной социальной поддержки населения, предусмотренных нормативными правовыми актами Республики Татарстан.
Прокурор Республики Татарстан обратился в суд с заявлением о признании названного выше акта недействующим, ссылаясь на его противоречие Федеральному закону "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" и Федеральному закону "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания государственной социальной помощи".
В обоснование своих требований прокурор указывал на то, что в соответствии с названными выше федеральными законами порядок расчета дохода семьи в целях оказания социальной поддержки определяется федеральным законодательством. Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 года N 512 утвержден перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи.
В связи с изложенным считал, что, оспариваемое постановление принято Кабинетом Министров Республики Татарстан с превышением предоставленных полномочий, а его отдельные положения ухудшают положение граждан - получателей мер социальной поддержки, поскольку для включения тех или иных доходов в состав дохода семьи предусматривают иные условия, чем те, которые предусмотрены федеральным законодательством.
Решением Верховного Суда Республики Татарстан от 2 июня 2010 года заявление прокурора удовлетворено, признано недействующим со дня вступления в законную силу решения суда постановление Кабинета Министров # от 23 сентября 1998 года N 574 "О порядке исчисления среднего совокупного дохода на члена семьи в Республике Татарстан".
В кассационной жалобе Кабинет Министров Республики Татарстан ставит вопрос об отмене судебного решения, считая его незаконным и необоснованным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований к отмене судебного решения.
Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции РФ вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частями 2, 5 статьи 76 Конституции РФ принимаемые по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, в случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации действует федеральный закон.
Удовлетворяя заявленные прокурором требования, суд пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое постановление принято Кабинетом Министров Республики Татарстан с превышением предоставленных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий, поскольку установил, что порядок определения среднедушевого дохода семьи в целях оказания мер социальной поддержки определен федеральным законодательством и данное полномочие субъектам Российской Федерации не предоставлено.
При этом суд правомерно исходил из того, что Федеральным законом от 24 октября 2007 года N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме", устанавливающим правовую основу для определения прожиточного минимума в Российской Федерации и его учета, в том числе, при осуществлении мер социальной защиты граждан Российской Федерации, предусмотрено, что семья (одиноко проживающий гражданин), среднедушевой доход которой (доход которого) ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации, считается малоимущей (малоимущим) и имеет право на получение социальной поддержки (пункт 1 статьи 6 Закона).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду Федеральный закон от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации"
В силу пункта 3 статьи 6 названного Федерального закона от 24 октября 2007 года N 134-ФЗ порядок исчисления среднедушевого дохода семьи (одиноко проживающего гражданина) устанавливается федеральным законом.
Такой порядок учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи в целях оказания гражданам Российской Федерации социальной помощи установлен Федеральным законом от 5 апреля 2003 года N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 года N 512 утвержден Перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи.
С учетом изложенного, порядок расчета среднедушевого дохода семьи, включая виды доходов, подлежащие учету при определении такого дохода, установлены на федеральном уровне.
При таких обстоятельствах определение Кабинетом Министров Республики Татарстан в оспариваемом постановлении порядка исчисления среднего совокупного дохода на члена семьи противоречит федеральному законодательству.
Судом проверялись утверждения представителей Кабинета Министров Республики Татарстан о том, что принятый на федеральном уровне порядок расчета среднедушевого дохода семьи применяется лишь для оказания государственной социальной помощи малоимущим, в то время как оспариваемое постановление применяется в Республике Татарстан при назначении ежемесячного пособия на ребенка, однако они были правомерно признаны судом несостоятельными.
В соответствии с пунктом 1 Порядка, утвержденного оспариваемым постановлением, данный порядок устанавливает правила учета и исчисления среднего совокупного дохода на члена семьи в Республике Татарстан при осуществлении мер адресной социальной поддержки населения, предусмотренных нормативными правовыми актами Республики Татарстан.
Указаний на применение данного Порядка исключительно для назначения ежемесячного пособия на ребенка Порядок не содержит, напротив, имеет общее указание о применении его при осуществлении мер социальной поддержки.
В тех же целях установлен и предусмотренный Федеральный законом от 24 октября 2007 года N 134-ФЗ прожиточный минимум, получение дохода ниже величины которого является основанием для получения гражданами социальной поддержки.
При таких обстоятельствах дела решение суда следует признать законным и обоснованным.
Доводы кассационной жалобы о том, что действующим законодательством установлены и иные виды мер социальной поддержки, предоставление которых поставлено в зависимость от размера дохода семьи, рассчитанного по специальным правилам, к примеру, установленная статьей 159 Жилищного кодекса РФ субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, правильность правовой позиции суда не опровергают.
Так, в силу части 7 статьи 159 Жилищного кодекса РФ полномочиями по установлению порядка определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи наделено Правительство Российской Федерации, то есть федеральный органом государственной власти, а не органы государственной власти субъектов РФ.
Кроме того, в соответствии с Правилами предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2005 года N 761, совокупный доход семьи или одиноко проживающего гражданина в целях предоставления субсидии исчисляется по тем же правилам, установленным Федеральным законом "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи" с определенными изъятиями и дополнениями.
На основании изложенного Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
решение Верховного Суда Республики Татарстан от 2 июня 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Кабинета Министров Республики Татарстан - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.И. Ерёменко |
Судьи |
В.Б. Хаменков |
|
Л.В. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 28 июля 2010 г. N 11-Г10-17
Текст определения официально опубликован не был