Решение Верховного Суда РФ от 29 июля 2010 г. N ГКПИ10-543
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 28 сентября 2010 г. N КАС10-460 настоящее решение оставлено без изменения
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Емышевой В.А.,
при секретаре Грачевой О.С.,
с участием прокурора Степановой Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ПродИмпорт" о признании частично недействующим Приложения "Объемы тарифных квот на 2010-2012 годы" к постановлению Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2009 г. N 1021 "Об импорте говядины, свинины и мяса домашней птицы в 2010-2012 годах", установил:
16 декабря 2009 г. Правительством Российской Федерации принято постановление N 1021 "Об импорте говядины, свинины и мяса домашней птицы в 2010-2012 годах" (далее - Постановление). Постановление официально опубликовано в "Собрании законодательства Российской Федерации" 21 декабря 2009 г., N 51, ст. 6323, "Российской газете", N 245, 21 декабря 2009 г. В настоящее время Постановление действует в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 5 мая 2010 г. N 306.
Приложением к данному постановлению установлены объемы тарифных квот в отношении мяса крупного рогатого скота, свежего или охлажденного, замороженного, товарных позиций 0201 ТН ВЭД ТС и 0202 ТН ВЭД ТС (пункты 1, 2), свинины свежей, охлажденной или замороженной, товарной позиции 0203 ТН ВЭД ТС (пункт 3) и мяса домашней птицы, товарной позиции 0207 ТН ВЭД ТС (пункт 4), ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации в 2010-2012 годах в соответствии с таможенным режимом выпуска для внутреннего потребления, за исключением говядины, свинины или птицы, происходящих и ввозимых из государств-участников СНГ.
ООО "ПродИмпорт" обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании частично недействующим Приложения "Объемы тарифных квот на 2010-2012 годы" к постановлению Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2009 г. N 1021.
По мнению заявителя, установленное оспариваемыми нормами распределение долей тарифной квоты на преференциальный ввоз сельскохозяйственных товаров по странам-поставщикам (союзу государств) ограничивает свободу экономической деятельности, противоречит статьям 4, 10 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" (далее - Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ), статье 36 Закона Российской Федерации от 21 мая 1993 г. N 5003-I "О таможенном тарифе" (далее Закон от 21 мая 1993 г. N 5003-1) и нарушает право участников внешнеторговой деятельности на использование в полном объеме квоты на импорт мяса.
В дополнительном заявлении ООО "ПродИмпорт" сослался также на то, что введенный оспариваемым Постановлением механизм переоформления тарифных квот на мясо также не соответствует федеральному законодательству и нарушает их права.
В судебном заседании представители ООО "ПродИмпорт" Чупрыгин С.В., Жилинский Е.С., Мхитарян Л.А. поддержали заявленные требования и дополнительно пояснили, что установив "странновой" принцип распределения тарифных квот, Правительство Российской Федерации тем самым незаконно ввело ограничение на занятие внешнеэкономической деятельностью.
Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству экономического развития Российской Федерации, Министерству промышленности и торговли Российской Федерации, Министерству сельского хозяйства Российской Федерации (поручение от 7 июня 2010 г. N ВЗ-П11-3735).
Представители Правительства Российской Федерации Стариков А.В., Стоянова Е.В., Коростелев С.В. возражали против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на то, что, устанавливая объемы тарифных квот, Правительство Российской Федерации действовало на основании и во исполнение пунктов 2, 4, 9 статьи 36 Закона от 21 мая 1993 г. N 5003-I, наделяющих Правительство Российской Федерации соответствующими полномочиями, оспариваемые положения соответствуют требованиям данного Закона, а также Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ и не нарушают прав и законных интересов заявителя.
Выслушав объяснения представителей заявителя, представителей Правительства Российской Федерации, исследовав материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Государственное регулирование внешнеторговой деятельности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ посредством таможенно-тарифного регулирования, нетарифного регулирования, мер экономического и административного характера, способствующих развитию внешнеторговой деятельности и предусмотренных данным законом (пункты 2, 4 части 1 статьи 12). Нетарифное регулирование внешней торговли товарами может осуществляться путем введения количественных ограничений и иных запретов и ограничений экономического характера (пункт 17 статьи 2, статья 20). Правительству Российской Федерации предоставлено право в исключительных случаях устанавливать ограничения импорта сельскохозяйственных товаров (пункт 2 части 1 статьи 21), вводить квоты, определять метод их распределения (статья 23).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "пункт 2 части 1 статьи 21" имеется в виду "пункт 2 части 2 статьи 21"
В соответствии с Законом Российской Федерации от 21 мая 1993 г. N 5003-I под тарифной квотой понимается установление пониженных по сравнению со ставками ввозных таможенных пошлин, применяемыми в соответствии с Таможенным тарифом Российской Федерации, ставок ввозных таможенных пошлин на определенное количество товара, ввозимого на таможенную территорию Российской Федерации в течение определенного периода; тарифные квоты на преференциальный ввоз сельскохозяйственных товаров устанавливаются Правительством Российской Федерации; при принятии решения об установлении тарифной квоты Правительство Российской Федерации определяет метод и порядок распределения долей тарифной квоты (пункты 2, 4, 9 статьи 36).
Оспариваемое Постановление принято Правительством Российской Федерации во исполнение полномочий, возложенных на него пунктами 4, 9 статьи 36 названного Закона.
Приложением к данному Постановлению определены объемы тарифных квот на 2010-2012 годы по видам товара, по государствам-поставщикам (союзу государств).
Оспариваемое постановление Правительства Российской Федерации принято в целях стимулирования сельскохозяйственного производства, обеспечения необходимого объема потребления сельскохозяйственных товаров на территории Российской Федерации, а также в целях содействия развитию международной торговли и само по себе не содержит условий, препятствующих реализации предоставленного участнику внешнеэкономической деятельности права на получение тарифных преференций на ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации в рамках общего объема квоты, установленной для определенного государства-поставщика, и не нарушает прав заявителя.
Установление тарифной квоты на преференциальный ввоз сельскохозяйственных товаров по государствам-поставщикам обусловлено тем, что данная тарифная льгота предоставляется на условиях взаимности в отношении другого государства (группы государств) или в одностороннем порядке при реализации торговой политики Российской Федерации, в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
Что же касается механизма распределения долей тарифной квоты, на что ссылается заявитель в дополнительном заявлении, то оспариваемые нормы не устанавливают порядок реализации механизма распределения. Кроме того, его изменение или совершенствование, на чем фактически настаивает заявитель, не относится к компетенции Верховного Суда Российской Федерации. Исходя из конституционного принципа разделения властей, суд не вправе в порядке гражданского судопроизводства обязать Правительство Российской Федерации осуществить нормативное правовое регулирование (статья 10 Конституции Российской Федерации).
Учитывая, что оспариваемое Постановление издано в пределах предоставленных Правительству Российской Федерации полномочий, пункты 1-4 Приложения не противоречат федеральному законодательству, прав и свобод заявителя не нарушают, суд в соответствии с частью 1 статьи 253 ГПК РФ принимает решение об отказе в удовлетворении заявления.
Руководствуясь статьями 194-199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации решил:
в удовлетворении заявления ООО "ПродИмпорт" о признании частично недействующим Приложения "Объемы тарифных квот на 2010-2012 годы" к постановлению Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2009 г. N 1021 "Об импорте говядины, свинины и мяса домашней птицы в 2010-2012 годах" - отказать.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда РФ |
В.А. Емышева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 29 июля 2010 г. N ГКПИ10-543
Текст решения официально опубликован не был
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 28 сентября 2010 г. N КАС10-460 настоящее решение оставлено без изменения