Решение Верховного Суда РФ от 30 июля 2010 г. N ГКПИ10-785
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Зайцева В.Ю.,
при секретаре Степанищеве А.В.,
с участием прокурора Степановой Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ОАО "Рынок Дзержинского района" о признании частично недействующим абзаца шестого подпункта "б" пункта 9 Правил проведения лабораторных исследований в области ветеринарии, утвержденных приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 5 ноября 2008 г. N 490, установил:
приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 5 ноября 2008 г. N 490, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 11 декабря 2008 г., регистрационный N 12836, утверждены Правила проведения лабораторных исследований в области ветеринарии (далее - Правила), устанавливающие общие требования к проведению организациями, осуществляющими лабораторные исследования в области ветеринарии, практической деятельности, направленной на предупреждение, диагностику и лечение болезней животных, выпуск и обращение полноценных и безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиту населения от болезней, общих для человека и животных.
Абзацем шестым подпункта "б" пункта 9 Правил закреплено, что производственные помещения ветеринарной лаборатории должны иметь полы из водонепроницаемых материалов с хорошим водостоком. Сточные воды должны подвергаться обеззараживанию перед их поступлением в общую канализацию.
ОАО "Рынок Дзержинского района" обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании приведенного предписания Правил недействующим в части, предусматривающей обязательное обеззараживание сточных вод перед их поступлением в общую канализацию.
В заявлении указано, что нормативный правовой акт в оспариваемой части противоречит Правилам пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1999 г. N 167, и нарушает право общества на осуществление предпринимательской деятельности, поскольку возлагает на него дополнительную обязанность, не предусмотренную законом, по обеззараживанию сточных вод перед их поступлением в общую канализацию.
В судебном заседании представитель ОАО "Рынок Дзержинского района" Каменева О.В. поддержала заявленное требование по доводам, изложенным в заявлении, и просила о его удовлетворении.
Представители Министерства сельского хозяйства Российской Федерации Шустова М.В. и Косарева Н.И., представитель Министерства юстиции Российской Федерации Чичикалов А.Н. требование заявителя не признали и просили отказать в его удовлетворении за необоснованностью, ссылаясь на то, что Правила в оспариваемой части соответствуют действующему законодательству Российской Федерации и не нарушают прав и законных интересов заявителя.
Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, и изучив материалы дела, выслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., просившей отказать заявителю в удовлетворении его требования, суд находит заявление ОАО "Рынок Дзержинского района" не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Из преамбулы приказа Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 5 ноября 2008 г. N 490, которым утверждены Правила, видно, что он принят на основании Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 г. N 4979-I "О ветеринарии" (далее - Закон) и пункта 5.2.9 Положения о Минсельхозе России, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июня 2008 г. N 450.
В статье 1 Закона приведены основные задачи ветеринарии в Российской Федерации, которыми, в частности, являются: контроль за соблюдением органами исполнительной власти и должностными лицами, предприятиями, учреждениями, организациями, иными хозяйствующими субъектами независимо от их подчиненности и форм собственности, общественными объединениями, международными организациями, иностранными юридическими лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами и лицами без гражданства - владельцами животных и продуктов животноводства ветеринарного законодательства Российской Федерации; осуществление государственного ветеринарного надзора. Задачи в области ветеринарии в Российской Федерации осуществляют федеральный орган исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии, федеральный орган исполнительной власти по оказанию государственных услуг в области ветеринарии и федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в ветеринарии и другой закрепленной сфере деятельности во взаимодействии с ветеринарными службами других федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, с государственными ветеринарными службами субъектов Российской Федерации, а также аккредитованные в установленном порядке специалисты в области ветеринарии.
Согласно статье 8 Закона государственный ветеринарный надзор направлен в том числе на разработку ветеринарных правил, других нормативных актов, обязательных для выполнения при ведении животноводства, содержании животных, производстве, хранении, перевозке и реализации продуктов животноводства. При этом в силу статьи 2 Закона ветеринарное законодательство Российской Федерации состоит из данного Закона и принимаемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Ветеринарное законодательство Российской Федерации регулирует отношения в области ветеринарии в целях защиты животных от болезней, выпуска безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиты населения от болезней, общих для человека и животных.
Исходя из Положения о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июня 2008 г. N 450, названное Министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, включая животноводство, ветеринарию (пункт 1), и уполномочено на самостоятельное принятие нормативных правовых актов, в частности, правил в области ветеринарии (пункт 5.2.9).
Из изложенного следует, что, утверждая Правила, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации не вышло за пределы имеющихся у него полномочий.
С доводом заявителя о том, что пункт 9 Правил в части, обязывающей обеззараживать сточные воды перед их поступлением в общую канализацию, противоречит Правилам пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1999 г. N 167 (далее - Правила пользования системами канализации), которые такого требования не содержат, суд согласиться не может.
Во-первых, это утверждение не согласуется с содержанием пункта 63 Правил пользования системами канализации, предусматривающим, что в системы коммунальной канализации запрещается сброс и прием сточных вод, содержащих вещества, которые могут: засорять трубопроводы, колодцы, решетки или отлагаться на стенках трубопроводов, колодцев и других сооружений систем канализации; оказывать разрушающее воздействие на материал трубопроводов, оборудования и других сооружений систем канализации; образовывать в канализационных сетях и сооружениях пожаровзрывоопасные и токсичные газопаровоздушные смеси; препятствовать биологической очистке сточных вод. Запрещается сброс веществ или продуктов их трансформации, для которых не установлены предельно допустимые концентрации и отсутствуют методы аналитического контроля, а также веществ, соединение которых может привести к образованию веществ с неустановленными предельно допустимыми концентрациями.
Сточные воды ветеринарных лабораторий способны оказывать воздействие на системы коммунальной канализации, которое может приводить к вышеприведенным негативным последствиям. Так, с необеззараженными сточными водами ветеринарных лабораторий в канализацию могут попасть патогенные микроорганизмы, препятствующие биологической очистке сточных вод, что может повлечь за собой попадание инфекции в водные объекты. В работе лабораторий также используются высокотоксичные вещества, реактивы, соединения которых могут привести к образованию веществ с неустановленными предельно допустимыми концентрациями.
Во-вторых, из пункта 2 Правил пользования системами канализации следует, что они регулируют отношения между абонентами (заказчиками) и организациями водопроводно-канализационного хозяйства в сфере пользования централизованными системами водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов. Оспариваемые же Правила устанавливают общие требования к проведению организациями, осуществляющими лабораторные исследования в области ветеринарии, практической деятельности, направленной на предупреждение, диагностику и лечение болезней животных, выпуск и обращение полноценных и безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиту населения от болезней, общих для человека и животных. Таким образом, оспариваемые Правила не противоречат Правилам пользования системами канализации, поскольку относятся к ветеринарному законодательству, имеющему иной предмет правового регулирования.
Как уже отмечалось, статьей 8 Закона закреплено, что ветеринарные правила (составная часть ветеринарного законодательства) обязательны при производстве, хранении, перевозке и реализации продуктов животноводства.
Суд считает также необходимым отметить, что запрет на слив (сток) необеззараженных жидкостей в канализационную сеть установлен не только оспариваемыми Правилами, но и требованиями санитарно-эпидемиологических правил. Такой запрет, в частности, предусмотрен санитарно-эпидемиологическими правилами "Безопасность работы с микроорганизмами I-II групп патогенности (опасности). СП 1.3.1285-03", утвержденными Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 12 марта 2003 г. При этом в силу пункта 4 статьи 39 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" нормативные правовые акты, касающиеся вопросов обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, принимаемые федеральными органами исполнительной власти, ветеринарные и фитосанитарные правила не должны противоречить санитарным правилам.
Согласно части первой статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Руководствуясь статьями 194-199, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации решил:
ОАО "Рынок Дзержинского района" в удовлетворении заявления отказать.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней со дня его принятия судом в окончательной форме.
Судья Верховного Суда РФ |
В.Ю. Зайцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 30 июля 2010 г. N ГКПИ10-785
Текст решения официально опубликован не был