Решение Верховного Суда РФ от 10 августа 2010 г. N ГКПИ10-630
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Зайцева В.Ю.,
при секретаре Степанищеве А.В.,
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Абашиной В.С. о признании частично недействующим постановления Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1997 г. N 1582 "Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", установил:
распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 1991 г. N 237-р село Казарь Залегощинского района Орловской области было отнесено к территориям радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1997 г. N 1582 "Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Постановление) утвержден новый перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (пункт 1), а названное распоряжение Правительства Российской Федерации признано утратившим силу (пункт 4).
Абашина B.C. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании Постановления недействующим в части исключения села Казарь Залегощинского района Орловской области, где она проживает, из границ зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом. В заявлении указано, что Постановление незаконно лишило ее компенсационных выплат и льгот, гарантированных Конституцией Российской Федерации и Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
В судебном заседании Абашина B.C. и ее представитель адвокат Иванов К.А. поддержали требование по доводам заявления и просили о его удовлетворении.
Представитель Правительства Российской Федерации Синецкий В.И. требование заявительницы не признал и просил суд отказать в его удовлетворении за необоснованностью, пояснив, что по состоянию на декабрь 1995 г. уровень радиоактивного загрязнения села Казарь оценивался по 17 пробам почвы. Среднее значение радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 составило 0,41 Ки/кв. км и не давало оснований для включения данного населенного пункта в перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Заслушав объяснения заявительницы, представителей лиц, участвующих в деле, и изучив материалы дела, выслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей требование заявительницы оставить без удовлетворения, суд находит, что заявление Абашиной B.C. не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 7 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" территории, подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, подразделяются на следующие зоны: зона отчуждения; зона отселения; зона проживания с правом на отселение; зона проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Границы этих зон и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов и пересматриваются Правительством Российской Федерации не реже, чем один раз в пять лет.
Статьей 11 названного Закона зона проживания с льготным социально-экономическим статусом определена как часть территории Российской Федерации за пределами зоны отчуждения, зоны отселения и зоны проживания с правом на отселение с плотностью радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 от 1 до 5 Ки/кв.км. В указанной зоне среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения не должна превышать 1 мЗв (0,1 бэр).
Таким образом, критерием отнесения населенного пункта к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом является плотность радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 от 1 до 5 Ки/кв.км и среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения до 1 мЗв (0,1 бэр).
Суд полагает, что Правительство Российской Федерации правомерно исключило село Казарь из числа населенных пунктов, находящихся в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, поскольку на момент принятия оспариваемого Постановления средняя плотность радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 в данном населенном пункте составляла менее 1 Ки/кв.км.
Из исследованных в судебном заседании данных по радиоактивному загрязнению территории села Казарь Залегощинского района Орловской области по состоянию на декабрь 1995 г., полученных НПО "Тайфун" Росгидромета и прошедших экспертную оценку в Межведомственной экспертной комиссии по радиационному мониторингу окружающей природной среды (утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 1995 г. N 121), следует, что среднее радиоактивное загрязнение почвы цезием-137 по 17 пробам составляло 0,41 Ки/кв.км.
Следовательно, предусмотренных статьей 11 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" оснований для включения 18 декабря 1997 г. села Казарь Залегощинского района Орловской области в перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не имелось.
Данный вывод подтверждается также письмом руководителя Департамента здравоохранения и социального развития Орловской области от 21 января 2010 г. в адрес Абашиной B.C., из которого видно, что 7 октября 2009 г. Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области были проведены измерения максимально эффективных доз гамма-излучения на открытой местности, радиологических исследований почвы, воды и пищевых продуктов села Казарь Залегощинского района Орловской области. На основании данных дозиметрических измерений гамма-фона на открытой местности и содержания цезия-137 в объектах окружающей среды показания не превышают уровня естественного фона, характерного для данной местности, что соответствует нормам радиационной безопасности.
С учетом вышеизложенного суд не может согласиться с доводами заявительницы о незаконности оспариваемого Постановления.
Согласно части первой статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Руководствуясь статьями 194-199, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации, решил:
Абашиной В.С. в удовлетворении заявления отказать.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней со дня его принятия судом в окончательной форме.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
В.Ю. Зайцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 10 августа 2010 г. N ГКПИ10-630
Текст решения официально опубликован не был