Решение Верховного Суда РФ от 17 августа 2010 г. N ГКПИ10-806
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Зайцева В.Ю.,
при секретаре Степанищеве А.В.,
с участием прокурора Степановой Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Гайнетдиновой C.А. о признании недействующим подпункта "г" пункта 11 Правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2007 г. N 862, установил:
постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2007 г. N 862 утверждены Правила направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий (далее - Правила), устанавливающие виды расходов, на которые могут быть направлены средства (часть средств) материнского (семейного) капитала для улучшения жилищных условий, порядок подачи заявления о распоряжении этими средствами и перечень документов, необходимых для рассмотрения заявления, а также порядок и сроки перечисления указанных средств.
Пунктом 11 Правил предусмотрено, что в случае если лицо, получившее государственный сертификат на материнский (семейный) капитал (далее - сертификат), или супруг лица, получившего сертификат, является членом жилищного, жилищно-строительного, жилищного накопительного кооператива, средства (часть средств) материнского (семейного) капитала могут быть направлены лицом, получившим сертификат, в качестве платежа в счет уплаты вступительного взноса и (или) паевого взноса (абзац первый). Лицо, получившее сертификат, одновременно с документами, указанными в пункте 6 Правил, представляет копию свидетельства о праве собственности кооператива на жилое помещение, которое будет передано лицу, получившему сертификат, или супругу лица, получившего сертификат, после внесения паевого взноса в полном размере (подпункт "г").
Гайнетдинова С.А. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании подпункта "г" пункта 11 Правил недействующим, указав на то, что он не соответствует Федеральному закону "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" и ограничивает ее право на реализацию материнского капитала для улучшения жилищных условий посредством участия в жилищном, жилищно-строительном, жилищно-накопительном кооперативах.
Заявительница просила судебное разбирательство провести в ее отсутствие, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом.
Представители Правительства Российской Федерации Павлова Е.В. и Сарвадий М.В. заявление Гайнетдиновой С.А. не признали и просили оставить его без удовлетворения, ссылаясь на то, что Правила в оспариваемой части не противоречат действующему законодательству Российской Федерации и прав заявительницы не нарушают.
Выслушав объяснения представителей заинтересованного лица и изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., просившей требование заявительницы удовлетворить, суд находит заявление Гайнетдиновой С.А. подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пунктам 2, 3 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (далее - Федеральный закон) материнским (семейным) капиталом являются средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на реализацию дополнительных мер государственной поддержки, установленных Федеральным законом; государственный сертификат на материнский (семейный) капитал является именным документом, подтверждающим право на дополнительные меры государственной поддержки.
Частью 3 статьи 7 Федерального закона определено, что лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям по следующим направлениям: 1) улучшение жилищных условий; 2) получение образования ребенком (детьми); 3) формирование накопительной части трудовой пенсии для женщин, перечисленных в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 3 Федерального закона (родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 г.; родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 г., если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки).
В силу пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением о распоряжении могут направляться на приобретение (строительство) жилого помещения, осуществляемое гражданами посредством совершения любых не противоречащих закону сделок и участия в обязательствах (включая участие в жилищных, жилищно-строительных и жилищных накопительных кооперативах), путем безналичного перечисления указанных средств организации, осуществляющей отчуждение (строительство) приобретаемого (строящегося) жилого помещения, либо физическому лицу, осуществляющему отчуждение приобретаемого жилого помещения, либо организации, в том числе кредитной, предоставившей по кредитному договору (договору займа) денежные средства на указанные цели.
Из приведенных норм следует, что лица, получившие сертификат, наделены федеральным законодателем правом направлять средства (часть средств) материнского (семейного) капитала не только на приобретение, но и на строительство жилых помещений посредством участия в жилищных, жилищно-строительных и жилищных накопительных кооперативах (далее - кооперативы). При этом каких-либо ограничений на формы участия граждан в кооперативах Федеральный закон не содержит, закрепляя лишь требование о том, что распоряжение материнским (семейным) капиталом может осуществляться посредством совершения любых не противоречащих закону сделок и участия в любых не противоречащих закону обязательствах. В нарушение положений Федерального закона оспариваемая норма Правил, возлагая на лиц, получивших сертификат, обязанность представить копию свидетельства о праве собственности кооператива на жилое помещение, позволяет направлять средства материнского (семейного) капитала лишь на участие в тех кооперативах, которые уже приобрели (построили) жилое помещение и обладают им на праве собственности.
Тем самым Правительством Российской Федерации введено не предусмотренное Федеральным законом ограничение права на распоряжение средствами материнского (семейного) капитала для улучшения жилищных условий посредством участия в кооперативах, осуществляющих строительство жилых помещений, право собственности на которые у кооператива возникает лишь с момента их государственной регистрации (статья 219 Гражданского кодекса Российской Федерации). В таких случаях кооператив не имеет свидетельства о праве собственности на жилое помещение, что, соответственно, делает невозможным представление копии этого документа лицом, получившим сертификат.
С учетом изложенного нельзя согласиться с доводами представителей Правительства Российской Федерации о законности подпункта "г" пункта 11 Правил применительно к случаям, когда лица, получившие сертификат, распоряжаются средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала для улучшения жилищных условий путем направления их на строительство жилых помещений посредством участия в кооперативах. Частью 5 статьи 10 Федерального закона Правительство Российской Федерации уполномочено на установление Правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, однако осуществляемое им нормативное правовое регулирование не может противоречить положениям Федерального закона.
В соответствии с частью 2 статьи 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Применительно к случаям, когда средства материнского (семейного) капитала направляются на приобретение жилого помещения в кооперативах, которые уже обладают правом собственности на него, оспариваемое положение Правил Федеральному закону не противоречит. Лицо, получившее сертификат, имеет возможность получить копию свидетельства о праве собственности кооператива на жилое помещение, которое будет передано ему или его супругу после внесения паевого взноса в полном размере, и представить ее в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации. Представление такой копии имеет своей целью осуществление контроля за целевым использованием средств федерального бюджета и не препятствует реализации права гражданина на направление средств материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий посредством участия в кооперативах.
В силу части 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Руководствуясь статьями 194-199, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации, решил:
заявление Гайнетдиновой С.А. удовлетворить частично.
Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу подпункт "г" пункта 11 Правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2007 г. N 862, в части, возлагающей на лиц, получивших государственный сертификат на материнский (семейный) капитал, обязанность представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации копию свидетельства о праве собственности кооператива на жилое помещение, которое будет выдано лицу, получившему сертификат, или супругу лица, получившего сертификат, после внесения паевого взноса в полном размере, в случаях, когда средства (часть средств) материнского (семейного) капитала направляются не на приобретение, а на строительство жилого помещения.
В остальной части Гайнетдиновой С.А. в удовлетворении заявления отказать.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней со дня его принятия судом в окончательной форме.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
В.Ю. Зайцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Средства материнского (семейного) капитала могут направляться на улучшение жилищных условий, в частности, посредством участия в жилищном, жилищно-строительном, жилищно-накопительном кооперативах.
В таком случае деньги могут направляться в качестве уплаты вступительного и (или) паевого взносов. Для этого лицо, получившее сертификат на материнский (семейный) капитал, представляет в орган ПФР определенные документы.
ВС РФ признал незаконной норму, относящую к их числу копию свидетельства о праве собственности кооператива на жилье (которое после полной уплаты паевого взноса будет передано такому лицу или его супругу).
Как пояснил ВС РФ, данное положение не соответствует Закону о дополнительных мерах господдержки семей, имеющих детей. Из его норм следует, что лица, получившие сертификат, вправе направлять указанные средства (их часть) не только на приобретение, но и на строительство жилья посредством участия в названных кооперативах. При этом каких-либо ограничений в этом отношении не устанавливается. Закреплено лишь требование о том, что таким капиталом можно распоряжаться путем совершения любых сделок и участия в обязательствах, которые не противоречат закону.
В нарушение этого оспариваемая норма, возлагая обязанность представить указанную копию, позволяет направлять средства лишь на участие в тех кооперативах, которые уже приобрели (построили) жилье и обладают им на праве собственности. Если строительство не завершено, свидетельства о праве собственности на жилое помещение нет. Соответственно, невозможно предъявить его копию.
Решение Верховного Суда РФ от 17 августа 2010 г. N ГКПИ10-806
Текст решения официально опубликован не был