Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 18 августа 2010 г. N 70-Г10-5
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Ерёменко Т.И.,
судей Анишиной В.И. и Борисовой Л.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Данилова В.Г. о признании частично недействующим Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 сентября 2008 г. N 72-ЗАО "О внесении изменений в ст. 2 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа "О ставках транспортного налога на территории Ямало-Ненецкого автономного округа" по кассационной жалобе Данилова В.Г. на решение Суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 1 июня 2010 г., которым отказано в удовлетворении заявления.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Борисовой Л.В., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Данилов В.Г. обратился в суд с заявлением о признании недействующей в части установления ставки транспортного налога для автомобилей мощностью двигателя от 150 до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно в размере 40 руб. за 1 л.с. ст. 2 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 сентября 2008 г. N 72-ЗАО "О внесении изменений в ст. 2 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа "О ставках транспортного налога на территории Ямало-Ненецкого автономного округа", ссылаясь на то, что оспариваемый Закон нарушает его права как собственника автомобиля ... (мощностью свыше 150 л.с.) и налогоплательщика, является дискриминационным и принятым без экономического обоснования.
Судом Ямало-Ненецкого автономного округа постановлено приведённое выше решение, об отмене которого и направлении дела в суд первой инстанции на новое рассмотрение просит в кассационной жалобе заявитель, ссылаясь на неправильную оценку судом обстоятельств дела и нарушение норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда.
Согласно п. "и" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (ч.ч. 2 и 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации).
В силу подп. 33 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (с последующими изменениями) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Статьями 14 и 356 НК РФ предусмотрено, что транспортный налог является региональным налогом, вводится в действие в соответствии с названным Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате только на территории субъекта Российской Федерации. Вводя налог, законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных указанным Кодексом, порядок и сроки его уплаты. При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
Статьёй 361 НК РФ определено, что налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в зависимости от мощности двигателя транспортных средств, категории транспортных средств в расчёте на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства. Налоговые ставки могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в десять раз. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учётом срока полезного использования транспортных средств.
Установлено, что Ямало-Ненецким автономным округом принят Закон от 25 сентября 2008 г. N 72-ЗАО "О внесении изменений в ст. 2 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа "О ставках транспортного налога на территории Ямало-Ненецкого автономного округа", опубликованный в печатных изданиях "Красный Север", N 194 (спецвыпуск N 116-117), 3 октября 2008 г., "Ведомости Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа", N 6, сентябрь 2008 г.
Статьёй 2 названного Закона на территории Ямало-Ненецкого автономного округа установлены ставки транспортного налога в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчёте на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства в следующих размерах для легковых автомобилей с мощностью двигателя:
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно - 15 руб./л.с; свыше 100 л.с. по 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) - 24,5 руб./л.с;
свыше 150 по 200 л.с. (110,33 кВт до 147,1 кВт) - 40 руб./л.с; свыше 200 по 250 л.с. (147,1 кВт до 183,9 кВт) - 75 руб./л.с; свыше 250 л.с (183,9 кВт) - 150 руб./л.с.
Также установлено, что введённые налоговые ставки превышают базовые ставки, предусмотренные НК РФ, для легковых автомобилей с мощностью двигателя до 100 л.с. в 3 раза, свыше 150 по 200 л.с. - в 4 раза, то есть, увеличение налоговых ставок произведено в пределах, установленных п. 2 ст. 361 НК РФ, и с учётом финансового потенциала различных налогоплательщиков.
Суд правомерно не согласился с доводами заявителя о том, что оспариваемый акт принят без экономического обоснования и является дискриминационным по признаку имущественного положения налогоплательщиков.
Согласно ч. 2 ст. 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно определены судом и применён закон, подлежащий применению к спорному правоотношению, решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушений норм материального и процессуального права, предусмотренных законом в качестве основания для отмены решения, в том числе и тех, ссылки на которые имеются в кассационной жалобе.
Руководствуясь ст. 360, п. 1 ст. 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 1 июня 2010 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Данилова В.Г. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.И. Ерёменко |
Судьи |
В.И. Анишиной |
|
Л.В. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 18 августа 2010 г. N 70-Г10-5
Текст определения официально опубликован не был