Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 1 сентября 2010 г. N 15-Г10-6
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Ерёменко Т.И.,
судей Калининой Л.А., Анишиной В.И.
при секретаре Аверине А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе представителя Учайкиной О.И. Соломатина А.А. на решение Верховного Суда Республики Мордовия от 1 июля 2010 г., которым отказано в удовлетворении заявления о признании недействующим в части Положения о порядке предоставления ежемесячной денежной компенсации части расходов по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих в Республике Мордовия, утверждённого постановлением Правительства Республики Мордовия от 28 июля 2008 г. N 342.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., объяснения представителя Правительства Республики Мордовия Фонова А.Л., просившего решение оставить без изменения, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей решение законным и обоснованным и поэтому не подлежащим отмене, Судебная коллегия установила:
представитель Учайкиной О.И. - Соломатин А.А. обратился в Верховный Суд Республики Мордовия с заявлением, просил признать недействующими и не подлежащими применению со дня издания подпункт 6 пункта 2, пункт 3 в части слова "граждане", абзац 1 в части слова "граждане" и абзацы 2, 3, 4, 7, 8 пункта 5, пункт 6 в части слова "граждане", пункт 8, абзац 1 пункта 12, абзац 3 пункта 15 в той мере, в которой их действие распространено на инвалидов, этого Положения о порядке предоставления ежемесячной денежной компенсации части расходов по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих в Республике Мордовия, утверждённого постановлением Правительства Республики Мордовия от 28 июля 2008 г. N 342.
В обоснование заявления указал, что данное постановление Правительства Республики Мордовия принято с нарушением компетенции исполнительного органа субъекта Российской Федерации; оспариваемые нормы ограничивают право инвалида на льготу в виде 50% скидки на оплату жилья и коммунальных услуг, предусмотренную статьёй 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", ухудшают условия предоставления этой льготы по сравнению с порядком, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 г. N 901, Указом Президента Российской Федерации от 2 октября 1992 г. N 1157 "О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов", поскольку возлагает обязанность на получателя льгот предоставлять кроме справки об инвалидности другие документы, в то время как все необходимые сведения органы социальной защиты населения могут истребовать из организаций жилищно-коммунального хозяйства. По мнению заявителя, Правительство Республики Мордовия могло предусмотреть в оспариваемом постановлении такую форму получения денежной компенсации, как перечисление её непосредственно на лицевой счёт инвалида; принятием оспариваемого постановления Правительство Республики Мордовия преодолело решение Верховного Суда Республики Мордовия от 26 января 2009 года.
В судебном заседании представитель Правительства Республики Мордовия с требованиями заявителя не согласился.
Решением Верховного Суда Республики Мордовия от 1 июля 2010 г. Учайкиной О.И. в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе представитель заявительницы Соломатин А.А. просит данное решение суда первой инстанции отменить, как вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права.
Изучив доводы кассационной жалобы, проверив материалы дела, Судебная коллегия не находит их подлежащими удовлетворению ввиду отсутствия оснований, предусмотренных статьёй 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 253 ГПК Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
В соответствии с пунктами "ж", "е", "к" статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, общие вопросы образования и жилищное законодательство отнесены к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а в силу части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В силу Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации":
законодательство Российской Федерации о социальной защите инвалидов состоит из соответствующих положений Конституции Российской Федерации, данного Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации (статья 3);
к ведению федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов относится принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о социальной защите инвалидов (в том числе регулирующих порядок и условия предоставления инвалидам единого федерального минимума мер социальной защиты); контроль за исполнением законодательства Российской Федерации о социальной защите инвалидов; разработка и реализация федеральных целевых программ в области социальной защиты инвалидов, контроль за их исполнением; формирование показателей федерального бюджета по расходам на социальную защиту инвалидов; установление единой системы учёта инвалидов в Российской Федерации, в том числе детей-инвалидов, и организация на основе этой системы статистического наблюдения за социально-экономическим положением инвалидов и их демографическим составом (статья 4);
органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области социальной защиты и социальной поддержки инвалидов имеют право участия в реализации государственной политики в отношении инвалидов на территориях субъектов Российской Федерации; принятия в соответствии с федеральными законами законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации; участия в определении приоритетов в осуществлении социальной политики в отношении инвалидов на территориях субъектов Российской Федерации с учетом уровня социально-экономического развития этих территорий; разработки, утверждения и реализации региональных программ в области социальной защиты инвалидов в целях обеспечения им равных возможностей и социальной интеграции в общество, а также право осуществления контроля за их реализацией; осуществления обмена с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти информации о социальной защите инвалидов и об оказании им социальной поддержки; предоставления дополнительных мер социальной поддержки инвалидам за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации (статья 5).
В соответствии со статьями 17, 28.2 указанного Федерального закона инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставлена скидка не ниже 50% на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Форма предоставления указанной меры социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьёй 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счёт средств соответствующих бюджетов.
В рамках указанных полномочий в Республике Мордовия принят Закон Республики Мордовия от 28 декабря 2004 г. N 102-3 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий населения, проживающего в Республике Мордовия", из содержания пункта 2 статьи 14 которого следует, что порядок и форма предоставления мер социальной поддержки инвалидам по оплате жилищно-коммунальных услуг, предусмотренных федеральным законодательством, устанавливаются Правительством Республики Мордовия.
При такой ситуации суд обоснованно исходил из того, что Правительство Республики Мордовия, устанавливая порядок предоставления ежемесячной денежной компенсации части расходов по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих в Республике Мордовия, действовало правомерно, постановление принято по вопросу совместного ведения Российской Федерации и её субъектов, в рамках полномочий высшего органа исполнительной власти, предоставленных законодательными актами.
Системный анализ поименованных выше федеральных норм показывает, что суд правильно счёл несостоятельными и доводы заявителя о незаконности непосредственно подпункта 6 пункта 2, пункта 3 в части слова "граждане", абзаца 1 в части слова "граждане" и абзацев 2, 3, 4, 7, 8 пункта 5, пункта 6 в части слова "граждане", пункта 8, абзаца 1 пункта 12, абзаца 3 пункта 15 этого Положения в той мере, в которой их действие распространено на инвалидов.
Так, согласно подпункту 6 пункта 2 Положения инвалиды имеют право на получение ежемесячной денежной компенсации части расходов по оплате жилья и коммунальных услуг, а пункт 3 предполагает одной из стадий компенсационного механизма реализации этого права внесение в полном объёме платы за жилое помещение и коммунальные услуги по тарифам на содержание и ремонт жилья и тарифам на коммунальные услуги в размере, определённом в установленном порядке. Очевидно, что признание недействующими этих положений означало бы не что иное, как нераспространение установленной субъектом Российской Федерации компенсационной формы, влекущее в связи с этим неясность механизма реализации гарантированной федеральным законодателем инвалидам льготы на оплату жилого помещения, оплату коммунальных услуг и, как следствие, допускающее административный произвол должностных лиц.
Очевидно и то, что предоставление в государственное учреждение социальной защиты населения Республики Мордовия по месту жительства заявления о назначении компенсации и способах её доставки, копии документа, удостоверяющего личность заявителя, копии документов, подтверждающих принадлежность заявителя к категориям граждан, указанных в подпунктах 1-22 пункта 2 Положения, копии документов, подтверждающих правовые основания владения и пользования жилым помещением, документов о составе семьи заявителя, указанных в оспариваемых абзацах 2, 3, 4, 7, 8 пункта 5 Положения, не указывает на нарушение права заявителя на получение льгот. Во всяком случае, норм, отменяющих либо иным образом ухудшающих права инвалидов на льготу, предусмотренную статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", не усматривается, поэтому оснований для выводов об ином регулировании субъектом Российской Федерации данного вопроса по сравнению с федеральным законодательством, на чём настаивает заявитель, нет.
Доводы заявителя о том, что инвалиды зачастую в силу состояния здоровья лишены возможности собрать документы, указанные в оспариваемом пункте 5 Положения, не могут повлиять на отмену решения. Суд правильно указал в этой части решения, что в этом случае инвалиды не лишены возможности воспользоваться услугами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих организационные меры, направленные на предоставление льгот инвалидам, в том числе по сбору, оформлению документов, необходимых для реализации инвалидами прав и льгот, гарантированных законодательством, предоставление которых не исключается как Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", так и Указом Президента Российской Федерации от 2 октября 1992 г. N 1157 "О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов".
Судебная коллегия соглашается с выводами суда о непротиворечии федеральному законодательству оспариваемого пункта 6 Положения, которая гласит, что граждане несут ответственность за достоверность предоставляемых в государственное учреждение сведений, дающих право на получение ежемесячной денежной компенсации. По своей юридической конструкции эта норма, являясь бланкетной, как правильно отмечено судом, констатирует возможность применения того или иного вида юридической ответственности, однако ее не устанавливает.
В силу оспариваемого пункта 8 Положения ежемесячная денежная компенсация назначается со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами, но не ранее права на указанную меру социальной поддержки, таким образом, подчёркивается не разрешительный, а заявительный характер реализации права. Поскольку реализация права предполагает волеизъявление гражданина, то реализация его в форме заявления не свидетельствует об ограничении права граждан на льготу, к чему сводятся доводы заявителя.
Не указывают на снижение уровня правовых гарантий в области социальной защиты предусмотренные Правительством Республики Мордовия в пункте 12 Положения способы выплаты ежемесячной денежной компенсации путём перечисления на имеющийся у гражданина открываемый вновь счёт в кредитной организации либо путём доставки через предприятия федеральной почтовой связи. Очевидно, что указанные способы, не препятствуют своевременному прохождению денежных средств, дают возможность гражданину выбрать более удобный вариант их доставки.
Суд обоснованно счёл несостоятельными доводы заявителя о незаконности прекращения выплаты компенсации на основании решения государственного учреждения при зачислении инвалида на полное государственное обеспечение или в государственное стационарное учреждение социального обслуживания, что предусмотрено абзацем 3 пункта 15 Положения, поскольку иное означало бы нарушение принципа равенства при предоставлении мер социальной поддержки.
Утверждения заявителя о том, что принятием оспариваемого постановления Правительство Республики Мордовия преодолело вступившее в законную силу решение Верховного Суда Республики Мордовия от 26 января 2009 г., основаны на неправильном понимании смысла части 4 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса, в соответствии с которой решение суда о признании нормативного правового акта недействующим не может быть преодолено повторным принятием такого же акта.
Однако, как видно из текста решения Верховного Суда Республики Мордовия от 26 января 2009 г., предметом судебного разбирательства являлся другой нормативный правовой акт республики, регулирующий предоставление льготы по оплате жилья и коммунальных услуг в натуральной форме.
Таким образом, решение является законным и обоснованным, материальный и процессуальный закон, регулирующий спорное правоотношение, судом понят и истолкован верно, вследствие чего судом верно сделан вывод о соответствии федеральному законодательству оспариваемых заявителем подпункта 6 пункта 2, пункта 3 в части слова "граждане", абзаца 1 в части слова "граждане" и абзацев 2, 3, 4, 7, 8 пункта 5, пункта 6 в части слова "граждане", пункта 8, абзаца 1 пункта 12, абзаца 3 пункта 15 в той мере, в которой их действие распространено на инвалидов, Положения о порядке предоставления ежемесячной денежной компенсации части расходов по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих в Республике Мордовия, утверждённого постановлением Правительства Республики Мордовия от 28 июля 2008 г. N 342.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 361, 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Республики Мордовия от 1 июля 2010 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Учайкиной О.И. Соломатина А.А. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Ерёменко Т.И. |
Судьи |
Калинина Л.А. |
|
Анишина В.И. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 1 сентября 2010 г. N 15-Г10-6
Текст определения официально опубликован не был