Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 25 августа 2010 г. N 19-Г10-9
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Т.И. Ерёменко,
судей В.И. Анишиной и Л.В. Борисовой,
при секретаре А.В. Аверине
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Сиротинского А.Н. на решение Ставропольского краевого суда от 24 июня 2010 года, которым отказано в удовлетворении заявления Сиротинского А.Н. о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим в части закона Ставропольского края от 26 июня 2008 года N 37-кз "О некоторых вопросах проведения выборов в органы местного самоуправления в Ставропольском крае", о признании неправомочным нынешнего состава Ставропольской городской Думы и о восстановлении нарушенного права Сиротинского А.Н. осуществлять местное самоуправление через легитимный представительный орган местного самоуправления, путем назначения выборов в Ставропольскую городскую Думу в соответствии с Уставом г. Ставрополя (в редакции 2008 года).
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Т.И. Еременко, объяснения представителя по доверенности Губернатора Ставропольского края Н.Е. Демьяновой, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Н.Ю. Гончаровой, полагавшей решение подлежащим оставлению без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Государственной Думой Ставропольского края 26 июня 2008 года принят закон Ставропольского края N 37-кз "О некоторых вопросах проведения выборов в органы местного самоуправления в Ставропольском крае".
Данный закон опубликован в изданиях "Ставропольская правда", N 137-138, 28 июня 2008 года, "Сборник законов и других правовых актов Ставропольского края", 15 августа 2008 года, N 22, ст. 7369.
В соответствии с частью 3 статьи 31 указанного Закона до приведения органами местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края уставов муниципальных образований в соответствие с настоящим Законом на выборах, назначенных в муниципальных образованиях после вступления в силу настоящего Закона, применяются виды избирательных систем в соответствии с условиями и порядком их применения, установленные статьей 3 настоящего Закона.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "частью 3 статьи 31" имеется в виду "частью 3 статьи 32"
Сиротинский А.Н. обратился в суд с заявлением о признании недействующей части 3 статьи 31 закона Ставропольского края от 26 июня 2008 года N 37-кз, указав, что она противоречит пункту 3 статьи 23, пункту 3 статьи 28, пункту 3 статьи 34, пункту 10 статьи 35, пункту 2 статьи 39, пункту 2 статьи 43, статье 44, пункту 2 статьи 48 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также подпункту 49 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". По мнению заявителя, федеральным законодательством установлено, что избирательная система определяется Уставом, возможность изменения порядка формирования органа местного самоуправления, положения вышеперечисленных федеральных законов не содержат. Между тем, оспариваемая норма наоборот предлагает при проведении выборов в муниципальные образования использовать виды избирательных систем, установленные в статье 3 обжалуемого Закона.
Кроме того, Сиротинский А.Н. просил суд о признании неправомочным нынешнего состава Ставропольской городской Думы, поскольку он не соответствует Уставу г. Ставрополя и о восстановлении его нарушенного права осуществлять местное самоуправление через легитимный представительный орган местного самоуправления, путем назначения выборов в Ставропольскую городскую Думу в соответствии с Уставом г. Ставрополя (в редакции 2008 года).
Решением Ставропольского краевого суда от 24 июня 2010 года в удовлетворении заявления Сиротинского А.Н. отказано.
Сиротинский А.Н. в кассационной жалобе просит решение суда отменить как вынесенное с нарушением норма материального права, заявленные требования удовлетворить в полном объеме.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, приходит к следующему.
В соответствии с пунктом "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В силу части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Согласно статье 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.
В соответствии с подпунктом 49 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ органы местного самоуправления избираемые непосредственно населением муниципального образования и (или) образуемые представительным органом муниципального образования в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, уставами муниципальных образований органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В Российской Федерации общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления устанавливаются Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, который также определяет государственные гарантии осуществления местного самоуправления в Российской Федерации.
Частью 3 статьи 23 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ установлено, что гарантии избирательных прав граждан при проведении муниципальных выборов, порядок назначения, подготовки, проведения, установления итогов и определения результатов муниципальных выборов устанавливаются федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации. Законом субъекта Российской Федерации устанавливаются виды избирательных систем, которые могут применяться при проведении муниципальных выборов, и порядок их применения. В соответствии с установленными законом субъекта Российской Федерации видами избирательных систем уставом муниципального образования определяется та избирательная система, которая применяется при проведении муниципальных выборов в данном муниципальном образовании. Законом субъекта Российской Федерации могут быть определены условия применения видов избирательных систем в муниципальных образованиях в зависимости от численности избирателей в муниципальном образовании, вида муниципального образования и других обстоятельств. Под избирательной системой в настоящей статье понимаются условия признания кандидата, кандидатов избранными, списков кандидатов - допущенными к распределению депутатских мандатов, а также порядок распределения депутатских мандатов между списками кандидатов и внутри списков кандидатов.
Во исполнение указанных полномочий Государственной Думой Ставропольского края принят закон Ставропольского края от 26 июня 2008 года N 37-кз, статьей 2 которого установлены виды избирательных систем, в частности: при установленной частью 4 настоящей статьи избирательной системе выборы проводятся по единому избирательному округу, границы которого совпадают с границами муниципального образования. Избранным по единому избирательному округу признается зарегистрированный кандидат, который получил наибольшее относительно других кандидатов, зарегистрированных по единому избирательному округу, количество голосов избирателей, принявших участие в голосовании. При равном количестве голосов, полученных кандидатами, зарегистрированными по единому избирательному округу, избранным признается кандидат, зарегистрированный раньше.
При установленной частью 5 данной статьи избирательной системе выборы проводятся по единому избирательному округу, границы которого совпадают с границами муниципального образования. Допущенными к распределению депутатских мандатов признаются зарегистрированные по единому избирательному округу списки кандидатов, выдвинутые избирательными объединениями, каждый из которых получил 7 и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что таких списков было не менее трех и за эти списки в совокупности было подано более 50 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Распределение депутатских мандатов между списками кандидатов, допущенными к распределению депутатских мандатов, производится в порядке, предусмотренном частью 5 статьи 25 и статьей 26 настоящего Закона. Распределение депутатских мандатов внутри списка кандидатов, допущенного к распределению депутатских мандатов, производится в соответствии с порядком размещения кандидатов в списке, установленным при регистрации этого списка избирательной комиссией муниципального образования и рассматриваемым как порядок очередности получения депутатских мандатов.
При установленной частью 6 указанной статьи избирательной системе выборы проводятся по единому избирательному округу, границы которого совпадают с границами муниципального образования. Допущенными к распределению депутатских мандатов признаются зарегистрированные по единому избирательному округу списки кандидатов, выдвинутые избирательными объединениями, каждый из которых получил 5 и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что таких списков было не менее двух и за эти списки в совокупности было подано более 60 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Распределение депутатских мандатов между списками кандидатов, допущенными к распределению депутатских мандатов, производится в соответствии с порядком, предусмотренным частью 6 статьи 25 и статьей 26 настоящего Закона. Распределение депутатских мандатов внутри списка кандидатов, допущенного к распределению депутатских мандатов, производится в соответствии с порядком размещения кандидатов в списке, установленным при регистрации этого списка избирательной комиссией муниципального образования и рассматриваемым как порядок очередности получения депутатских мандатов.
Частью 5 статьи 3 Закона Ставропольского края от 26 июня 2008 года N 37-кз установлено, что Уставом муниципального образования, являющегося административным центром Ставропольского края, определяется избирательная система, применяемая при проведении выборов депутатов представительного органа этого муниципального образования, установленная либо частью 5, либо частью 6 статьи 2 настоящего Закона. Если уставом муниципального образования, являющегося административным центром Ставропольского края, такая избирательная система не определена, то при проведении выборов депутатов представительного органа этого муниципального образования применяется избирательная система, установленная частью 5 статьи 2 настоящего Закона.
Согласно части 6 статьи 3 краевого Закона Уставом муниципального образования определяется избирательная система, применяемая при проведении выборов главы муниципального образования, иных выборных должностных лиц местного самоуправления, установленная частью 4 статьи 2 настоящего Закона.
Из анализа вышеприведенного законодательства следует, что для проведения выборов в органы местного самоуправления Уставом соответствующего муниципального образования должна быть определена одна из избирательных систем, установленных законом Ставропольского края от 26 июня 2008 года N 37-кз.
В соответствии с частью 3 статьи 32 Устава г. Ставрополя (действующей на момент принятия оспариваемого акта) в состав Ставропольской городской Думы входят 50 депутатов Ставропольской городской Думы, избираемых по одномандатным (один округ - один депутат) избирательным округам на основе единой нормы представительства путем всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд правильно исходил из того, что оспариваемая норма закона Ставропольского края принята законодательным органом субъекта Российской Федерации в пределах предоставленных ему федеральным законодательством полномочий, и пришел к правильному выводу о том, что часть 3 статьи 31 Закона Ставропольского края от 26 июня 2008 года N 37-кз действующему федеральному законодательству не противоречит.
Частью 4 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений и разрешения судом настоящего дела, предусматривалось, представительный орган муниципального района:
1) может состоять из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава в соответствии с равной независимо от численности населения поселения нормой представительства, определяемой в порядке, установленном настоящей статьей;
2) может избираться на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. При этом число депутатов, избираемых от одного поселения, не может превышать две пятые от установленной численности представительного органа муниципального района.
Решением Ставропольского краевого суда от 23 октября 2008 года установлено, что установление субъектом Российской Федерации избирательных систем, которые могут применяться при проведении выборов депутатов Ставропольской городской Думы, не повлекло изменения порядка формирования представительного органа г. Ставрополя и изменения структуры органов местного самоуправления указанного муниципального образования. Данные обстоятельства проверялись в ходе судебных разбирательств и признаны доказанными Судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации (определение от 14 января 2009 года).
При изложенных обстоятельствах, Судебная коллегия соглашается с выводом суда о не нарушении оспариваемыми положениями Закона порядка формирования представительного органа местного самоуправления, и не находит оснований не согласиться с мнением суда о том, что избирательные права заявителя не нарушены.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам, содержащимся в кассационной жалобе, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Ставропольского краевого суда от 24 июня 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу Сиротинского А.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.И. Ерёменко |
Судьи |
В.И. Анишина |
|
Л.В. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 25 августа 2010 г. N 19-Г10-9
Текст определения официально опубликован не был