Решение Верховного Суда РФ от 23 августа 2010 г. N ГКПИ10-656
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 21 октября 2010 г. N КАС10-530 настоящее решение оставлено без изменения
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,
при секретаре Александрове В.О.,
с участием прокурора Степановой Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Лаптевой З.И. и Бубнова З.И. о признании недействующим постановления Совета Министров РСФСР от 31 мая 1982 г. N 325 "Об установлении границ и режима округов санитарной охраны курортов Аршан в Бурятской АССР, Светлогорск - Отрадное и Пионерск в Калининградской области, Озеро Карачи в Новосибирской области и Ундоры в Ульяновской области" в части установления границ и режима округа санитарной охраны курортов Светлогорск - Отрадное и Пионерск в Калининградской области (далее - Постановление), установил:
постановлением Совета Министров РСФСР от 31 мая 1982 г. N 325 приняты предложения ВЦСПС и Министерства здравоохранения РСФСР, согласованные с Министерством сельского хозяйства РСФСР, Министерством лесного хозяйства РСФСР, Советом Министров Бурятской АССР, Калининградским, Новосибирским и Ульяновским облисполкомами, об установлении границ и режима округов санитарной охраны курортов Аршан в Бурятской АССР, Светлогорск - Отрадное и Пионерск в Калининградской области, Озеро Карачи в Новосибирской области и Ундоры в Ульяновской области:
Граждане Лаптева З.И. и Бубнов В.И. обратились в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим Постановления в части установления границ и режима округа санитарной охраны курортов Светлогорск - Отрадное и Пионерск в Калининградской области.
Как указывают заявители, оспариваемое Постановление противоречит действующему законодательству и нарушает права собственности на земельные участки Лаптевой З.И. и Бубнова В.И. Территория курорта в границах, определенных постановлением Совета Министров РСФСР от 31 мая 1982 г. N 325, не совпадает с площадью федерального курорта, определенного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 августа 2000 г. N 633 "Об утверждении Положения о курорте федерального значения Светлогорск-Отрадное".
В суде Авдеев Ю.Б., представляющий интересы Лаптевой З.И. и Бубнова В.И. по доверенности, поддержал заявленные требования.
Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации (поручение от 2 июля 2010 г. N СС-П12-4444).
Представители Правительства Российской Федерации Сарвадий М.В., Моторная И.В. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемый нормативный правовой акт соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы граждан.
Выслушав объяснения представителя заявителей, представителей заинтересованного лица, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Земельный кодекс Российской Федерации, введенный в действие с 29 октября 2001 г., предусматривает, что земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов относятся к особо охраняемым природным территориям. На землях территорий лечебно-оздоровительных местностей и курортов устанавливаются округа санитарной (горно-санитарной) охраны в соответствии с законодательством. Границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов, имеющих федеральное значение, устанавливаются Правительством Российской Федерации (статья 96).
Согласно пункту 10 статьи 85 данного Кодекса в пределах границ населенных пунктов могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение.
Кодекс распространяет на соответствующие зоны в границах земель населенных пунктов правовой режим особо охраняемой территории. Земельные участки, включенные в состав зон особо охраняемых территорий, используются в соответствии с требованиями, установленными статьями 94-100 названного Кодекса, поэтому доводы заявителей о противоречии оспариваемого нормативного правового акта положениям Земельного кодекса Российской Федерации являются несостоятельными.
Федеральный закон от 23 февраля 1995 г. N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", регулируя отношения в сфере изучения, использования, развития и охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов на территории Российской Федерации, определение порядка признания территории лечебно-оздоровительной местностью, курортом и установление границ и режима округов санитарной (горно-санитарной) охраны относит к полномочиям Правительства Российской Федерации (статьи 3, 16).
Следовательно, установление границы округа санитарной охраны курортов оспариваемым Постановлением не может рассматриваться как противоречие названному Федеральному закону.
Федеральный закон от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" в статье 32 определяет режим особой охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов, в соответствии с которым в границах лечебно-оздоровительных местностей и курортов запрещается (ограничивается) деятельность, которая может привести к ухудшению качества и истощению природных ресурсов и объектов, обладающих лечебными свойствами. Оспариваемое Постановление не устанавливает ограниченный режим пользования земельными участками.
Доводы заявителей о противоречии оспариваемого нормативного правового акта постановлению Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1996 г. N 1425 "Об утверждении Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения" и постановлению Правительства Российской Федерации от 26 августа 2000 г. N 633 "Об утверждении Положения о курорте федерального значения Светлогорск - Отрадное" не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований, поскольку по делам о признании недействующими нормативных правовых актов полностью или в части суд проверяет оспариваемый нормативный правовой акт на соответствие его федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Ссылки заявителей на то, что Постановление не подлежит применению, поскольку не опубликовано не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований.
В силу части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации не могут применяться законы, а также любые иные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы, обязанности человека и гражданина, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Конституция Российской Федерации не устанавливает требования опубликования нормативных правовых актов бывшего Союза ССР. В соответствии с пунктом 2 раздела второго Конституции Российской Федерации законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу названной Конституции, применяются в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации.
Оспариваемый нормативный правовой акт устанавливает границы округа санитарной охраны курортов Светлогорск - Отрадное и Пионерск в Калининградской области и по своему содержанию не является актом, ограничивающим права граждан, возлагающим на них обязанности или устанавливающим юридическую ответственность.
Что касается утверждения Лаптевой З.И. и Бубнова В.И. о нарушении их субъективных прав, так как судебными решениями признаны недействительными договора купли-продажи, принадлежащих им на праве собственности земельных участков, то заявители в случае несогласия с принятыми решениями не лишены возможности обжаловать их в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве.
Учитывая, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству, не нарушают права и законные интересы граждан, заявление Лаптевой З.И. и Бубнова В.И. не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации решил:
заявление Лаптевой З.И. и Бубнова В.И. о признании недействующим постановления Совета Министров РСФСР от 31 мая 1982 г. N 325 "Об установлении границ и режима округов санитарной охраны курортов Аршан в Бурятской АССР, Светлогорск - Отрадное и Пионерск в Калининградской области, Озеро Карачи в Новосибирской области и Ундоры в Ульяновской области" в части установления границ и режима округа санитарной охраны курортов Светлогорск - Отрадное и Пионерск в Калининградской области, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.
Судья Верховного Суда |
Н.С. Романенков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 23 августа 2010 г. N ГКПИ10-656
Текст решения официально опубликован не был
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 21 октября 2010 г. N КАС10-530 настоящее решение оставлено без изменения