Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 14 сентября 2010 г. N 1814/10
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Исайчева В.Н.;
членов Президиума: Амосова С.М., Андреевой Т.К., Валявиной Е.Ю., Витрянского В.В., Вышняк Н.Г., Завьяловой Т.В., Иванниковой Н.П., Козловой О.А., Никифорова С.Б., Першутова А.Г., Сарбаша С.В., Юхнея М.Ф. -
рассмотрел заявление Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Златоусту Челябинской области о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Челябинской области от 07.07.2009 по делу N А76-9350/2009-43-48 и постановления Федерального арбитражного суда Уральского округа от 17.11.2009 по тому же делу.
В заседании приняли участие представители заявителя - Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Златоусту Челябинской области - Тихоновский Ф.И., Шаронин В.Ю.
Заслушав и обсудив доклад судьи Першутова А.Г., а также объяснения представителей заявителя, Президиум установил следующее.
Инспекцией Федеральной налоговой службы по городу Златоусту Челябинской области (далее - инспекция) проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за II квартал 2008 года, представленной Златоустовским городским отделением Челябинской областной общественной организации Всероссийского общества инвалидов "Новозлатоустовское" (далее - организация).
По результатам проверки инспекция составила акт от 02.02.2009 N 269 и с учетом представленных организацией возражений от 13.02.2009 N 018 приняла решение от 03.03.2009 N 375 (далее - решение инспекции) о привлечении организации к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в виде 448 580 рублей штрафа. Кроме того, организации предложено уплатить 2 242 900 рублей налога на добавленную стоимость и 200 365 рублей 73 копейки пеней.
Основанием для принятия инспекцией решения явился вывод о неправомерном применении организацией налоговой льготы, установленной подпунктом 2 пункта 3 статьи 149 Кодекса.
Не согласившись с решением инспекции, организация обратилась в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании его недействительным.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 07.07.2009 требование организации удовлетворено.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа постановлением от 17.11.2009 решение суда первой инстанции оставил без изменения.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора решения суда первой инстанции и постановления суда кассационной инстанции инспекция просит их отменить, ссылаясь на нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении и выступлениях присутствующих в заседании представителей инспекции, Президиум считает, что заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судами, организация зарегистрирована как общественная организация инвалидов, среди ее членов численность инвалидов составляет не менее 80 процентов.
Деятельность организации осуществлялась на основании Положения Златоустовского городского отделения Челябинской областной общественной организации Всероссийского общества инвалидов "Новозлатоустовское" (далее - Положение), согласованного с главой администрации города Златоуста и зарегистрированного правлением Челябинского областного отделения Всероссийского общества инвалидов 26.12.1998, устава Челябинской областной общественной организации Всероссийского общества инвалидов, устава и программы Всероссийского общества инвалидов.
Согласно пункту 1.3.1 Положения цели деятельности организации - защита прав и интересов инвалидов, обеспечение им равных с другими гражданами возможностей участия во всех сферах общественной жизни, а также интеграция инвалидов в общество.
В соответствии с пунктом 1.3.3 Положения к видам деятельности организации относится и предпринимательская деятельность, направленная на обеспечение уставных задач.
В проверяемом периоде организация осуществляла предпринимательскую деятельность в виде перевозок грузов и пассажиров, оказания платных услуг населению, а также производства общестроительных работ.
С учетом названных обстоятельств суды пришли к выводу, что организация вправе применять налоговую льготу по налогу на добавленную стоимость, поскольку соблюдены все условия, предусмотренные подпунктом 2 пункта 3 статьи 149 Кодекса: организация создана в соответствии с действующим законодательством в качестве общественной организации инвалидов; среди ее членов инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов. Однако судами не учтено следующее.
Согласно статье 117 Гражданского кодекса Российской Федерации общественные организации являются некоммерческими организациями.
В силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческой является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.
Исходя из статьи 37 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" общественные объединения могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению уставных целей, ради которых они созданы.
Другими словами, предпринимательская деятельность общественного объединения, в том числе созданного в форме общественной организации, должна быть дополнительной, выражающейся в том, чтобы способствовать созданию материальной базы, которая позволила бы более эффективно реализовать свои уставные цели.
Между тем приказом руководителя организации от 10.12.1998 N 5 создан участок "Транспортный", образованы производственный и строительный отделы для осуществления предпринимательской деятельности (услуги по перевозке пассажиров и грузов, платные услуги населению, общестроительные работы). Какой-либо другой деятельности, связанной с выполнением определенных Положением и уставом целей и задач, указанные структурные подразделения организации не осуществляли. Для ведения предпринимательской деятельности организация привлекала не являющихся членами организации физических лиц, с которыми заключала трудовые договоры.
Согласно данным формы 4-ФСС РФ за II квартал 2008 года среднесписочная численность работающих в организации составляла 708 человек, из которых 702 человека, не являющихся членами организации, были заняты в сфере предпринимательской деятельности. Фонд оплаты труда работников за II квартал 2008 года составил 15 929 086 рублей, из которых заработная плата работников, принятых по трудовым договорам и занятых в предпринимательской деятельности, составила 15 733 288 рублей (98,8 процента) в общем фонде заработной платы отделения. При этом заработная плата работников, занятых некоммерческой деятельностью, составила 195 798 рублей (1,2 процента) в общем фонде заработной платы. Удельный вес суммы расходов, направленной на уставные цели во II квартале 2008 года в общей сумме выручки (27 517 997 рублей), полученной от коммерческой деятельности, составил 302 968 рублей 14 копеек (1,1 процента).
Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что защита прав и интересов инвалидов, обеспечение им равных с другими гражданами возможностей участия во всех сферах общественной жизни, а также интеграция их в общество, являющиеся целью деятельности организации, явно не были в ее деятельности приоритетными.
В то же время сумма заявленных льгот по налогу на добавленную стоимость составила 2 242 900 рублей, а сумма средств, направленных на уставную деятельность (включая заработную плату работников, занятых в социальных программах, и затраты правления Всероссийского общества инвалидов), - 302 968 рублей 14 копеек или 13,5 процента от суммы налоговой льготы, то есть налоговая выгода явно несоразмерна последней сумме.
Налоговая выгода может быть признана обоснованной с учетом правовых позиций, изложенных в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды". При этом следует учитывать, что статус общественной организации инвалидов не может использоваться преимущественно для получения налоговой выгоды, как это имело место в данной ситуации.
Между тем указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что основной целью деятельности организации фактически являлось получение доходов, а не обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей участия во всех сферах общественной жизни и их общественной интеграции.
Таким образом, общественная организация, для которой деятельность, связанная с получением дохода, является приоритетной по отношению к уставной деятельности, не вправе применять льготу, предусмотренную подпунктом 2 пункта 3 статьи 149 Кодекса.
При названных обстоятельствах обжалуемые судебные акты нарушают единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права, поэтому в силу пункта 1 части 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 3 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 07.07.2009 по делу N А76-9350/2009-43-48 и постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 17.11.2009 по тому же делу отменить.
В удовлетворении требования Златоустовского городского отделения Челябинской областной общественной организации Всероссийского общества инвалидов "Новозлатоустовское" о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Златоусту Челябинской области от 03.03.2009 N 375 отказать.
Председательствующий |
В.Н. Исайчев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
По результатам проверки общественной организации инвалидов ей был доначислен НДС.
Президиум ВАС РФ счел доначисление налога обоснованным и пояснил следующее.
НК РФ предусматривает освобождение от НДС определенных операций. К их числу отнесена реализация товаров, работ и услуг общественными организациями инвалидов (если их численность среди членов такого налогоплательщика не менее 80%).
Законодательство закрепляет, что предпринимательская деятельность общественного объединения, в т. ч. созданного в форме общественной организации, должна быть дополнительной. Последняя должна способствовать созданию материальной базы, которая позволила бы более эффективно реализовать свои уставные цели.
В данном случае среди членов организации инвалиды составляли не менее 80%. Согласно учредительным документам цели ее деятельности - защита прав и интересов указанных лиц, обеспечение им равных с другими гражданами возможностей участия во всех сферах общественной жизни и т. д.
Однако названные задачи не были приоритетными для этой организации.
Она вела предпринимательскую деятельность (занималась перевозкой пассажиров и грузов, оказывала платные услуги и т. п.). Для этого были созданы специальные структурные подразделения, привлекались работники, не являющиеся ее членами. Фактически основная цель деятельности налогоплательщика - получение доходов. Сумма заявленных льгот по НДС значительно превышала размер средств, направленных на уставную деятельность, т. е. налоговая выгода была явно несоразмерна величине названных средств.
Между тем статус общественной организации инвалидов не может использоваться преимущественно для получения налоговой выгоды. Поэтому такой налогоплательщик, для которого деятельность, связанная с получением дохода, является приоритетной по отношению к уставной, не вправе применять названную льготу по НДС.
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 14 сентября 2010 г. N 1814/10
Текст постановления опубликован в "Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации", 2010 г., N 11
Постановление размещено на сайте ВАС РФ www.arbitr.ru 28.09.2010
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 17 ноября 2009 г. N Ф09-8935/09-С2
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 14 сентября 2010 г. N 1814/10 настоящее постановление отменено