Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 23 сентября 2010 г. N КАС10-431
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в
составе
председательствующего Федина А.И.,
членов коллегии Корчашкиной Т.Е., Коваля B.C.,
при секретаре Кулик Ю.А.
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Именитова Е.Л., Именитовой О.А. об оспаривании п. 13 приложения N 4 к постановлению Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2005 г. N 687 "Об утверждении образцов и описания бланков паспорта гражданина Российской Федерации, дипломатического паспорта гражданина Российской Федерации и служебного паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, содержащих электронные носители информации" в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 19 января 2010 г. N 13 и п. 46 Административного регламента Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по оформлению и выдаче паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, и по исполнению государственной функции по их учету, утвержденного приказом Федеральной миграционной службы от 3 февраля 2010 г. N 26, по кассационной жалобе Федеральной миграционной службы (ФМС России) на решение Верховного Суда Российской Федерации от 20 июля 2010 г., которым заявленное требование было удовлетворено частично.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Федина А.И., объяснения представителей Правительства Российской Федерации Чурикова С.В., Федеральной миграционной службы Оганесяна А.Я., Шараховой Я.Ю. и Бычкова Н.И., поддержавших доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Масаловой Л.Ф., полагавшей кассационную жалобу необоснованной, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации установила:
в приложении N 4 к постановлению Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2005 г. N 687 в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 19 января 2010 г. N 13 приведено описание бланков паспорта гражданина Российской Федерации, дипломатического паспорта гражданина Российской Федерации и служебного паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, содержащих электронные носители информации (далее - Приложение N 4).
Согласно п. 3 текста, касающегося информации для владельца паспорта (размещаемого в рамке на заднем форзаце бланка паспорта гражданина Российской Федерации), предусмотренного п. 13 Приложения N 4, паспорт может использоваться только тем лицом, чьи метрические данные и фотография размещены на второй странице документа. Внесение в паспорт родителя сведений о его детях не дает права ребенку на выезд за пределы Российской Федерации без документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации.
Пунктом 46 Административного регламента Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по оформлению и выдаче паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, и по исполнению государственной функции по их учету, утвержденного приказом Федеральной миграционной службы от 3 февраля 2010 г. N 26 (далее - Административный регламент), установлено, что в случае, если заявитель просит внести в паспорт сведения о его несовершеннолетних детях, ему в обязательном порядке разъясняется, что внесение данных о детях в его паспорт производится с целью подтверждения родственных отношений и в соответствии со ст. 7 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" граждане Российской Федерации осуществляют выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию на основании паспорта, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.
Именитовы О.А. и Е.Л. обратились в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими п. 13 Приложения N 4 в части указания на то, что внесение в паспорт родителя сведений о его детях не дает права ребенку на выезд за пределы Российской Федерации без документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, и п. 46 Административного регламента в полном объеме.
В обоснование заявленного требования Именитовы О.А., Е.Л. указали, что в действительный заграничный паспорт Именитовой О.А. в апреле 2010 г. по ее заявлению в целях совместного выезда семьи для отдыха за границу подразделением Федеральной миграционной службы была внесена запись об их малолетнем сыне К. года рождения, а также вклеена его фотография. В конце мая 2010 г. заявителям стало известно, что в силу оспариваемых предписаний Приложения N 4 и Административного регламента, противоречащих нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, малолетний ребенок, запись о котором внесена в паспорт одного из родителей, не может пересекать границу Российской Федерации в сопровождении своих родителей, если не имеет собственного заграничного паспорта, что привело к нарушению права заявителей на свободный выезд из Российской Федерации совместно с ребенком.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 20 июля 2010 г. заявление Именитовых О.А., Е.Л. было удовлетворено частично - признан недействующим со дня вступления решения суда в законную силу п. 46 Административного регламента в части, распространяющейся на паспорта, в которых размещены фотографии детей, следующих с владельцем паспорта, оформляемые и выдаваемые в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 марта 1997 г. N 298 "Об утверждении образцов и описания бланков основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации". В остальной части заявление Именитовых Е.Л., О.А. оставлено без удовлетворения.
В кассационной жалобе Федеральная миграционная служба обжалует вышеуказанное решение суда в части признания недействующим п. 46 Административного регламента, в остальной части решение Верховного Суда Российской Федерации от 20 июля 2010 г. не обжалуется. При этом в кассационной жалобе указано, что оспоренным решением суда (в обжалуемой части) были нарушены нормы материального права, неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, вследствие чего нарушены охраняемые законом публичные интересы ФМС России.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для ее удовлетворения.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (далее - Федеральный закон) выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию (включая транзитный проезд через ее территорию) регулируются Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, этим Федеральным законом, другими федеральными законами, а также принятыми на основании данных федеральных законов указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации. В случае если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены Федеральным законом, действуют правила международного договора.
Частью 1 ст. 6 Федерального закона установлено, что выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию граждане Российской Федерации осуществляют по действительным документам, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации, является одним из основных документов, по которым граждане Российской Федерации осуществляют выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию. При этом указанный паспорт может содержать электронные носители информации с записанными на них персональными данными владельца паспорта, включая биометрические персональные данные.
Исходя из положений ч. 2 ст. 8 и чч. 1, 2 ст. 10 Федерального закона гражданин Российской Федерации вправе выбрать паспорт со сроком действия пять лет или паспорт, содержащий электронный носитель информации, со сроком действия десять лет.
Как правильно указано в обжалованном решении суда, в настоящее время граждане Российской Федерации могут осуществлять выезд из Российской Федерации по паспортам, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, которые содержат электронные носители информации с записанными на них персональными данными владельца паспорта, либо по паспортам, не содержащим таких носителей информации.
Пунктом 4 Указа Президента Российской Федерации от 19 октября 2005 г. N 1222 "Об основных документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, содержащих электронные носители информации" предусмотрено, что удостоверяющие личность гражданина за пределами территории Российской Федерации паспорт гражданина Российской Федерации, дипломатический паспорт и служебный паспорт, образцы бланков и описание которых утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 14 марта 1997 г. N 298, выданные в установленном порядке, действительны до их замены паспортами нового поколения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 марта 1997 г. N 298 "Об утверждении образцов и описания бланков основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации" утверждено описание бланков паспортов гражданина Российской Федерации, которое предусматривает размещение на 34, 35 страницах паспорта гражданина фотографий и данных о детях, следующих вместе с владельцем паспорта.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что дети, фотографии которых размещены в таких паспортах родителей (оформленных в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 марта 1997 г. N 298), при выезде из Российской Федерации вместе с владельцем паспорта могут не иметь отдельный паспорт, поскольку их личность уже удостоверена и идентифицирована.
Указанное обстоятельство не оспаривалось в судебном заседании представителями Правительства Российской Федерации.
Административный регламент ФМС России, как следует из его общих положений, издан в соответствии, в том числе, и с указанным выше постановлением Правительства Российской Федерации от 14 марта 1997 г. N 298, т.е. распространяется на правоотношения, возникающие в связи с оформлением паспортов, не содержащих электронные носители информации.
По смыслу п. 46 Административного регламента внесение в паспорт родителя, оформляемый и выдаваемый в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 марта 1997 г. N 298, сведений о его несовершеннолетних детях производится лишь с целью подтверждения родственных отношений и не позволяет детям выезжать из Российской Федерации вместе с родителем без отдельного паспорта.
Таким образом, предписание п. 46 Административного регламента не согласовывается с указанным выше положением о том, что ребенок, запись о котором внесена в паспорт одного из родителей, оформленный в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 марта 1997 г. N 298, вправе пересекать границу Российской Федерации в его сопровождении, если не имеет собственного заграничного паспорта.
Как правильно указал суд первой инстанции, тем самым лицам, обратившимся в органы Федеральной миграционной службы с заявлением о внесении в паспорт сведений об их несовершеннолетних детях, даются разъяснения, которые не соответствуют положениям названного постановления Правительства Российской Федерации.
Поскольку указанные разъяснения вводят в заблуждение владельцев паспортов, которые не содержат электронных носителей информации с записанными на них персональными данными владельца паспорта, относительно правовых последствий совершения указанного действия, то это приводит к нарушению прав данных лиц на получение достоверной информации.
В соответствии с ч. 2 ст. 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части.
Довод в кассационной жалобе Федеральной миграционной службы о том, что вклеивание фотографии несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации в паспорт одного из родителей предусмотрено в целях идентификации личности несовершеннолетнего при выезде из Российской Федерации (л.д. 137) согласуется с выводом суда первой инстанции по рассматриваемому вопросу.
Иные доводы кассационной жалобы, направленные к иному толкованию норм материального права, не могут служить поводом к удовлетворению кассационной жалобы.
Руководствуясь ст. 360, 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Российской Федерации от 20 июля 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Федеральной миграционной службы (ФМС России) - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.И. Федин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 23 сентября 2010 г. N КАС10-431
Текст определения размещен на сайте Верховного Суда РФ в Internet (http://www.supcourt.ru)