Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 22 сентября 2010 г. N 30-Г10-11
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Пирожкова В.Н.,
судей Беспаловой З.Д., Калининой Л.А.,
при секретаре Аверине А.В.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Карачаево-Черкесской Республики о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим Закона Карачаево-Черкесской Республики N 32-РЗ от 12 мая 2010 года "О внесении изменений в Закон Карачаево-Черкесской Республики от 29 декабря 2009 года N 92-РЗ "О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Карачаево-Черкесской Республики" по кассационной жалобе представителя Президента Карачаево-Черкесской Республики Тлишева А.А. на решение Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики от 8 июля 2010 года, которым заявление удовлетворено. Закон Карачаево-Черкесской Республики N 32-РЗ от 12 мая 2010 года "О внесении изменений в Закон Карачаево-Черкесской Республики от 29 декабря 2009 года N 92-РЗ "О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Карачаево-Черкесской Республики" признан противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления в законную силу решения суда.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Пирожкова В.Н., объяснения представителя Президента Карачаево-Черкесской Республики Тлишева А.А., поддержавшего доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
прокурор Карачаево-Черкесской Республики обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим Закона Карачаево-Черкесской Республики N 32-РЗ от 12 мая 2010 года "О внесении изменений в Закон Карачаево-Черкесской Республики от 29 декабря 2009 года N 92-РЗ "О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Карачаево-Черкесской Республики".
В обоснование заявленных требований прокурор ссылался на то, что оспариваемым законом установлен порядок предоставления льгот педагогическим работникам сельской местности по оплате жилья, отопления и освещения, противоречащий положениям федерального законодательства, а именно абзацу 3 пункта 5 статьи 55 Федерального закона "Об образовании", статье 8 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", статье 59 Жилищного кодекса Российской Федерации, сохраняющим для данной категории граждан предоставление льгот в натуральной форме. Прокурор полагал, что право педагогических работников на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности является федеральной мерой социальной поддержки и должно предоставляться в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Судом вынесено приведенное выше решение, об отмене которого просит в кассационной жалобе представитель Президента Карачаево-Черкесской Республики Тлишев А.А., полагая решение неправильным, вынесенным с нарушением норм материального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, не находит оснований для отмены решения.
В соответствии с абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации N 3266-I от 10 июля 1992 года (с последующими изменениями) "Об образовании" педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста, на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.
В силу правовой позиции, высказанной в определении Конституционного Суда Российской Федерации N 553-О-П от 2 апреля 2009 года "По жалобе граждан Капустиной В.М., Своровской В.И. и других на нарушение их конституционных прав частью 3 статьи 1 и пунктом 2 части 2 статьи 2 Закона Новосибирской области "О мерах социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельных категорий граждан, проживающих и работающих в сельской местности и поселках городского типа на территории Новосибирской области", право педагогических работников на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности является федеральной мерой социальной поддержки, которая должна предоставляться в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Как следует из преамбулы Закона Карачаево-Черкесской Республики N 92-РЗ от 29 декабря 2009 года "О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Карачаево-Черкесской Республики" настоящий закон определяет размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Карачаево-Черкесской Республики.
Из материалов дела усматривается, что оспариваемым прокурором Законом Карачаево-Черкесской Республики N 32-РЗ от 12 мая 2010 года "О внесении изменений в Закон Карачаево-Черкесской Республики от 29 декабря 2009 года N 92-РЗ "О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Карачаево-Черкесской Республики" изменен порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки указанной категории педагогических работников путем замены предоставления таких льгот в натуральной форме на денежную компенсацию.
Признавая противоречащим федеральному законодательству и недействующим Закон Карачаево-Черкесской Республики N 32-РЗ от 12 мая 2010 года "О внесении изменений в Закон Карачаево-Черкесской Республики от 29 декабря 2009 года N 92-РЗ "О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Карачаево-Черкесской Республики", суд исходил из того, что изменение порядка предоставления указанной меры социальной поддержки ограничивает права педагогических работников, работающих и проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Карачаево-Черкесской Республики на бесплатное жилое помещение с отоплением и освещением, поскольку федеральным законодательством субъекты Российской Федерации не наделены полномочиями по замене натуральной льготы денежной компенсацией.
Данный вывод суда обоснован, поскольку в силу требований статьи 8 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены порядка предоставления в соответствии со статьей 160 Жилищного кодекса Российской Федерации компенсаций сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами до принятия Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, федеральное законодательство сохраняет предоставление льгот в натуральной форме данной категории педагогических работников, а субъектам Российской Федерации передано лишь право определять порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением им мер социальной поддержки организациям, оказывающим жилищно-коммунальные услуги.
Учитывая изложенное, решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам, содержащимся в кассационной жалобе, не имеется, т.к. они направлены к иному толкованию норм материального права, примененных судом при разрешении данного дела, и ошибочны.
Руководствуясь статьями 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики от 8 июля 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Президента Карачаево-Черкесской Республики Тлишева А.А. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Пирожков В.Н. |
Судьи |
Беспалова З.Д. |
|
Калинина Л.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 22 сентября 2010 г. N 30-Г10-11
Текст определения официально опубликован не был