Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 22 сентября 2010 г. N 55-Г10-4
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Борисовой Л.В. и Калининой Л.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Республики Хакасия о признании недействующим постановления Правительства Республики Хакасия от 22 декабря 2009 г. N 616 "Об утверждении порядков предоставления водных биологических ресурсов в пользование для добычи (вылова) в водных объектах рыбохозяйственного значения Республики Хакасия" по кассационной жалобе Правительства Республики Хакасия на решение Верховного Суда Республики Хакасия от 4 июня 2010 г., которым заявление прокурора удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Борисовой Л.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
прокурор Республики Хакасия обратился в суд с вышеуказанным заявлением, сославшись на то, что оспариваемый нормативный правовой акт противоречит Федеральному закону от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" и принят Правительством Республики Хакасия с превышением полномочий.
Верховным Судом Республики Хакасия постановлено приведённое выше решение, об отмене которого и принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявления просит в кассационной жалобе Правительство Республики Хакасия, ссылаясь на неправильное определение судом имеющих значение для дела обстоятельств и нарушение норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу, что не имеется оснований для отмены решения суда.
Установлено, что постановлением Правительства Республики Хакасия от 22 декабря 2009 г. N 616 утверждены Порядки предоставления водных биологических ресурсов в пользование для добычи (вылова) в водных объектах рыбохозяйственного значения Республики Хакасия. Акт официально опубликован в издании "Вестник Хакасии", 21 января 2010 г., N 4.
Пунктом 1 названного постановления утверждён Порядок предоставления водных биологических ресурсов, общий допустимый улов которых не устанавливается, в пользование для добычи (вылова) в водных объектах рыбохозяйственного значения Республики Хакасия. Пунктом 2 - Порядок предоставления водных биологических ресурсов, общий допустимый улов которых устанавливается, в пользование для добычи (вылова) в водных объектах рыбохозяйственного значения Республики Хакасия.
Удовлетворяя заявление, суд исходил из вывода о том, что Правительство Республики Хакасия, утвердив Порядки предоставления водных биологических ресурсов в пользование для добычи (вылова) в водных объектах рыбохозяйственного значения Республики Хакасия, вышло за пределы предоставленных ему федеральным законодательством полномочий и урегулировало отношения, относящиеся к компетенции Российской Федерации
Вывод суда, изложенный в решении, основан на анализе действующего законодательства, соответствует материалам дела, и оснований для признания его неправильным не имеется.
В соответствии с п. "в" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов владения, пользования и распоряжения водными ресурсами находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По данным предметам ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (чч. 2 и 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации).
Федеральным законом от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (далее - Федеральный закон о рыболовстве) установлено, что водные биоресурсы находятся в федеральной собственности (ч. 1 ст. 10). Право на добычу (вылов) водных биоресурсов, отнесённых к объектам рыболовства, возникает по основаниям, предусмотренным названным Федеральным законом. Рыболовство осуществляется в отношении водных биоресурсов, общий допустимый улов которых устанавливается, или в отношении водных биоресурсов, общий допустимый улов которых не устанавливается (ч. 5 ст. 16). Для осуществления промышленного рыболовства в отношении видов водных биоресурсов, общий допустимый улов которых устанавливается, указанные водные биоресурсы предоставляются в пользование на основании договоров, предусмотренных ст. 33.1 данного Федерального закона. Для осуществления промышленного рыболовства в отношении видов водных биоресурсов, общий допустимый улов которых не устанавливается, указанные водные биоресурсы предоставляются в пользование на основании решений органов государственной власти или договоров, предусмотренных ст. 33.3 и 33.4 Федерального закона (чч. 3 и 3.1 ст. 19).
В соответствии с положениями ст. 33.1 Федерального закона о рыболовстве договор о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биоресурсов заключается органом государственной власти с юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями. Порядок подготовки и заключения такого договора, а также его примерная форма устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с положениями ст. 33.3 и 33.4 упомянутого Федерального закона договоры о предоставлении рыбопромыслового участка, а также пользования водными биоресурсами, отнесёнными к объектам рыболовства, общий допустимый улов которых не устанавливается, заключаются органом государственной власти с юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями. Порядок подготовки и заключения таких договоров, а также его примерная форма устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение приведённых федеральных норм высшим исполнительным органом государственной власти России приняты постановления:
от 15 августа 2008 г. N 612 "О подготовке и заключении договора о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов";
от 25 августа 2008 г. N 643 "О подготовке и заключении договора пользования водными биологическими ресурсами, которые отнесены к объектам рыболовства и общий допустимый улов которых не устанавливается" (с последующими изменениями);
от 14 апреля 2008 г. N 264 "О проведении конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления промышленного рыболовства и заключения такого договора" (с последующими изменениями);
от 30 декабря 2008 г. N 1078 "О проведении конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для организации любительского и спортивного рыболовства и заключения такого договора";
от 14 февраля 2009 г. N 136 "О проведении конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления товарного рыбоводства и заключения такого договора".
В целях реализации названных постановлений Правительства Российской Федерации соответствующее нормативное правовое регулирование осуществлено Федеральным агентством по рыболовству. Так, издан приказ от 13 апреля 2010 г. N 334 "Об организации работ по предоставлению в пользование водных биологических ресурсов, которые отнесены к объектам рыболовства и общий допустимый улов которых не устанавливается, а также организации контроля за освоением объёмов их добычи (вылова)".
Анализ указанных выше норм приводит к выводу о том, что правоотношения, по поводу которых возник спор, отнесены к полномочиям Российской Федерации и регламентированы федеральным законодательством.
Согласно ч. 2 ст. 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признаёт нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Поскольку судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применён закон, подлежащий применению к спорному правоотношению, решение суда является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
Доводы Правительства Республики Хакасия, изложенные в его кассационной жалобе, являлись предметом проверки суда первой инстанции и обоснованно по мотивам, приведённым в решении, были отвергнуты. Оснований для иной правовой оценки Судебная коллегия не имеет.
В силу изложенного и руководствуясь ст. 360, п. 1 ст. 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Республики Хакасия от 4 июня 2010 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Правительства Республики Хакасия - без удовлетворения.
Председательствующий |
В. Б. Хаменков |
Судьи |
Л.В. Борисова |
|
Л.А. Калинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 22 сентября 2010 г. N 55-Г10-4
Текст определения официально опубликован не был