Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 15 сентября 2010 г. N 72-Г10-11
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Пирожкова В.Н.,
судей Анишиной В.И. и Борисовой Л.В.,
при секретаре Аверине А.В. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению заместителя прокурора Забайкальского края о признании недействующими п. 3 (в части) и п. 4 (полностью) Методики расчёта общего объёма субвенций, предоставляемых муниципальным бюджетам на осуществление государственного полномочия, являющейся приложением к Закону Забайкальского края от 18 декабря 2009 г. N 304-ЗЗК "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью", по кассационным жалобам Законодательного Собрания Забайкальского края и губернатора Забайкальского края на решение Забайкальского краевого суда от 8 июля 2010 г., которым заявление прокурора удовлетворено.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Здесь и далее по тексту дату названного Закона следует читать как "от 16 декабря 2009 г."
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Борисовой Л.В., объяснения представителя губернатора Забайкальского края Карелиной Е.А., поддержавшей доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
заместитель прокурора Забайкальского края обратился в суд с вышеуказанным заявлением, сославшись на то, что применение поправочного коэффициента "К" в расчёте субвенций муниципальным образованиям допускает неполное финансовое обеспечение Забайкальским краем передаваемого на местный уровень государственного полномочия, что противоречит подп. 24 п. 2 и п. 6 ст. 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и п. 5, подп. 3 п. 6 ст. 19 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Забайкальским краевым судом постановлено приведённое выше решение, об отмене которого и принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявления просят в кассационных жалобах Законодательное Собрание Забайкальского края и губернатор Забайкальского края, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда.
Установлено, что Законодательным Собранием Забайкальского края принят Закон Забайкальского края от 18 декабря 2009 г. N 304-ЗЗК "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью".
Акт опубликован в газете "Забайкальский рабочий", N 239-242, 21 декабря 2009 г.
Статьёй 5 Закона установлено финансовое обеспечение осуществления органами местного самоуправления переданного им государственного полномочия за счет субвенций из бюджета края на очередной финансовый год. Общий объём субвенций местным бюджетам определяется по прилагаемой к Закону Методике расчёта общего объёма субвенций (далее - Методика).
Пунктами 3 и 4 Методики в формуле расчёта предусмотрен поправочный коэффициент, который представляет собой отношение размера средств бюджета края на реализацию передаваемого государственного полномочия в текущем финансовом году к суммарной фактической потребности на реализацию льготы по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью, исходя из общей численности нуждающихся в обеспечении жильём детей данной категории, норматива средней рыночной стоимости квадратного метра жилья и норм предоставления жилья.
Суд, удовлетворяя заявление прокурора, правомерно исходил из вывода о том, что введение поправочного коэффициента допускает неполное финансовое обеспечение субъектом Российской Федерации передаваемого им государственного полномочия органам местного самоуправления, что противоречит п. 6 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 184-ФЗ), п. 5 ст. 19 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 131-ФЗ), абз. 5 п. 1 ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее БК РФ).
В соответствии с п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся координация вопросов здравоохранения, защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (чч. 2 и 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации).
Подпунктом 24 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счёт средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Законами субъекта Российской Федерации в порядке, определённом федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации по решению указанных выше вопросов с передачей органам местного самоуправления необходимых материальных и финансовых ресурсов (п. 6 той же статьи).
В силу абз. 5 ч. 1 ст. 85 БК РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, предусматривающих предоставление из бюджета субъекта Российской Федерации межбюджетных трансфертов в формах и порядке, предусмотренных данным Кодексом, в том числе субвенций местным бюджетам на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.
Согласно ст. 140 БК РФ под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке.
Статьей 19 Федерального закона N 131-ФЗ закреплены положения о том, что отдельные государственные полномочия на основании законов субъектов Российской Федерации могут передаваться для осуществления органам местного самоуправления. При этом финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счёт предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов (ч. 5). Закон субъекта Российской Федерации, предусматривающий наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, должен содержать в том числе способ (методику) расчёта нормативов для определения общего объёма субвенций, предоставляемых местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации для осуществления соответствующих полномочий (п. 3 ч. 6 ст. 19).
В нарушение названных федеральных норм установленная оспариваемым Законом Забайкальского края Методика расчёта общего объёма субвенций, представляемых местным бюджетам на осуществление государственного полномочия, фактически делает невозможным исполнение органами местного самоуправления в полном объёме переданных полномочий. Введение поправочного коэффициента означает, что размер субвенций, рассчитанный на основе предложенной формулы, будет равен только размеру средств бюджета края, предусмотренных на реализацию государственного полномочия Забайкальского края в текущем финансовом году, а не рассчитан в соответствии с потребностью для исполнения переданных полномочий.
Установлено, что в текущем финансовом году в бюджете Забайкальского края утверждены субвенции бюджетам муниципальных районов и городских округов на сумму 20 029 400 рублей для осуществления переданного им государственного полномочия края по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (п. 16 ст. 13, Приложения 9, 10 и 44 краевого Закона от 3 декабря 2009 г. N 285-ЗЗК "О бюджете Забайкальского края на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов").
Это позволит обеспечить жильём 22 человека из расчёта средней нормы предоставления площади 33 кв. м и стоимости 1 кв.м жилья в данном регионе 26 400 руб.
Между тем количество детей-сирот, состоящих на учёте на получение жилого помещения в Забайкальском крае, составляет по состоянию на 1 января 2010 г. 6765 человек (л.д. 84).
Статья 40 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на жилище.
В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации (далее ЖК РФ) органы государственной власти и органы местного самоуправления должны обеспечить условия для осуществления гражданами конституционного права на жилище в том числе путём предоставления жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного найма (ч. 1 ст. 1, п. 3 ст. 2).
Пунктом 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по окончании пребывания в образовательных и иных учреждениях жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.
Аналогичная норма закреплена и в Федеральном законе от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ст. 8 которого закреплено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных норм.
Применение установленной оспариваемым законом Забайкальского края Методики расчёта общего объёма субвенций, предоставляемых местным бюджетам на осуществление государственного полномочия, фактически ведёт к ненадлежащему исполнению органами государственной власти края полномочий по социальной поддержке детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренных подп. 24 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ, и нарушению конституционных прав лиц указанной категории на жилище.
Согласно ч. 2 ст. 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признаёт нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Поскольку судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применён закон, подлежащий применению к спорному правоотношению, решение суда является законным и обоснованным.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушений норм материального и процессуального права, предусмотренных законом в качестве основания для отмены решения, в том числе и тех, ссылки на которые имеются в кассационных жалобах.
Руководствуясь ст. 360, п. 1 ст. 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Забайкальского краевого суда от 8 июля 2010 г. оставить без изменения, кассационные жалобы Законодательного Собрания Забайкальского края и губернатора Забайкальского края - без удовлетворения.
Председательствующий |
Пирожков В.Н. |
Судьи |
Анишина В.И. |
|
Борисова Л.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 15 сентября 2010 г. N 72-Г10-11
Текст определения официально опубликован не был