Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 52. Правила составления актов
(статьи 214 - 216 УВВТ)
1. В зависимости от обстоятельств при перевозках составляются коммерческие акты (приложение 1) и акты общей формы (приложение 2).
2. Коммерческий акт составляется в следующих случаях (ст.215 УВВТ):
а) несоответствия между наименованием, массой или количеством мест груза или багажа в натуре и данными, указанными в перевозочном документе;
б) повреждения или порчи груза;
в) обнаружения груза или багажа без документов или документов без груза;
г) возвращения пароходству похищенного груза или багажа;
д) разъединения партии груза из-за невозможности вместить его в вагон;
е) проверки органами транспорта объявленной отправителем массы, установленной маркшейдерским замером либо определенной по обмеру или условной массе;
ж) вскрытия мест груза органами транспорта для проверки содержимого.
Данные в коммерческих актах указываются на основании перевозочных документов, отвесов, результатов лабораторных анализов и др.
Коммерческий акт не составляется в случаях, предусмотренных Правилами выдачи грузов (раздел 2, § 11).
3. Акт общей формы составляется для удостоверения следующих обстоятельств:
а) отказа в приеме к перевозке груза, в частности вследствие несоответствия тары и упаковки стандарту (непрочности ее) или повреждения груза;
б) отказа порта (пристани) принять груз с объявленной ценностью в сумме, указанной отправителем, когда порт или пристань не согласны с объявленной ценностью;
в) проверки органами транспорта числа мест, массы или меры грузов, кроме случаев, когда предусмотрено составление коммерческих актов;
г) оставления проводниками сопровождаемых ими грузов;
д) утраты документов, приложенных отправителем к накладной;
е) повреждения частей судна (контейнера) при погрузке или выгрузке средствами отправителя или получателя груза или повреждения судном береговых устройств клиентуры;
ж) подачи пароходством под погрузку судна, не пригодного для перевозки груза или не зачищенного от остатков ранее перевозившегося груза;
з) во всех остальных случаях, когда составление актов предусмотрено действующими правилами перевозок, а также в случаях, когда это требуется другими возникающими обстоятельствами.
Акт общей формы подписывается лицами, участвующими в удостоверении обстоятельств, послуживших основанием для составления акта, но не менее чем двумя лицами.
4. Акты составляются немедленно по обнаружении обстоятельств, требующих составления акта, лицами, выделенными начальниками порта (пристани) для этих целей.
К составлению коммерческого акта привлекаются: лицо, обнаружившее неисправность груза, грузополучатель (если неисправность обнаружена в его присутствии) или представитель другого вида транспорта, принимающий груз от порта (пристани) или судна, а также начальник участка порта (пристани) и лицо, на ответственности которого находится груз [зав. складом, приемосдатчик, капитан (шкипер) судна].
Коммерческий акт подписывается начальником порта (пристани) или лицом, им уполномоченным, и лицами, участвовавшими в проверке груза.
При отсутствии грузополучателя коммерческий акт должен быть подписан не менее чем тремя лицами: начальником порта (пристани) или его заместителем, приемосдатчиком, начальником грузового района (участка), а при его отсутствии начальником причала.
5. В случае, если груз полностью или частично поврежден или испорчен, получатель вправе до вывоза груза из порта (пристани) потребовать определения степени порчи или повреждения груза (назначения экспертизы) и составления коммерческого акта.
6. Если при проверке груза, прибывшего в пункт перевалки или назначения, окажутся повреждения или другой вид несохранности груза, о которых уже прежде был составлен коммерческий акт, и никакой разницы в состоянии груза обнаружено не будет, то новый коммерческий акт не составляется, а на ранее составленном акте делается отметка в следующей редакции:
"Между изложенным в настоящем акте и найденным в действительности при выдаче (передаче) груза никакой разницы не оказалось".
Такая отметка удостоверяется календарным штемпелем и подписью начальника порта (пристани) или лица, специально им уполномоченного.
Этот акт выдается грузополучателю по его требованию.
Если при выдаче (передаче) груза несохранность по коммерческому акту, составленному ранее, не подтвердится, коммерческий акт погашается и получателю не выдается.
Если при проверке груза установлено, что несохранность, зафиксированная ранее в составленном коммерческом акте, уменьшилась, пароходство вместе с грузом выдает грузополучателю или смежному транспорту этот коммерческий акт с указанием в нем фактического состояния груза и заверяет это календарным штемпелем.
Если же будет установлено, что несохранность, ранее зафиксированная в коммерческом акте, увеличилась, то пароходство составляет в дополнение к этому акту свой коммерческий акт только на выявленную разницу и выдает оба акта получателю или смежному транспорту.
7. При передаче груза с речного транспорта на железнодорожный или морской и обратно в графе передаточной ведомости "Номера актов на несохранность грузов, составленных при передаче" должен быть указан номер коммерческого акта, если он был составлен, а если излишек или недостача массы груза оформлены отметкой в накладной, то в этой же графе должна быть сделана ссылка на эту отметку в следующей редакции: "См отметку в накладной".
В графе "Количество груза передано" должно быть указано фактическое количество груза, определенное при передаче его с одного вида транспорта на другой.
8. Коммерческие акты и акты общей формы составляются на специальных бланках по утвержденной Министерством речного флота форме. Бланки коммерческих актов являются документами строгой отчетности и должны иметь печатные номера.
9. Обстоятельства, вызвавшие составление акта, должны быть описаны с точным изложением всех фактических данных без внесения в описание предположений, догадок, выводов или заключений.
10. Коммерческий акт составляется в трех экземплярах на пишущей машинке или чернилами четко, без помарок и подчисток. Все дополнения или исправления акта при его составлении должны быть оговорены и скреплены подписями лиц, участвующих в составлении акта.
Первый экземпляр акта направляется в службу грузовой и коммерческой работы пароходства, второй выдается грузополучателю по его требованию или приобщается к перевозочному документу н передаточной ведомости (если груз передается на другой вид транспорта), а третий - хранится в делах порта (пристани).
11. В случае обнаружения при осмотре признаков хищения груза или другого преступления к участию в составлении акта приглашаются представители ВОХРа и одновременно об этом уведомляются органы транспортной милиции и органы прокуратуры.
12. Если груз сдается капитаном (шкипером) получателю или принимается от отправителя в пунктах, где нет представителей порта (пристани) Минречфлота, то акт составляется капитаном (шкипером) и получателем (отправителем). В этих случаях акты, составленные капитанами (шкиперами) судов, направляются для учета, проверки и последующей выдачи получателю (отправителю) начальнику того порта (пристани), к которому приписан данный пункт.
13. Коммерческие акты выдаются:
а) немедленно по оформлении передаточных ведомостей - по грузам прямого водного и прямого смешанного железнодорожно-водного сообщения;
б) не позднее трех дней по предъявлении требования порту (пристани) о выдаче акта - в остальных случаях.
Требования о выдаче актов от имени организаций и предприятий могут предъявляться лицами, имеющими доверенность получателей или отправителей в течение шестимесячного срока со дня выдачи груза для предъявления претензий и исков.
14. В случаях вскрытия тары для определения действительной причины несохранности груза и правильного отражения ее в акте необходимо проверить количество и соответствие груза, указанного в счете (фактуре) отправителя, плотность и правильность укладки товара и состояние внутренней упаковки. В случае указания в счете (фактуре) массы нетто проверяется эта масса.
15. При полной утрате груза денежная оценка не производится.
Если утрата или повреждение груза обнаружены в порту (пристани) отправителя или на судне, то определяется лишь количество утраченного или поврежденного груза, а также степень повреждения, но без денежной оценки таковых. Денежная оценка всегда производится в порту или на пристани назначения только по счетам или путем экспертизы.
16. Экспертиза производится в порту или на пристани назначения в целях:
а) установления правильного наименования груза;
б) установления размеров и степени его повреждения;
в) производства денежной оценки установленного повреждения;
г) определения причин, вызвавших утрату или порчу груза.
Эксперт обязан указать в заключение, может ли поврежденный груз быть исправлен и какова стоимость исправления повреждения или на сколько процентов снизилась стоимость груза вследствие порчи. Кроме того, указываются причины, от которых могло произойти повреждение, в частности, не является ли оно следствием несоответствия или недостаточности упаковки груза или повреждение произошло от свойства самого груза.
17. Право назначения эксперта предоставляется начальнику порта (пристани), составляющему коммерческий акт.
При получении груза получатель может потребовать назначения экспертизы. Экспертиза, произведенная грузополучателем без участия представителя начальника порта (пристани), не может служить основанием для удовлетворения претензии.
Расходы по экспертизе указываются в акте экспертизы и относятся за счет пароходства или получателя, когда эксперт вызывался по требованию; эти расходы возмещаются пароходством, если претензия за причиненные получателю убытки признается подлежащей удовлетворению.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.