Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 20 октября 2010 г. N 72-Г10-13
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Пирожкова В.Н.,
судей Еременко Т.И. и Ксенофонтовой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Губернатора Забайкальского края на решение Забайкальского краевого суда от 19 августа 2010 года, которым признан недействующим абзац 2 пункта 4 части 1 статьи 5.1 Закона Забайкальского края от 17 февраля 2009 года N 129-ЗЗК "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Забайкальском крае" в той части, в которой им фактически исключается предоставление педагогическим работникам права на бесплатное отопление с использованием электрических котлов.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Здесь и далее по тексту дату названного Закона следует читать как "от 11 февраля 2009 г."
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Ксенофонтовой О.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей, что решение суда отмене не подлежит, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Законодательным Собранием Забайкальского края принят Закон Забайкальского края от 17 февраля 2009 года N 129-ЗЗК "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Забайкальском крае".
Закон опубликован 25 февраля 2009 года в газете "Забайкальский рабочий" N 35.
Статьей 5.1 названного Закона установлены меры социальной поддержки, предоставляемые педагогическим работникам.
Согласно части 1 статьи 5.1 им предоставляются следующие меры социальной поддержки:
1) по оплате жилой площади исходя из размера жилой площади и платы за жилое помещение, установленной в соответствии с действующим законодательством;
2) по оплате централизованного отопления исходя из размера жилой площади и тарифа на тепловую энергию, установленного в соответствии с действующим законодательством;
3) по оплате твердого топлива при наличии печного отопления (в том числе приобретения и доставки твердого топлива) для отопления жилых площадей в течение отопительного сезона исходя из размера жилой площади, норматива потребления топлива на 1 квадратный метр и стоимости твердого топлива, установленных в соответствии с действующим законодательством;
4) по оплате освещения исходя из размера жилой площади, удельной мощности приборов освещения на 1 квадратный метр в год, количества часов использования приборов освещения в год, коэффициента одновременного включения приборов освещения в год, а также количества членов семьи педагогического работника, проживающих совместно с ним, поправочного коэффициента, характеризующего зависимость величины расхода электрической энергии от количества членов семьи педагогического работника, проживающих совместно с ним, и тарифа на электрическую энергию, установленного в соответствии с действующим законодательством.
Абзацем 2 пункта 4 части 1 статьи 5.1 Закона предусмотрено, что расходы по оплате электрической энергии на цели, не связанные с освещением жилых площадей, оплачиваются педагогическими работниками за счет собственных средств.
Заместитель прокурора Забайкальского края обратился в Забайкальский краевой суд с заявлением о признании недействующим абзаца 2 пункта 4 части 1 статьи 5.1 Закона Забайкальского края от 17 февраля 2009 года N 129-ЗЗК "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Забайкальском крае" в той части, в которой он исключает возможность предоставления педагогическим работникам социальной поддержки по оплате отопления с использованием электрических котлов.
Прокурор полагал, что исключение возможности предоставления такой социальной поддержки приведет к нарушению предусмотренных федеральным законодательством прав педагогических работников на бесплатную жилую площадь с отоплением без ограничения его видов - центрального, печного, либо иного автономного, включая электрокотловое.
Представитель Законодательного Собрания Забайкальского края с доводами прокурора согласилась.
Представители Губернатора Забайкальского края против удовлетворения заявления прокурора возражали.
Решением Забайкальского краевого суда от 19 августа 2010 года заявление заместителя прокурора Забайкальского края удовлетворено.
В кассационной жалобе Губернатора Забайкальского края ставится вопрос об отмене указанного решения суда как постановленного с нарушением норм материального права и вынесении нового решения об отказе в удовлетворении заявления заместителя прокурора Забайкальского края.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ не усматривает оснований к отмене решения суда.
Меры социальной поддержки работников образовательных учреждений установлены федеральным законодательством.
В соответствии с абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона РФ от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).
Размер, условия и порядок возмещения расходов на представление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.
Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный Закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (преамбула, статья 153) установлена необходимость сохранения ранее достигнутого уровня социальной защиты при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации.
Из изложенного следует, что субъекты Российской Федерации при реализации своих полномочий по определению размера, условий и порядка возмещения расходов на предоставление педагогическим работникам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг не вправе снижать определенный федеральным законодательством уровень их социальной поддержки.
Федеральный законодатель (абзац 3 пункта 5 статьи 55 Закона РФ "Об образовании"), установив право педагогических работников образовательных учреждений на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), не предусмотрел каких-либо ограничений по видам и источникам отопления.
Между тем, Законом Забайкальского края "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Забайкальском крае", которым установлены меры социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, поселках городского типа (рабочих поселках), названной категории граждан предоставлены меры социальной поддержки по оплате централизованного отопления и по оплате твердого топлива при наличии печного отопления (пункты 2, 3 части 1 статьи 5.1 Закона).
При этом абзац 2 пункта 4 части 1 статьи 5.1 Закона не допускает компенсации педагогическим работникам расходов по оплате электрической энергии на цели, не связанные с освещением жилых площадей, и тем самым исключает предоставление педагогическим работникам, пользующимся в целях отопления жилых помещений электрическими котлами, предусмотренной федеральным законодательством льготы на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением.
При таких данных суд пришел к правильному выводу о том, что оспариваемая прокурором норма абзаца 2 пункта 4 части 1 статьи 5.1 Закона Забайкальского края от 17 февраля 2009 года N 129-ЗЗК "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Забайкальском крае" противоречит приведенным выше положениям федерального законодательства, а потому должна быть признана недействующей в части, исключающей предоставление педагогическим работникам права на бесплатное отопление жилой площади с использованием электрических котлов.
Разрешая заявление прокурора, суд обоснованно не согласился с доводами представителя Губернатора Забайкальского края о бюджетных трудностях Забайкальского края, о сложностях в разработке механизма расчета объема и стоимости бесплатного электрокотлового отопления, поскольку они не имеют правового значения для разрешения заявления прокурора.
Находя решение суда законным и обоснованным, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не усматривает оснований к его отмене по доводам кассационной жалобы Губернатора Забайкальского края.
Довод кассационной жалобы о том, что отопление посредством электроснабжения действующим законодательством не предусмотрено, не может быть принят во внимание с учетом того, что педагогические работники, работающие и проживающие в сельской местности, имеют право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением без каких-либо изъятий, о чем говорилось выше.
Другие доводы кассационной жалобы аналогичны тем, которые приводились представителями Губернатора Забайкальского края в качестве возражений на заявление прокурора и получили в решении суда оценку, являющуюся, в точки зрения Судебной коллегии, правильной, поэтому не могут явиться основаниями к отмене решения.
Руководствуясь статьями 360, 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Забайкальского краевого суда от 19 августа 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу Губернатора Забайкальского края - без удовлетворения.
Председательствующий: |
Пирожков В.Н. |
Судьи |
Еременко Т.И. |
|
Ксенофонтова О.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 20 октября 2010 г. N 72-Г10-13
Текст определения официально опубликован не был