Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 27 октября 2010 г. N 74-Г10-15
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Пирожкова В.Н.,
судей Борисовой Л.В. и Ерёменко Т.И.,
при секретаре Аверине А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Рудых Е.Г. о признании недействующим постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 10 декабря 2008 г. N 541 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов" по кассационной жалобе Рудых Е.Г. на решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 3 сентября 2010 г., которым отказано в удовлетворении заявления.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Борисовой Л.В., объяснения представителя Рудых Е.Г. - Дугласа В.Б., поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения представителей Правительства Республики Саха (Якутия) - Кузьмина А.А., Министерства имущественных отношений Республики Саха (Якутия) - Урбана A.M., Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Саха (Якутия) - Поповой А.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
10 декабря 2008 г. Правительством Республики Саха (Якутия) принято постановление N 541 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов", опубликованное в печатном издании "Якутские ведомости", N 70, 20 декабря 2008 г., и вступившее в силу с 1 января 2009 г.
Приложением N 1 к названному постановлению утверждены средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель в разрезе кадастровых кварталов населённых пунктов республики. Так, в строке 124 приложения по разделу "г. Якутск", по кадастровому кварталу 14:36:102051 (3 столб. - земельные участки, предназначенные для размещения гаражей и автостоянок) указана стоимость 2476,73 руб. за кв. м.
Приложением N 3.35 утверждена кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населённого пункта - города Якутска. Согласно строке N 3693 данного приложения кадастровая стоимость земельного участка, арендуемого индивидуальным предпринимателем Рудых Е.Г., составила 127789361,08 руб.
Рудых Е.Г. обратилась в суд с указанным выше заявлением по тем основаниям, что установленный федеральным законодательством порядок проведения государственной кадастровой оценки земель нарушен. На момент принятия постановления не имелось положительного заключения Роснедвижимости. Кадастровая стоимость земельного участка завышена, равно как и удельные показатели кадастровой стоимости земель в разрезе кадастровых кварталов населённых пунктов, установлена произвольно и экономически необоснованна.
Верховным Судом Республики Саха (Якутия) постановлено приведённое выше решение, об отмене которого и принятии нового решения об удовлетворении заявленных требований просит в кассационной жалобе заявитель, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда.
В соответствии со ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. Кадастровая стоимость земельного участка может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно ч. 2 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 г. N 316 (с последующими изменениями) утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (п. 4). Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (пункт 5). Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (п. 10). Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (п. 11).
Приказом Минэкономразвития РФ от 15 февраля 2007 г. N 39 утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населённых пунктов (далее - Методические указания), а приказом от 28 июня 2007 г. N 215 - Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель" (далее - Административный регламент).
Согласно п. 4 Административного регламента исполнение государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель включает следующие административные процедуры:
подготовку документов, регламентирующих проведение государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации;
формирование перечня подлежащих государственной кадастровой оценке земельных участков в субъекте Российской Федерации;
выбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации;
контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации;
проверку результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации и представление результатов государственной кадастровой оценки земель органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение;
утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Пунктами 9.4, 9.8, 9.9 Административного регламента определено, что после получения от Управления Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации отчёта Роснедвижимость производит его проверку на соответствие методическим указаниям и принимает решение, которое оформляется актом проверки. В случае принятия решения о соответствии отчёта методическим указаниям Роснедвижимость в срок не более трёх рабочих дней с даты составления акта проверки направляет согласованные сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель) в Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации вместе с актом проверки. После получения указанных сведений и акта проверки Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации) на утверждение в виде проекта акта названного органа исполнительной власти. Руководитель Управления Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации обеспечивает соответствие предоставленных на утверждение органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации результатов государственной кадастровой оценки земель результатам государственной кадастровой оценки земель, согласованным с Роснедвижимостью. После чего происходит утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Из приведённых положений действующего законодательства следует, что Роснедвижимость является единственным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, компетентным осуществлять проверку правильности проведения работ по государственной кадастровой оценке земель, в том числе и соблюдения исполнителем работ по определению кадастровой стоимости земель Методических указаний. Процедура государственной кадастровой оценки земель предполагает, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждает те результаты государственной кадастровой оценки земель, в отношении которых Роснедвижимостью была проведена соответствующая проверка и принято решение о соответствии проведённых работ Методическим указаниям.
Судом установлено, что работы по определению кадастровой стоимости земель населённых пунктов на территории Республики Саха (Якутия) проводились филиалом ФГУП "Ростехинвентаризация БТИ по Республике Саха (Якутия)". По результатам проведённых работ составлен отчёт, который был представлен в Роснедвижимость и прошёл проверку на соответствие Методическим указаниям.
Актом Роснедвижимости (в настоящее время - Росреестр) от 11 декабря 2009 г. N 9 отчёт по определению кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населённых пунктов Республики Саха (Якутия) был признан соответствующим Методическим указаниям. Замечания отсутствуют.
Также установлено, что на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта не выявлено ошибок, влияющих на результаты проведённой кадастровой оценки. Замечания имелись к оформлению материалов.
Результаты государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов утверждены принятым и опубликованным постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 10 декабря 2008 г. N 541.
При таких обстоятельствах правомерным является вывод в решении суда об отсутствии правовых оснований для признания оспариваемого акта противоречащим федеральному законодательству и недействующим.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушений норм материального и процессуального права, предусмотренных законом в качестве основания для отмены решения.
Доводы кассационной жалобы Рудых Е.Г. являлись предметом проверки суда первой инстанции и обоснованно по мотивам, приведённым в решении, были отвергнуты. Оснований не согласиться с правовой оценкой суда Судебная коллегия не имеет.
Руководствуясь ст. 360, п. 1 ст. 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 3 сентября 2010 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Рудых Е.Г. - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.Н. Пирожков |
Судьи |
Л.В. Борисова |
|
Т.И. Ерёменко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 27 октября 2010 г. N 74-Г10-15
Текст определения официально опубликован не был