Решение Верховного Суда РФ от 27 октября 2010 г. N ГКПИ10-1104
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкою Н.С.,
при секретаре Александрове В.О.,
с участием прокурора Степановой Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Святенюка Д.Н. о признании частично недействующими пункта 9 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1995 г. N 713, и пункта 10 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденного приказом Федеральной миграционной службы от 20 сентября 2007 г. N 208, установил:
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату постановления Правительства РФ N 713 следует читать как "от 17 июля 1995 г."
согласно пункту 9 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (далее - Правила) граждане, прибывшие для временного проживания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, на срок свыше 90 дней, обязаны по истечении указанного срока обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию, и представить: документ, удостоверяющий личность; заявление установленной формы о регистрации по месту пребывания; документ, являющийся основанием для временного проживания гражданина в указанном жилом помещении (договоры найма (поднайма), социального найма жилого помещения или заявление лица, предоставляющего гражданину жилое помещение).
В случае отсутствия жилищно-эксплуатационных организаций при заселении жилых помещений, принадлежащих на праве собственности гражданам или юридическим лицам, указанные документы представляются этим гражданам или представителю юридического лица, на которого возложены обязанности по контролю за использованием жилых помещений.
Пункт 10 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (далее - Административный регламент) предусматривает, что гражданин, прибывший для временного проживания в жилое помещение, не являющееся его местом жительства, на срок свыше 90 дней, по истечении указанного срока обращается с заявлением о регистрации по месту пребывания по установленной Регламентом форме к должностным лицам, ответственным за регистрацию, а при их отсутствии - к собственнику жилого помещения.
Гражданин Святенюк Д.Н. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании частично недействующими пункта 9 Правил и пункта 10 Административного регламента, ссылаясь на то, что они противоречат Закону Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации". Как указывает заявитель, оспариваемые положения Правил и Административного регламента предписывают гражданам обращаться к должностным лицам, ответственным за регистрацию, в соответствии с перечнем должностных лиц, ответственных за регистрацию. Указанные нормы лишают гражданина возможности обратиться за регистрацией к собственнику жилого помещения или непосредственно в орган регистрационного учета, минуя управляющую организацию.
В суде Святенюк Д.Н. поддержал заявленные требования и пояснил, что оспариваемые положения нормативных правовых актов ограничивают права граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации, что допускается только на основании закона.
Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Федеральной миграционной службе (поручение от 23 сентября 2010 г. N СС-П4-6568).
Представители Правительства Российской Федерации и Федеральной миграционной службы Туйбов В.В., Оганесян А.Л., Рыкова И.В., Шарахова Я.Ю., Министерства юстиции Российской Федерации Бабченко В.Н. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемые положения нормативных правовых актов соответствуют действующему законодательству, изданы в пределах полномочий органов государственной власти и не нарушают права граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства.
Выслушав объяснения заявителя, представителей заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" устанавливает, что правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию, утверждаются Правительством Российской Федерации (статья 3).
Во исполнение требований законодателя Правительство Российской Федерации постановлением от 17 июля 1995 г. N 713 утвердило Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, которые регулируют порядок регистрации и снятия граждан с регистрационного учета.
Данный нормативный правовой акт опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 24 июля 1995 г., N 30, "Российской газете" от 27 июля 1995 г.
Право гражданина Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации не является абсолютным, поскольку в соответствии со статьей 55 (часть 3), Конституции Российской Федерации оно может быть ограничено федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Уведомление гражданином Российской Федерации органов регистрационного учета о месте своего пребывания и жительства в соответствии с установленным законом порядком является не только его правом, но и обязанностью.
Регистрация является способом учета граждан в пределах Российской Федерации, вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом, носит уведомительный характер и отражает факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.
Согласно части первой статьи 6 названного Закона регистрация гражданина по месту жительства производится при предъявлении им должностному лицу, ответственному за регистрацию, паспорта или иного заменяющего его документа, удостоверяющего личность гражданина, и документа, являющегося основанием для вселения гражданина в жилое помещение (ордера, договора, заявления лица, предоставившего гражданину жилое помещение, или иного документа), или его надлежаще заверенной копии.
Перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713.
Установление в пункте 9 Правил требования, в соответствии с которым граждане, прибывшие для временного проживания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, по истечении установленного срока обязаны обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию, соответствует требованиям Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" и не ограничивает право граждан на свободу выбора места пребывания и жительства.
Административный регламент устанавливает порядок предоставления ФМС России государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, определяет административные процедуры ФМС России и ее территориальных органов, а также порядок их взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Данный нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 28 ноября 2007 г., регистрационный номер 10545, опубликован в "Российской газете" от 23 января 2008 г.
Пункт 10 Административного регламента, предусматривающий обязанность гражданина, прибывшего для временного проживания в жилое помещение, не являющееся его местом жительства, обратиться с заявлением о регистрации по месту пребывания к должностным лицам, ответственным за регистрацию, а при их отсутствии - к собственнику жилого помещения, по сути, воспроизводит положения пункта 9 Правил и не противоречит действующему законодательству в сфере регулирования права граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства.
Доводы заявителя о том, что управляющая компания только заверяет представленные ей документы у граждан и не принимает их для передачи в орган регистрационного учета, не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований. В случае несогласия с действиями должностных лиц управляющей организации, заявитель вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В силу части первой статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемые нормативные правовые акты не противоречат федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации решил:
заявление Святенюка Д.Н. о признании частично недействующими пункта 9 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1995 г. N 713, и пункта 10 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденного приказом Федеральной миграционной службы от 20 сентября 2007 г. N 208, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.
Судья Верховного Суда |
Н.С. Романенков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Оспаривались нормы, обязывающие граждан регистрироваться по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства.
Эта обязанность наступает в случае их нахождения в указанных помещениях более 90 дней.
В этом случае они должны обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию, и представить определенный перечень документов. В их числе - документ, являющийся основанием для временного проживания в данном помещении (договоры найма (поднайма), соцнайма или заявление лица, предоставляющего гражданину жилье).
По мнению заявителя, эти положения незаконно лишают гражданина возможности обратиться за регистрацией к собственнику помещения или непосредственно в орган регистрационного учета, минуя управляющую организацию.
ВС РФ счел положения законными и указал следующее.
Исходя из законодательства, уведомление гражданином органов регистрационного учета о месте своего пребывания и жительства - не только право, но и обязанность.
Закрепление в оспариваемых нормах указанной обязанности соответствует требованиям Закона о праве граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства. В нем установлено, что регистрация гражданина по месту жительства производится при предъявлении им должностному лицу, ответственному за регистрацию, определенных документов.
Доводы о том, что управляющая компания только заверяет представленные ей документы у граждан и не принимает их для передачи в орган регистрационного учета, не могут служить основанием для удовлетворения требования. В случае несогласия с действиями должностных лиц названной организации заявитель вправе обратиться в суд.
Решение Верховного Суда РФ от 27 октября 2010 г. N ГКПИ10-1104
Текст решения официально опубликован не был