Решение Верховного Суда РФ от 25 ноября 2010 г. N ГКПИ10-1296
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Зайцева В.Ю.
при секретаре Степанищеве А.В.
с участием прокурора Кротова В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Гришкина М.А. о признании частично недействующим приложения N 2 к приказу Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 июля 2010 г. N 343 "О порядке взимания и возврата платы за предоставление сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, и размерах такой платы", установил:
приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 июля 2010 г. N 343, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 27 сентября 2010 г., регистрационный N 18555, утверждены порядок взимания и возврата платы за предоставление сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, содержащийся в приложении N 1, и размеры платы за предоставление сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, приведенные в приложении N 2 (далее - Приложение N 2).
Приложение N 2 представляет собой таблицу, в которой в зависимости от формы представления (в виде бумажного или электронного документа), от плательщика (органы государственной власти, органы местного самоуправления; физические лица; юридические лица), а также от вида запрашиваемого документа предусмотрены размеры платы за предоставление сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, в виде твердых денежных сумм.
При запросе физическими лицами указанных ниже документов установлены следующие размеры платы за предоставление сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости: копии межевого плана, технического плана в виде бумажного документа - 800 руб. (в виде электронного документа - 250 руб.); прочих документов, на основании которых сведения об объекте недвижимости внесены в государственный кадастр недвижимости, на бумажном носителе - 200 руб. за каждый экземпляр (в электронной форме - 50 руб.); кадастровой выписки об объекте недвижимости в виде бумажного документа - 400 руб. (в электронном виде - 150 руб.); кадастрового паспорта объекта недвижимости в виде бумажного документа -200 руб. (в виде электронного документа - 150 руб.); кадастрового плана территории в виде бумажного документа - 800 руб. (в электронном виде -150 руб.).
Гришкин М.А. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением, в котором просит признать Приложение N 2 недействующим в части, устанавливающей размеры платы за предоставление сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, для физических лиц.
В заявлении указано, что нормативный правовой акт Министерства экономического развития Российской Федерации в оспариваемой части устанавливает чрезмерный размер платы за предоставление сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, противоречит социальным гарантиям, предусмотренным положениями Конституции Российской Федерации, статьей 11 Федерального закона от 30 июня 2006 г. N 93-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества" и части 3 статьи 47 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", лишает заявителя права провести весь комплекс кадастровых работ и оформить права на земельные участки по регулируемым государством ценам (тарифам).
В судебном заседании Гришкин М.А. поддержал заявление в полном объеме и просил о его удовлетворении.
Представители Министерства экономического развития Российской Федерации Стариков А.В., Коростелев С.В., представитель Министерства юстиции Российской Федерации Костецкая М.В. требование заявителя не признали и просили отказать в его удовлетворении за необоснованностью, ссылаясь на то, что Приложение N 2 в оспариваемой части соответствует действующему законодательству Российской Федерации и прав заявителя не нарушает.
Заслушав объяснения заявителя, представителей заинтересованных лиц и изучив материалы дела, выслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Кротова В.А., просившего отказать заявителю в удовлетворении его требования, суд находит заявление Гришкина М.А. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон) в части 2 статьи 1 определил, что государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.
Согласно статье 14 Федерального закона общедоступные сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, предоставляются органом кадастрового учета по запросам любых лиц, в том числе посредством почтового отправления, использования сетей связи общего пользования или иных технических средств связи, посредством обеспечения доступа к информационному ресурсу, содержащему сведения государственного кадастра недвижимости (часть 1). Орган кадастрового учета имеет право по запросу любого лица предоставлять полученную на основе общедоступных кадастровых сведений обобщенную информацию, в том числе аналитическую информацию. Такая информация может размещаться в сети "Интернет" на официальном сайте органа кадастрового учета и официальном сайте органа нормативно-правового регулирования в сфере отношений, возникающих в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности (далее - кадастровые отношения). Состав, виды такой информации, сроки ее предоставления, порядок ее размещения в сети "Интернет" на указанных официальных сайтах устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений (часть 6).
В силу части 11 названной статьи за предоставление сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, предоставление информации, указанной в части 6 данной статьи, взимается плата. Размеры такой платы, порядок ее взимания и возврата устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. Внесенная плата подлежит возврату только в случае ее внесения в большем размере, чем предусмотрено этой частью, при этом возврату подлежат средства в размере, превышающем размер установленной платы.
Исходя из Положения о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, данное Министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета и кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки.
Из приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 июля 2010 г. N 343 видно, что он принят в соответствии со статьей 14 Федерального закона.
Таким образом, нормативный правовой акт, регулирующий порядок взимания и возврата платы за предоставление сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, и размеры такой платы, принят надлежащим федеральным органом исполнительной власти в пределах предоставленных ему полномочий.
Установление размеров платы в виде приведенных выше твердых денежных сумм каким-либо положениям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, не противоречит.
Довод заявителя о несоответствии Приложения N 2 в оспариваемой части статье 11 Федерального закона от 30 июня 2006 г. N 93-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества" и части 3 статьи 47 Федерального закона ошибочен, поскольку данные нормы законов посвящены не плате за предоставление сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, взимание которой предусмотрено частью 11 статьи 14 Федерального закона, а предельным максимальным ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному) работ по проведению территориального землеустройства (кадастровых работ), устанавливаемым субъектами Российской Федерации, то есть имеют иной предмет правового регулирования.
В силу части первой статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Руководствуясь статьями 194-199, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации, решил:
Гришкину М.А. в удовлетворении заявления отказать.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней со дня его принятия судом в окончательной форме.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
В.Ю. Зайцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 25 ноября 2010 г. N ГКПИ10-1296
Текст решения официально опубликован не был