Решение Верховного Суда РФ от 10 декабря 2010 г. N ГКПИ10-1377
Верховный Суд Российской Федерации
в составе судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,
при секретаре Александрове В.О.,
с участием прокурора Степановой Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению муниципального предприятия ЗАТО Железногорск Красноярского края "Городская телефонная сеть" о признании недействующим пункта 17.1 таблицы 3 (Раздел III "Помещения") приложения (обязательное) к нормам пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (НПБ 110-03), утвержденным приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 г. N 315, установил:
пункт 17.1 таблицы 3 (Раздел III "Помещения") приложения (обязательное) к нормам пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (НПБ 110-03), предусматривает, что автозалы АТС, где устанавливается коммутативное оборудование квазиэлектронного и электронного типов совместно с ЭВМ, используемой в качестве управляющего комплекса, устройствами ввода-вывода, помещения электронных коммутационных станций, узлов, центров документальной электрической связи емкостью 10 тыс. и более номеров, каналов или точек подключения подлежат оборудованию автоматическими установками пожаротушения.
Муниципальное предприятие ЗАТО Железногорск Красноярского края "Городская телефонная сеть" обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим пункта 17.1 таблицы 3 (Раздел III "Помещения") приложения (обязательное) к НПБ 110-03.
Как указывает заявитель, оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат Федеральному закону "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", определяющего в части 1 статьи 61 исчерпывающие случаи, в которых здания, сооружения и строения должны быть оснащены автоматическими установками пожаротушения, и возлагают на заявителя не предусмотренные названным Федеральным законом обязанности, нарушая его права в сфере экономической деятельности.
Муниципальное предприятие ЗАТО Железногорск Красноярского края "Городская телефонная сеть" извещено о времени и месте судебного заседания, просило суд рассмотреть дело в отсутствие его представителя.
Представители Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Воронов С.П., Каракулова А.В., Министерства юстиции Российской Федерации Костецкая М.В. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемые положения НПБ 110-03 соответствуют действующему законодательству, изданы компетентным органом государственной власти и не нарушают права и охраняемые законом интересы организации.
Выслушав объяснения представителей заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности согласно Федеральному закону от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности, при этом техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности (статья 20).
Согласно Положению о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациями ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 868, МЧС России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
На момент издания НПБ 110-03 действовало Положение о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациями ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2002 г. N 1011, которое к полномочиям МЧС России относило также нормативно-правовое регулирование по вопросам пожарной безопасности.
В соответствии с нормами Федерального закона "О пожарной безопасности" приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 г. N 315 утверждены нормы пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (НПБ 110-03).
Данный нормативный правовой акт зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 июня 2003 г., регистрационный номер 4836 и опубликован в "Российской газете" от 3 июля 2003 г.
Нормы пожарной безопасности устанавливают основные требования пожарной безопасности, регламентирующие защиту зданий, сооружений, помещений и оборудования на всех этапах их создания и эксплуатации автоматическими установками пожаротушения (АУПТ) и автоматическими установками пожарной сигнализации (АУПС).
Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", определяя основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливая общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), предусматривает, что со дня вступления в силу данного Федерального закона до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к объектам защиты (продукции), процессам производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации (вывода из эксплуатации), установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, не противоречащей требованиям указанного Федерального закона (статья 151). Таким образом, положения НПБ 110-03 подлежат применению юридическими лицами и физическими лицами на основании части 1 статьи 151 Федерального закона.
Случаи, в которых здания, сооружения и строения должны быть оснащены автоматическими установками пожаротушения определены в части 1 статьи 61 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", а именно: когда ликвидация пожара первичными средствами пожаротушения невозможна, а также когда обслуживающий персонал находится в защищаемых зданиях, сооружениях и строениях некруглосуточно.
Пункт 17.1 таблицы 3 (Раздел III "Помещения") приложения (обязательное) к НПБ 110-03 носит технический характер и устанавливает объект защиты, в котором должны устанавливаться автоматические установки пожаротушения. Данная норма не содержит каких-либо положений, регламентирующих деятельность заявителя в сфере экономической деятельности, поэтому доводы заявителя о нарушении его прав и свобод в сфере экономической деятельности являются несостоятельными. Согласно пункту 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
В силу части первой статьи 253 ГПК РФ, суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
На основании изложенного руководствуясь ст.ст. 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации решил:
заявление муниципального предприятия ЗАТО Железногорск Красноярского края "Городская телефонная сеть" о признании недействующим пункта 17.1 таблицы 3 (Раздел III "Помещения") приложения (обязательное) к нормам пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (НПБ 110-03), утвержденным приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 г. N 315, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.
Судья Верховного Суда РФ |
Н.С. Романенков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 10 декабря 2010 г. N ГКПИ10-1377
Текст решения официально опубликован не был