Решение Верховного Суда РФ от 27 декабря 2010 г. N ГКПИ10-1413
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 1 марта 2011 г. N КАС11-50 настоящее решение оставлено без изменения
Верховный Суд Российской Федерации в составе
судьи Верховного Суда Российской Федерации Толчеева Н.К.,
при секретаре Ивашовой О.В.,
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Чеботарёва С.К. о признании частично недействующим подпункта "г" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153, установил:
постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы (по тексту - Правила). Согласно абзацу первому подпункта "г" пункта 5 Правил право на участие в подпрограмме имеют перечисленные в этом подпункте граждане, уволенные с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, вставшие в органах местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) до 1 января 2005 г.
Чеботарёв С.К. оспорил в Верховном Суде Российской Федерации приведенную норму в части ограничения права на участие в указанной подпрограмме сроком постановки на учет - 1 января 2005 г., ссылаясь на то, что является инвалидом III группы по заболеванию, полученному при прохождении службы в органах вневедомственной охраны органов внутренних дел, в мае 2005 г. был уволен со службы, имеет выслугу полных 15 лет. Считает, что введенное ограничение противоречит статье 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в ред. Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ), статьям 49, 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, которые не связывают право на обеспечение жилыми помещениями с датой постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Министерство регионального развития Российской Федерации, представляющее интересы Правительства Российской Федерации в Верховном Суде Российской Федерации при рассмотрении настоящего дела (поручение от 24 ноября 2010 г. N ВВ-П9-7961), в своих возражениях указало на то, что оспариваемое положение основано на нормах федерального закона и не нарушает права заявителя.
Выслушав объяснения Чеботарёва С.К., поддержавшего свои доводы, возражения представителя заинтересованного лица Павловой Е.В., проверив оспариваемое нормативное положение на предмет соответствия федеральному закону и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для признания оспариваемой нормы недействующей.
В соответствии со статьей 115 Конституции Российской Федерации, статьями 13 и 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение, формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 предусмотрено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы" (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 г. N 675) является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом. Этим же постановлением утверждены оспариваемые заявителем Правила. Нормативный правовой акт опубликован в Собрании законодательства РФ, 2006 г., N 13.
Пунктом 5 Правил определены категории граждан Российской Федерации, имеющих право на участие в указанной подпрограмме, к которым в числе других отнесены граждане, уволенные с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, вставшие в органах местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) до 1 января 2005 г. (подпункт "г").
Условие о постановке перечисленных в подпункте "г" пункта 5 Правил категорий граждан на жилищный учет в органах местного самоуправления до 1 января 2005 г. основано на положениях абзаца второго пункта 2 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в ред. Федеральных законов от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, 1 декабря 2008 г. N 225-ФЗ).
Указанная в оспариваемой правовой норме дата (1 января 2005 г.) является днем вступления в силу Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", которым льготы в натуральной форме заменены на денежные компенсации, предоставляемые в соответствии с принципом разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Доводы заявителя о том, что оспариваемое положение, ограничивающее право на участие в подпрограмме сотрудников органов внутренних дел, увольняемых со службы после установленного срока, противоречит федеральному закону, не соответствует действительности. Данное положение основано, как сказано выше, на нормах федерального закона и касается лишь категорий граждан, уволенных с военной службы (службы) до дня вступления в силу Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, которым с 1 января 2005 г. введено новое правовое регулирование обеспечения мерами социальной поддержки.
Категории военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, подлежащих увольнению с военной службы, и приравненных к ним лиц, имеющих право на участие в вышеназванной подпрограмме, перечислены не в оспариваемой правовой норме, а в подпункте "а" пункта 5 Правил. В связи с этим сотрудники органов внутренних дел, увольняемые (уволенные) со службы после 1 января 2005 г., имеют право на участие в подпрограмме, если они соответствуют требованиям, установленным подпунктом "а" пункта 5 Правил.
Нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, по-иному определяющего порядок и условия предоставления указанной жилищной льготы, которому могли бы противоречить оспариваемые заявителем нормативные положения, не имеется.
Следует также учитывать, что Федеральным законом от 8 декабря 2010 г. N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан", вступающим в силу 1 января 2011 г., порядок и условия обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, распространены на граждан, которые до 1 января 2005 г. были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе на граждан, уволенных со службы из органов внутренних дел Российской Федерации.
Ссылки заявителя на статьи 49, 51 Жилищного кодекса Российской Федерации лишены правовых оснований. Данные правовые нормы регулируют отношения, связанные с предоставлением жилых помещений по договору социального найма, и не распространяются на отношения, возникающие при реализации органами государственной власти полномочий, указанных в пункте 2 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации, по использованию бюджетных средств и иных не запрещенных законом денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 194-199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации решил:
в удовлетворении заявления Чеботарёва С.К. о признании частично недействующим подпункта "г" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153, отказать.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда |
Н.К. Толчеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 27 декабря 2010 г. N ГКПИ10-1413
Текст решения официально опубликован не был
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 1 марта 2011 г. N КАС11-50 настоящее решение оставлено без изменения