Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 15 декабря 2010 г. N 9-Г10-57
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Меркулова В.П.,
судей Калининой Л.А. и Ксенофонтовой О.А.,
при секретаре Алешиной П.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области на решение судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 18 октября 2010 года, которым частично удовлетворено заявление Волжского межрегионального природоохранного прокурора: признаны противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения суда в законную силу пункт 1 приказа Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области от 31 марта 2010 года N 221 "Об утверждении Перечня должностных лиц Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор, государственный контроль в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания, иные виды государственного экологического контроля" и приложение к приказу - Перечень должностных лиц Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор, государственный контроль в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания, иные виды государственного экологического контроля в части утверждения перечня должностных лиц, осуществляющих государственный контроль в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания; в признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим пункта 2 указанного приказа в части утверждения перечня должностных лиц, осуществляющих государственный контроль в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания, отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Ксенофонтовой О.А., объяснения представителя Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области Сорокина М.С., поддержавшего доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Волжский межрегиональный природоохранный прокурор обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими пунктов 1 и 2 приказа Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области от 31 марта 2010 года N 221 "Об утверждении перечня должностных лиц Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор, государственный контроль в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания, иные виды государственного экологического контроля" и приложения к приказу в части утверждения перечня должностных лиц, осуществляющих государственный контроль в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания.
По мнению прокурора, в оспариваемой части приказ принят Министерством экологии и природных ресурсов Нижегородской области с превышением полномочий, в нарушение требований статьи 16 Федерального закона от 24 апреля 1995 года N 52-ФЗ "О животном мире" и пункта 8 Положения о государственном контроле в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания, утвержденного постановлением Правительства РФ от 10 ноября 2008 года N 843, предусматривающего, что перечень должностных лиц уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих государственный контроль в указанной области, устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Таким органом в соответствии с Уставом Нижегородской области является Правительство Нижегородской области.
Решением Нижегородского областного суда от 18 октября 2010 года требования Волжского межрегионального природоохранного прокурора удовлетворены частично: противоречащими федеральному законодательству и недействующими признаны пункт 1 приказа и приложение к нему в части утверждения перечня должностных лиц, осуществляющих государственный контроль в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания; в удовлетворении остальной части требований отказано.
В кассационной жалобе Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области ставится вопрос об отмене решения суда как постановленного с нарушением норм материального права и вынесении нового решения об отказе в удовлетворении требований Волжского межрегионального природоохранного прокурора.
В части отказа в удовлетворении заявления прокурора решение суда не обжалуется.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не усматривает оснований к отмене решения.
Приказом Министерства экологии и приемных ресурсов Нижегородской области от 31 марта 2010 года N 221 утвержден перечень должностных лиц Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области, осуществляющих государственный экологический контроль, в том числе государственный контроль в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания (пункт 1 приказа).
Перечень должностных лиц, осуществляющих государственный экологический контроль, является приложением к названному приказу.
Пунктом 2 приказа установлено, что должностные лица Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области, осуществляющие государственный экологический контроль, одновременно являются государственными инспекторами (главный государственный инспектор, заместители главного государственного инспектора, старшие государственные инспектора, государственные инспектора).
Приказ включен в реестр нормативных правовых актов органов исполнительной власти Нижегородской области 9 апреля 2010 года, опубликован в печатном издании "Нижегородская правда" 29 мая 2010 года.
В соответствии с пунктом "д" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 5 статьи 65, статьей 6 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", определяющего правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, пунктом 8 Правил осуществления государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля), утвержденных постановлением Правительства РФ от 27 января 2009 года N 53, перечень должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственный экологический контроль (государственных инспекторов в области охраны окружающей среды субъектов Российской Федерации), определяется в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 3 названного постановления Правительства РФ государственный экологический контроль состоит в том числе из государственного контроля в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания.
Вместе с тем, пунктом 2 статьи 5 Федерального закона "Об охране окружающей среды" предусмотрено, что отношения, возникающие в области охраны и рационального использования природных ресурсов, их сохранения и восстановления, регулируются международными договорами Российской Федерации, земельным, водным, лесным законодательством, законодательством о недрах, животном мире, иным законодательством в области охраны окружающей среды и природопользования.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "пунктом 2 статьи 5" имеется в виду "пункт 5 статьи 2"
Применительно к правоотношениям по государственному контролю в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания Федеральный закон от 24 апреля 1995 года N 52-ФЗ "О животном мире" является специальным законом по отношению к Федеральному закону "Об охране окружающей среды".
Согласно статье 6 Федерального закона "О животном мире" государственный контроль и надзор за соблюдением законодательства в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания на территории субъекта Российской Федерации является полномочием Российской Федерации, переданным органам государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона "О животном мире" порядок государственного контроля в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания устанавливается Правительством Российской Федерации.
В целях реализации своих полномочий Правительством РФ принято постановление от 10 ноября 2008 года N 843, которым утверждено Положение о государственном контроле в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания, устанавливающее в соответствии с Федеральным законом "О животном мире" порядок государственного контроля в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания (пункт 1 Положения).
Пунктом 8 Положения предусмотрено, что перечень должностных лиц уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих государственный контроль, устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 21 Устава Нижегородской области высшим исполнительным органом государственной власти Нижегородской области является Правительство.
Принимая во внимание изложенное, следует признать правильным вывод суда о том, что Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области, осуществляя правовое регулирование по утверждению перечня должностных лиц Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области, осуществляющих государственный контроль в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания, превысило свои полномочия.
Суд обоснованно не согласился с позицией Министерства, полагавшего, что Правительство Нижегородской области вправе было осуществить полномочие по утверждению перечня через сформированный им орган исполнительной власти (Министерство), правильно указав в решении, что федеральное законодательство (Федеральный закон "О животном мире", Положение о государственном контроле в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания, утвержденное постановлением Правительства РФ от 10 ноября 2008 года N 843) предполагает установление перечня должностных лиц уполномоченного органа исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и не предусматривает возможности передачи последним своих полномочий другим органам.
Полагая, что решение суда является законным и обоснованным, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не усматривает оснований к его отмене.
Довод кассационной жалобы о том, что суд не применил закон, подлежащий применению (статья 6, пункт 5 статьи 65 Федерального закона "Об охране окружающей среды"), и применил закон, не подлежащий применению (статья 16 Федерального закона "О животном мире", пункт 8 Положения о государственном контроле в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания, утвержденного постановлением Правительства РФ от 10 ноября 2008 года N 843), не может явиться основанием к отмене решения с учетом правильности позиции суда о применении к спорным правоотношениям норм федерального законодательства, регулирующего правоотношения в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания, как специального законодательства.
По этим же мотивам нельзя согласиться с доводом кассационной жалобы о неправильном толковании судом закона.
Не усматривая оснований к отмене решения суда по доводам кассационной жалобы, руководствуясь статьями 360, 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Нижегородского областного суда от 18 октября 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.П. Меркулов |
Судьи |
Л.А. Калинина |
|
О.А. Ксенофонтова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 15 декабря 2010 г. N 9-Г10-57
Текст определения официально опубликован не был