Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 22 декабря 2010 г. N 78-Г10-33
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего В.Н. Пирожкова,
судей В.Б. Хаменкова и В.И. Анишиной,
при секретаре А.В. Аверине
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе местной администрации муниципального образования муниципальный округ Автово на решение Санкт-Петербургского городского суда от 20 октября 2010 года, которым ей отказано в удовлетворении заявления о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим пункта 11 статьи 5 Закона Санкт-Петербурга от 21 ноября 2007 года N 536-109 "О наделении органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге отдельными государственными полномочиями Санкт-Петербурга по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству, назначению и выплате денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой или попечительством, и денежных средств на содержание детей, переданных на воспитание в приемные семьи, в Санкт-Петербурге".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., объяснения представителя заявителя Рулева И.В., поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения против жалобы представителя губернатора Санкт-Петербурга Макорты Г.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменений, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Законодательным Собранием Санкт-Петербурга 31 октября 2007 года принят и Губернатором города 21 ноября 2007 года подписан Закон Санкт-Петербурга N 536-109 "О наделении органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге отдельными государственными полномочиями Санкт-Петербурга по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству, назначению и выплате денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой или попечительством, и денежных средств на содержание детей, переданных на воспитание в приемные семьи, в Санкт-Петербурге".
Закон официально опубликован в изданиях "Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга", N 38 от 3 декабря 2007 года, "Санкт-Петербургские ведомости", N 229 от 5 декабря 2007 года.
Статьей 5 названного Закона определены полномочия Правительства Санкт-Петербурга при осуществлении органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий.
Пунктом 11 статьи 5 Закона установлено, что Правительство Санкт-Петербурга участвует в деятельности конкурсной комиссии органа местного самоуправления при проведении конкурса на замещение вакантных должностей должностных лиц и муниципальных служащих, к должностным обязанностям которых отнесено выполнение отдельных государственных полномочий (определяет представителя в качестве члена конкурсной комиссии).
Местная администрация муниципального образования муниципальный округ Автово обратилась в суд с заявлением о признании пункта 11 статьи 5 данного Закона Санкт-Петербурга недействующим, ссылаясь на его противоречие требованиям Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" и нарушение права муниципального образования на самостоятельное, без вмешательства органов государственной власти, формирование органов местного самоуправления.
Решением Санкт-Петербургского городского суда от 20 октября 2010 года в удовлетворении заявления местной администрации муниципального образования муниципальный округ Автово отказано.
В кассационной жалобе заявитель ставит вопрос об отмене судебного решения, считая его незаконным и необоснованным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований к отмене судебного решения.
Согласно статье 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным указанным Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления (часть 1 статьи 19 Федерального закона).
В силу части 2 статьи 19 названного Федерального закона наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации, которые в соответствии с частью 6 статьи 19 Федерального закона должны содержать, в частности, перечень прав и обязанностей органов местного самоуправления, прав и обязанностей органов государственной власти при осуществлении соответствующих полномочий, а также порядок осуществления органами государственной власти контроля за осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления.
Рассматривая настоящее дело, суд, проанализировав положения действующего федерального и регионального законодательства, не нашел законных оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку установил, что оспариваемые заявителем положения Закона Санкт-Петербурга от 21 ноября 2007 года N 536-109 приняты по вопросам, отнесенным к ведению органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и в пределах предоставленных им полномочий.
Судом проверялись утверждения местной администрации муниципального образования муниципальный округ Автово о нарушении оспариваемыми положениями статьи 5 Закона Санкт-Петербурга от 21 ноября 2007 года N 536-109 права органа местного самоуправления на самостоятельное осуществление полномочий на его формирование без постороннего вмешательства.
Отвергая подобные утверждения заявителя, суд обоснованно исходил из того, что названным Законом от 21 ноября 2007 года N 536-109 урегулированы вопросы наделения органов местного самоуправления и осуществления ими отдельных государственных полномочий, а не вопросов местного значения, в реализации которых органы местного самоуправления самостоятельны.
Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ предоставляет органам государственной власти субъектов Российской Федерации право осуществлять правовое регулирование деятельности органов местного самоуправления при осуществлении ими отдельных государственных полномочий.
В силу статьи 6 указанного Федерального закона такое правовое регулирование состоит в определении прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, которыми органы местного самоуправления наделены законами субъектов Российской Федерации.
Названное полномочие и было реализовано законодателем Санкт-Петербурга при принятии оспариваемого Закона.
Кроме того, само по себе участие представителя Правительства Санкт-Петербурга в деятельности конкурсной комиссии обстоятельством, ограничивающим права местного самоуправления, признано быть не может, поскольку такое участие предусмотрено лишь при проведении конкурса на замещение вакантных должностей должностных лиц и муниципальных служащих, к должностным обязанностям которых отнесено выполнение отдельных государственных полномочий, а не вопросов местного значения.
Более того, об отсутствии такого вмешательства свидетельствует и содержание статьи 6 оспариваемого Закона, относящей к ведению органов местного самоуправления полномочия по назначению на должность и освобождению от должности должностных лиц и муниципальных служащих, к должностным обязанностям которых отнесено выполнение отдельных государственных полномочий, а также по проведению конкурса на замещение вакантных должностей соответствующих должностных лиц и муниципальных служащих.
При таких обстоятельствах, не могут быть признаны состоятельными доводы заявителя о противоречии оспариваемых норм положениям статьи 34 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, допускающих участие органов государственной власти в формировании органов местного самоуправления только в формах и порядке, предусмотренным данным Федеральным законом.
Доводы кассационной жалобы отмену постановленного судом решения повлечь не могут, так как основаны на ошибочном толковании заявителем положений федерального и регионального законодательства, регулирующих спорные отношения, и направлены на иную, неверную оценку доказательств, исследованных судом в полном соответствии с правилами процессуального закона.
На основании изложенного Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 360, 361-363, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определила:
решение Санкт-Петербургского городского суда от 20 октября 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу местной администрации муниципального образования муниципальный округ Автово - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.Н. Пирожков |
Судьи |
В.Б. Хаменков |
|
В.И. Анишина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 22 декабря 2010 г. N 78-Г10-33
Текст определения официально опубликован не был