Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 22 декабря 2010 г. N 66-Г10-33
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - Пирожкова В.Н.,
судей - Анишиной В.И. и Хаменкова В.Б.,
при секретаре - Аверине А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Правительства Иркутской области на решение Иркутского областного суда от 12 октября 2010 года, которым удовлетворено заявление Федерального государственного унитарного научно-производственного геологического предприятия "Иркутскгеофизика" (далее - ФГУНПГП "Иркутскгеофизика" о признании недействующими отдельных положений постановления Правительства Иркутской области от 27 ноября 2008 года N 101-пп "О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Иркутской области".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Анишиной В.И., объяснения представителей Федерального государственного унитарного предприятия "Федеральный кадастровый центр "Земля"" Кузьмишко Е.В. и Матисовой М.О., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
27 ноября 2008 года Правительством Иркутской области принято постановление N 101-пп, которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Иркутской области по состоянию на 1 января 2007 года.
Постановление официально опубликовано в издании "Областная", N 137 от 1 декабря 2008 года.
Пунктом 1 указанного постановления утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Иркутской области по кадастровым номерам земельных участков (приложение 1).
ФГУНПГП "Иркутскгеофизика" обратилось в суд с заявлением о признании недействующим данного постановления в части утверждения в приложении N 1 среднего удельного показателя кадастровой стоимости одного квадратного метра принадлежащего заявителю на праве аренды земельного участка с кадастровым номером 38:16:000032:0179 в размере 483,10 рублей.
В обоснование заявленных требований ФГУНПГП "Иркутскгеофизика" ссылалось на противоречие оспариваемых положений пункту 9 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года N 316, поскольку при определении кадастровой стоимости земельный участок 38:16:000032:0179 отнесен к 7 виду разрешенного использования, в то время как по данным государственного земельного кадастрового учета назначение данного земельного участка - для производственной базы предприятия, что соответствует 9 виду разрешенного использования.
Решением Иркутского областного суда от 12 октября 2010 года заявление ФГУНПГП "Иркутскгеофизика" удовлетворено, постановление Правительства Иркутской области от 27 ноября 2008 года N 101-пп "О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Иркутской области" в части утверждения в приложении N 1 показателя кадастровой стоимости одного квадратного метра земельного участка с кадастровым номером 38:16:000032:0179 в размере 483,10 рублей признано недействующим с момента вступления решения в законную силу.
Правительство Иркутской области в кассационной жалобе просит решение отменить как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, приходит к следующему.
Согласно пунктам "в" и "к" части 1 статьи 72, частей 2 и 5 статьи 76 Конституции РФ вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Принимаемые по ним законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральному законодательству.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, согласно которым организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами, а органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункты 1, 10 Правил).
Последовательность и сроки осуществления действий (административных процедур) Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость) и территориальных органов Роснедвижимости - Управлений Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации, порядок взаимодействия между Роснедвижимостью и Управлениями Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации, а также порядок их взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при исполнении государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель определяет Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденный приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28 июня 2007 года N 215 (далее - Регламент).
В силу положений Регламента (пункты 9.6-9.12) Роснедвижимость осуществляет проверку отчета исполнителя работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации на предмет соответствия Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли от 15 февраля 2007 года N 39.
По результатам проведенной проверки Роснедвижимость принимает одно из следующих решений, которое оформляется актом проверки:
о соответствии отчета методическим указаниям;
о выявлении нарушений методических указаний при выполнении работ по определению кадастровой стоимости земельных участков.
В случае принятия решения о соответствии отчета Методическим указаниям Роснедвижимость в срок не более трех рабочих дней с даты составления акта проверки направляет согласованные сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель) в Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации вместе с актом проверки.
После получения указанных сведений и акта проверки Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации) на утверждение.
Таким образом, из приведенных положений действующего законодательства следует, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждает те результаты государственной кадастровой оценки земель, в отношении которых Роснедвижимостью была проведена соответствующая проверка и в отношении которых принято решение о соответствии Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов.
Указом Президента РФ от 25 декабря 2008 года N 1847 Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости упразднено, его функции возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), созданную в результате переименования Федеральной регистрационной службы и возложения на нее функций по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела суд установил, что работы по определению кадастровой стоимости земель населенных пунктов на территории Иркутской области проводились ФГУП "Госземкадастрсъемка" - ВИСХАГИ ВСФ, по результатам которых составлен отчет, который на момент принятия оспариваемого постановления положительного заключения Роснедвижимости не получил.
Между тем, на момент рассмотрения дела указанный отчет был проверен Роснедвижимостью и признан соответствующим Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, что подтверждается актом проверки N 6 от 10-14 августа 2009 года.
Как следует из оспариваемого постановления, в качестве кадастровой стоимости одного квадратного метра арендуемого заявителем земельного участка 38:16:000032:0179 в разрезе Усольского районного муниципального образования с. Мальта по седьмому виду разрешенного использования, Правительством области утверждена сумма 483,10 рублей за квадратный метр, в то время как в соответствии с выпиской из отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков, прошедшего проверку в Роснедвижимости, данный показатель составил 391,48 рублей за квадратный метр.
Таким образом, судом с достоверностью установлено, что Правительством области без какого-либо экономического и правового обоснования в оспариваемом постановлении утверждены иные, отличные от содержащихся в отчете исполнителя работ по государственной кадастровой оценке земель, значения удельного показателя кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Кроме того, изучив представленные материалы, суд пришел к выводу о том, что спорный земельный участок необоснованно отнесен к 7 виду разрешенного использования.
При таких обстоятельствах, суд пришел к правомерному выводу о нарушении предусмотренной действующим законодательством процедуры государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Иркутской области, поскольку утвержденный Правительством области удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка 38:16:000032:0179 по седьмому виду разрешенного использования установлен произвольно, без соблюдения процедуры проведения государственной кадастровой оценки земли и утверждения ее результатов.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам, содержащимся в кассационной жалобе, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Иркутского областного суда от 12 октября 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу Правительства Иркутской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.Н. Пирожков |
Судьи |
В.И. Анишина |
|
В.Б. Хаменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 22 декабря 2010 г. N 66-Г10-33
Текст определения официально опубликован не был