Конституционный Суд Российской Федерации в составе заместителя Председателя С.П. Маврина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев по требованию гражданина М.С. Пивеня вопрос о возможности принятия его жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. Обвинительное заключение по уголовному делу гражданина М.С. Пивеня, в дальнейшем осужденного по части второй статьи 188 и пункту "г" части третьей статьи 228.1 УК Российской Федерации, было утверждено заместителем прокурора района.
В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации М.С. Пивень утверждает, что надзор за исполнением законов управлением Федеральной службы безопасности по субъекту Российской Федерации, следственным отделом которого расследовалось его уголовное дело, уполномочен осуществлять лишь непосредственно прокурор субъекта Российской Федерации, а не прокурор района, и просит признать противоречащим статьям 2, 18, 49 (часть 1) и 55 Конституции Российской Федерации пункт 1 части первой статьи 221 УПК Российской Федерации, как позволяющий, по мнению заявителя, в силу своей неопределенности утверждать обвинительное заключение не уполномоченному на то прокурору.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Согласно части первой статьи 221 УПК Российской Федерации прокурор рассматривает поступившее от следователя уголовное дело с обвинительным заключением и в течение 10 суток принимает по нему одно из следующих решений: об утверждении обвинительного заключения и о направлении уголовного дела в суд; о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков со своими письменными указаниями; о направлении уголовного дела вышестоящему прокурору для утверждения обвинительного заключения, если оно подсудно вышестоящему суду.
Тем самым уголовно-процессуальный закон полномочия прокурора по утверждению обвинительного заключения связывает с подсудностью уголовного дела. При этом под прокурором понимается Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры, их заместители и иные должностные лица органов прокуратуры, участвующие в уголовном судопроизводстве и наделенные соответствующими полномочиями федеральным законом о прокуратуре (пункт 31 статьи 5 УПК Российской Федерации), в том числе прокуроры районов.
Кроме того, часть первую статьи 221 УПК Российской Федерации следует рассматривать с учетом принципа единства и централизации прокуратуры, установленного Конституцией Российской Федерации (статья 129, часть 1) и Федеральным законом от 17 января 1992 года N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации", в соответствии с которым прокуратура является единой централизованной системой с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим (пункт 1 статьи 4), прокуроры субъектов Российской Федерации руководят деятельностью прокуратур городов и районов, иных приравненных к ним прокуратур на основе законов, действующих на территории Российской Федерации, и нормативных актов Генерального прокурора Российской Федерации, издают приказы, указания, распоряжения, обязательные для исполнения всеми подчиненными работниками (статья 18). Следовательно, в системе действующего правового регулирования независимо от того, прокурором какого уровня в системе прокуратуры осуществлялся надзор за производством предварительного расследования, на нижестоящих прокуроров могут возлагаться обязанности по реализации предусмотренных законом полномочий, в том числе по надзору за исполнением законов органами предварительного расследования, а значит, и по утверждению обвинительного заключения и направлению уголовного дела в суд.
Таким образом, оспариваемая норма права заявителя в указанном им аспекте не нарушает, а потому его жалоба, как не отвечающая критерию допустимости обращений в Конституционный Суд Российской Федерации, не может быть принята Конституционным Судом Российской Федерации к рассмотрению.
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Пивеня Михаила Сергеевича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Заместитель Председателя |
С.П. Маврин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Оспаривалась конституционность нормы, касающейся полномочий прокурора в части утверждения обвинительного заключения и направления уголовного дела в суд.
По мнению заявителя, это положение в силу своей неопределенности позволяет утверждать обвинительное заключение неуполномоченному на то прокурору.
Отклоняя данный довод, КС РФ разъяснил следующее.
Оспариваемое положение устанавливает, что прокурор рассматривает поступившее от следователя уголовное дело с обвинительным заключением и в течение 10 суток принимает по нему решение.
Тем самым уголовно-процессуальный закон связывает полномочия прокурора по утверждению обвинительного заключения с подсудностью уголовного дела. При этом под прокурором подразумевают Генпрокурора РФ и подчиненных ему прокуроров, их заместителей и иных должностных лиц органов прокуратуры, участвующих в уголовном судопроизводстве и наделенных соответствующими полномочиями, в т. ч. прокуроров районов.
Кроме того, оспариваемую норму следует рассматривать с учетом принципа единства и централизации прокуратуры. В соответствии с ним последняя является единой централизованной системой с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим. Прокуроры регионов руководят деятельностью прокуратур городов и районов, иных приравненных к ним прокуратур.
Следовательно, в системе действующего правового регулирования независимо от того, прокурор какого уровня в системе прокуратуры надзирал за производством предварительного расследования, на нижестоящих прокуроров могут возлагаться обязанности по реализации предусмотренных законом полномочий. Это касается, в т. ч., и надзора за исполнением законов органами предварительного расследования, а значит, и утверждения обвинительного заключения.
Определение Конституционного Суда РФ от 25 ноября 2010 г. N 1567-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Пивеня Михаила Сергеевича на нарушение его конституционных прав пунктом 1 части первой статьи 221 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
Текст Определения официально опубликован не был