Заслушав и обсудив доклад начальника Главного управления организационно-правового обеспечения деятельности судов Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации Смертина Л.А. по вопросу о возможности формирования электронных архивов федеральных судов общей юрисдикции (в соответствии с постановлением Президиума Совета судей от 15.04.2010 N 221), Президиум Совета судей Российской Федерации отмечает следующее.
Вопрос хранения судебных документов актуален для судов общей юрисдикции. Во многих судах нет мест для хранения дел и других документов. Практика ведения архивов в судах общей юрисдикции сложилась давно и сохраняется в неизменном состоянии как в судах районного, так и областного звена. Суды испытывают трудности с выделением и обустройством отдельных специализированных помещений для архивов, поэтому и обращение к информации требует довольно много времени и больших затрат человеческого труда.
На сегодняшний день в архивах судов общей юрисдикции находится на хранении более 120 млн. гражданских, уголовных дел и дел об административных правонарушениях. Из них общее количество судебных дел со сроком хранения до 5 лет составляет 59,8 млн. единиц; до 10 лет - 9,7 млн. единиц; свыше 10 лет - 11,2 млн. единиц; постоянного срока хранения - 6,6 млн. единиц.
Архивные помещения федеральных судов общей юрисдикции занимают площадь около 155000 кв. метров, что вдвое меньше нормативов, предусмотренных Сводом правил по проектированию и строительству (СП 31-104-2000*) зданий судов. В то же время затраты на содержание этих площадей значительны.
Создание системы электронных архивов позволит решить следующие актуальные задачи, стоящие перед судами общей юрисдикции в рамках судебной реформы, в том числе с учетом требований Федерального закона от 22.12.2008 N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации": создать электронный архив материалов всех дел, судебных решений, аудио- и видеопротоколов судебных заседаний; обеспечить удобный и оперативный доступ к информации непосредственно с рабочих мест сотрудников суда; предоставить расширенные возможности поиска, в том числе возможность проводить поиск по тексту документов; гарантировать сохранность и неизменность всех электронных документов; контролировать поступление документов в архив и автоматизировать процесс представления отчетности; предоставить доступ к публичной части архива через сеть "Интернет".
Учитывая отсутствие готового решения, необходимость проведения указанных предварительных мероприятий, а также ограниченное финансирование, целесообразно осуществлять поэтапный ввод системы электронного архива в областных и равных им судах.
На первом этапе внедряется участок сканирования судебных документов, который позволяет приступить к формированию информационного ресурса и более эффективно реализовывать положения названного выше Федерального закона, отрабатываются организационно-технические вопросы. Первый этап включает в себя оснащение участками сканирования всех областных и равных им судов до конца 2011 года включительно.
Второй этап оснащения областных и равных им судов электронными архивами с обеспечением санкционированного доступа пользователей к юридически значимым документам - до конца 2015 года.
Оснащение судов составностью 5 и более судей предлагается осуществлять с 2015 до конца 2020 года при решении вопроса о дополнительном финансировании.
Учитывая большой объем и сложность этой задачи, на предварительном этапе целесообразно проведение научно-исследовательской работы (НИР), что позволит более полно учесть особенности судов, найти наиболее эффективные решения, снизить риски при проведении организационно-технических мероприятий.
На основании изложенного Президиум Совет судей Российской Федерации постановляет:
1. Информацию, изложенную в докладе начальника Главного управления организационно-правового обеспечения деятельности судов Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации Смертина Л.А., принять к сведению.
2. Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации обеспечить поэтапное проведение мероприятий по оснащению судов общей юрисдикции, в первую очередь областных и равных им судов, для формирования электронных архивов в рамках развития Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Правосудие".
Председатель Совета |
Ю.И. Сидоренко |
г. Москва
5 августа 2010 г.
N 233
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решено поэтапно вводить в областных и равных им судах систему электронного архива.
На первом этапе (до конца 2011 г.) следует оснастить все указанные суды участками сканирования. Это позволит приступить к формированию соответствующего информресурса. Также на данном этапе отрабатываются организационно-технические вопросы.
На втором этапе (2015-2020 гг.) необходимо оснастить суды электронными архивами с обеспечением санкционированного доступа пользователей к юридически значимым документам.
Суды составностью 5 и более судей предлагается оснащать в 2015-2020 гг. при решении вопроса о допфинансировании.
Постановление Президиума Совета судей РФ от 5 августа 2010 г. N 233 "О возможности формирования электронных архивов федеральных судов общей юрисдикции"
Текст постановления официально опубликован не был