Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 19 мая 2010 г. N 71-Г10-7
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего В.П. Меркулова,
судей Т.И. Еременко и Л.В. Борисовой,
при секретаре Н.В. Федоровой
рассмотрела в отрытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Калининградской области об оспаривании в части пункта 2 статьи 1 Закона Калининградской области от 29 января 2010 года N 414 "О внесении изменений в Закон Калининградской области "О транспортном налоге" по кассационным жалобам Калининградской областной Думы и Правительства Калининградской области на решение Калининградского областного суда от 16 марта 2010 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Т.И. Еременко, объяснения представителей по доверенностям Калининградской областной Думы А.В. Кузнецова, Правительства Калининградской области Е.А. Сухорученко и Губернатора Калининградской области Т.Н. Кузяевой, поддержавшим доводы кассационных жалоб, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Э.С. Засеевой, полагавшей решение суда по существу оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, установила:
Калининградской областной Думой 28 января 2010 года принят и 29 января 2010 года губернатором Калининградской области подписан Закон Калининградской области от 29 января 2010 года N 414 "О внесении изменений в Закон Калининградской области "О транспортном налоге", официально опубликованный в газете "Комсомольская правда" 30 января 2010 года.
Прокурор Калининградской области обратился в суд с заявлением о признании недействующим и не подлежащим применению пункта 2 статьи 1 Закона Калининградской области от 29 января 2010 года N 414 "О внесении изменений в Закон Калининградской области "О транспортном налоге" в части установления налоговых ставок на 2010 год в отношении следующих транспортных средств:
- мотоциклов и мотороллеров с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 20 л.с. (до 14,7 кВт) включительно - 10 рублей;
- мотоциклов и мотороллеров с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) свыше 20 л.с. до 35 л.с. (свыше 14,7 кВт до 25,74 кВт) включительно - 20 рублей;
- автобусов с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 200 л.с. (до 147,1 кВт) включительно - 50 рублей;
- автобусов с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) свыше 200 л.с. (свыше 147,1 кВт) включительно - 100 рублей;
- других самоходных транспортных средств, машин и механизмов на пневматическом и гусеничном ходу (с каждой лошадиной силы) - 25 рублей;
- катеров, моторных лодок и других водных транспортных средств с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно - 50 рублей;
- несамоходных (буксируемых) судов, для которых определяется валовая вместимость (с каждой регистровой тонны валовой вместимости) - 68 рублей.
В обоснование требований прокурор сослался на то, что оспариваемый Закон противоречит положениям п. 4 ст. 5 Налогового кодекса РФ, поскольку налоговые ставки транспортного налога по вышеперечисленным 7 видам транспортных средств превышают налоговые ставки транспортного налога по этим же видам транспортных средств, установленные ранее действовавшим Законом Калининградской области от 11 ноября 2008 года N 290 "О внесении изменений в Закон Калининградской области "О транспортном налоге", а промежуточный Закон области от 30 ноября 2009 года N 397 "О внесении изменений в Закон Калининградской области "О транспортном налоге" не подлежал применению ввиду его незаконности и нарушения порядка его введения в действие.
В судебном заседании прокурор поддержал заявленные суду требования.
Калининградская областная Дума и Правительство Калининградской области просили суд в удовлетворении заявленных прокурором требований отказать.
Решением Калининградского областного суда от 16 марта 2010 года заявленные прокурором требования удовлетворены.
Признан недействующим и не подлежащим применению с момента принятия пункт 2 статьи 1 Закона Калининградской области от 29 января 2010 года N 414 "О внесении изменений в Закон Калининградской области "О транспортном налоге" в части установления налоговых ставок на 2010 год в отношении:
- мотоциклов и мотороллеров с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 20 л.с. (до 14,7 кВт) включительно - 10 рублей;
- мотоциклов и мотороллеров с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) свыше 20 л.с. до 35 л.с. (свыше 14,7 кВт до 25,74 кВт) включительно - 20 рублей;
- автобусов с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 200 л.с. (до 147,1 кВт) включительно - 50 рублей;
- автобусов с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) свыше 200 л.с. (свыше 147,1 кВт) включительно - 100 рублей;
- других самоходных транспортных средств, машин и механизмов на пневматическом и гусеничном ходу (с каждой лошадиной силы) - 25 рублей;
- катеров, моторных лодок и других водных транспортных средств с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно - 50 рублей;
- несамоходных (буксируемых) судов, для которых определяется валовая вместимость (с каждой регистровой тонны валовой вместимости) - 68 рублей.
В кассационных жалобах Калининградская областная Дума и Правительство Калининградской области просят решение суда отменить ввиду неправильного применения судом норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы представления, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации пришла к следующему.
На основании пункта "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам.
В соответствии с п.п. "д" п. 2 ст. 5 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных 9представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" законом субъекта Российской Федерации устанавливаются налоги и сборы, установление которых отнесено федеральным законом к ведению субъекта Российской Федерации, а также порядок их взимания.
Оспариваемым в настоящем деле Законом Калининградской области установлены ставки транспортного налога.
Транспортный налог является региональным налогом (ст. 14 Налогового кодекса РФ) и устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (ст. 356 Налогового кодекса РФ).
Таким образом, федеральный законодатель предоставил право субъекту на определение ставок транспортного налога и суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемый Закон принят в пределах предоставленной субъекту РФ компетенции.
Удовлетворяя заявленные прокурором требования, областной суд исходил из того, что устанавливая ставки транспортного налога, субъект РФ необоснованно без учета требований Налогового кодекса РФ завысил ставки.
Так, налоговые ставки транспортного налога были установлены Законом Калининградской области от 16 ноября 2002 года N 193 "О транспортном налоге".
Далее, Законом Калининградской области от 11 ноября 2008 года N 290 "О внесении изменений в Закон Калининградской области "О транспортном налоге", официально опубликованным в газете "Калининградская правда" 20 ноября 2008 года и вступившим в силу с 1 января 2009 года, были изменены налоговые ставки в отношении транспортных средств.
Федеральный закон от 28 ноября 2009 года N 282-ФЗ "О внесении изменений в главы 22 и 28 Налогового кодекса Российской Федерации" был официально опубликован 30 ноября 2009 года и согласно ст. 2 настоящего Федерального закона вступил в силу с 1 января 2010 года.
Названным Федеральным законом N 282-ФЗ были внесены изменения в ст. 361 Налогового кодекса РФ, согласно которым налоговые ставки, указанные в пункте 1 настоящей статьи, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в десять раз. 30 ноября 2009 года Калининградской областной Думой принят и в этот же день подписан Губернатором области Закон Калининградской области N 397 "О внесении изменений в Закон Калининградской области "О транспортном налоге".
Этим Законом области были реализованы положения Федерального закона от 28 ноября 2009 года N 282-ФЗ, позволяющего увеличивать базовые налоговые ставки транспортного налога до десяти раз, при этом в отношении перечисленных прокурором транспортных средств были установлены следующие налоговые ставки в сторону повышения.
Судом первой инстанции установлено, что данный Закон был введен в действие с нарушением требований ст. 5 Налогового кодекса РФ, согласно которой нормативный правовой акт об увеличении с 1 января 2010 года налоговых ставок подлежал официальному опубликованию в срок не позднее 30 ноября 2009 года (включительно), тогда как данный закон не был официально опубликован в средстве массовой информации в установленные законодательством сроки.
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о том, что порядок вступления в силу Закона Калининградской области от 30 ноября 2009 года N 397, повышающего с 1 января 2010 года налоговые ставки транспортного налога на территории Калининградской области, нарушен, вследствие чего указанный закон области не подлежал применению и фактически не был реализован.
При данных обстоятельствах дела областной суд, проверяя законность оспариваемого прокурором в настоящем деле нормативного правового акта, правильно указал на то, что в оспариваемом Законе предусмотрены более высокие размеры транспортных налоговых ставок в сравнении с требованиями федерального законодательства.
Поскольку Законом Калининградской области от 29 января 2010 года N 414 ухудшено положение плательщиков транспортного налога в отношении 7 названных видов транспортных средств, оспариваемым нормам этого закона неправомерно придана обратная сила.
Доводы кассационной жалобы по существу были предметом рассмотрения суда 1 инстанции и не опровергают выводов суда первой инстанции, поэтому не могут служить основанием к отмене обжалуемого судебного постановления.
Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Калининградского областного суда от 16 марта 2010 года оставить без изменения, а кассационные жалобы Калининградской областной Думы и Правительства Калининградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.П. Меркулов |
Судьи |
Т.И. Еременко |
|
Л.В. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 19 мая 2010 г. N 71-Г10-7
Текст определения официально опубликован не был