Обсудив доклад Председателя Верховного Суда СССР тов. Смирнова Л.Н. о задачах судов, вытекающих из решений декабрьского (1974 г.) Пленума ЦК КПСС, постановлений партии и правительства о соблюдении законодательства об охране социалистической собственности, Пленум Верховного Суда СССР считает, что эти решения требуют принятия мер по дальнейшему совершенствованию судебной деятельности, повышения роли судов в укреплении социалистической законности и защите прав и охраняемых законом интересов граждан, государственных учреждений, предприятий, колхозов, кооперативных и иных общественных организаций, усиления борьбы с преступностью и иными правонарушениями.
За последние годы осуществлен ряд мероприятий по борьбе с хищениями социалистического имущества, бесхозяйственностью, расточительством, выпуском недоброкачественной продукции, приписками в государственной отчетности и другими преступлениями, наносящими вред делу развития народного хозяйства.
Вместе с тем в осуществлении Правосудия еще имеется немало упущений и недостатков. При рассмотрении уголовных дел суды, вопреки требованиям закона, не всегда всесторонне и полно устанавливают обстоятельства совершенного преступления, а также причины и условия, способствующие их совершению, не во всех случаях принимают меры к выявлению лиц, причастных к совершению преступлений. Допускаются ошибки, связанные с квалификацией действий виновных и индивидуализацией наказания. В частности, при назначении наказания за хищения государственного и общественного имущества, должностные и хозяйственные преступления суды иногда не учитывают тяжесть наступивших последствий, нередко без достаточных к тому оснований не применяют к осужденным конфискацию имущества и лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, когда назначение таких дополнительных наказаний по закону является обязательным.
Не уделяется достаточного внимания возмещению материального ущерба, причиненного хищениями, злоупотреблениями, бесхозяйственностью, выпуском недоброкачественной продукции, приписками, что снижает эффективность борьбы с этими преступлениями.
Имеют место недостатки и при рассмотрении гражданских дел, возникающих из трудовых отношений, в частности о восстановлении на работе, возмещении предприятиям и организациям ущерба, причиненного рабочими и служащими в результате ненадлежащего выполнения трудовых обязанностей, и ряда других категорий дел, затрагивающих интересы производства.
Суды не используют в полной мере силу закона по борьбе с рецидивной преступностью, пьянством и алкоголизмом.
Нуждается в улучшении профилактическая работа судов, должна быть повышена воспитательная роль судебных процессов.
В связи с изложенным и в целях выполнения стоящих перед судами задач, вытекающих из решений декабрьского (1974 г.) Пленума ЦК КПСС, Пленум Верховного Суда СССР постановляет:
1. Судебным коллегиям Верховного Суда СССР, Верховным судам союзных и автономных республик, краевым, областным, окружным судам, районным (городским) народным судам и военным трибуналам принять меры к дальнейшему совершенствованию судебной деятельности и повышению ее эффективности. Усилить борьбу с хищениями государственного и общественного имущества, злоупотреблениями служебным положением, взяточничеством, бесхозяйственностью, расточительством, выпуском недоброкачественной продукции, приписками в государственной отчетности и другими хозяйственными и должностными преступлениями.
2. Суды должны неуклонно выполнять закон, обязывающий их всесторонне, полно и объективно исследовать обстоятельства совершенного преступления, выявлять всех его соучастников, принципиальнее решать вопросы о привлечении к ответственности тех должностных лиц, которые недобросовестным отношением к служебным обязанностям создавали обстановку, способствующую разбазариванию социалистического имущества и порче народного добра. Не оставлять без соответствующего реагирования факты необоснованного отказа в возбуждении уголовного дела или его прекращения в отношении лиц, причастность которых в совершенном преступлении установлена материалами дела.
3. Исходя из, требований закона, судам необходимо строго соблюдать принцип индивидуализации наказания, не допуская случаев назначения как неоправданно мягких, так и несоразмерно содеянному суровых мер наказания. При назначении наказания должностным и материально ответственным лицам, совершившим преступление с использованием своего служебного положения, судам следует обсуждать вопрос о применении дополнительного наказания в виде лишения права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью.
4. Обратить внимание судов на их обязанность принимать все меры к тщательному выяснению размера и полному возмещению материального ущерба, причиненного хищениями, злоупотреблениями, бесхозяйственностью, выпуском недоброкачественной продукции, приписками, другими должностными и хозяйственными преступлениями, не допуская неосновательного снижения суммы ущерба, подлежащего взысканию, или освобождения от его возмещения.
При рассмотрении дел о корыстных преступлениях суды должны устанавливать, какое имущество приобретено на средства, добытые преступным путем, мотивированно указывая на это в приговоре суда.
При разрешении гражданских дел о материальной ответственности рабочих и служащих полнее выяснять все обстоятельства дела и обеспечивать возмещение ущерба, причиненного в результате ненадлежащего выполнения работниками своих трудовых обязанностей. Наряду с причинителями ущерба привлекать к имущественной ответственности и тех должностных лиц, по вине которых не были созданы надлежащие условия, обеспечивающие сохранность социалистического имущества.
5. При разрешении трудовых споров суды должны принимать меры к восстановлению нарушенных прав работников, обсуждать вопрос о привлечении должностных лиц, виновных в нарушении законодательства о труде, к установленной ответственности.
Вместе с тем при рассмотрении дел этой категории судам следует не допускать послаблений в отношении лиц, нарушающих трудовую и производственную дисциплину, недобросовестно выполняющих трудовые обязанности, прогульщиков и других дезорганизаторов производства.
6. Разрешая дела, возникающие из договорных отношений колхозов и межколхозных организаций между собой и с государственными организациями, суды должны выяснять, соответствуют ли эти договоры закону. При невыполнении колхозами, межколхозными организациями, а также государственными, кооперативными организациями договорных обязательств во взаимоотношениях с колхозами, обеспечивать в соответствии с действующим законодательством взыскание неустойки и убытка. В необходимых случаях ставить вопрос об ответственности должностных лиц, по вине которых задания и обязательства не были выполнены.
7. Судам необходимо принять дополнительные меры, направленные на совершенствование их деятельности в борьбе с преступностью несовершеннолетних. Устранить недостатки, связанные с преданием суду и проведением судебных процессов по делам несовершеннолетних, обеспечить всестороннее и полное выяснение всех данных о личности подсудимых, условий их жизни и воспитания. Острее реагировать на случаи непривлечения к ответственности взрослых лиц, виновных в вовлечении подростков в преступные и иные антиобщественные действия, на упущения в воспитательной работе с несовершеннолетними правонарушителями, контроле за их поведением. Повысить действенность профилактических мероприятий, проводя их в тесном контакте с органами прокуратуры, внутренних дел, юстиции, комиссиями по делам несовершеннолетних и другими государственными и общественными организациями.
8. Обратить внимание судов на необходимость дальнейшего совершенствования их деятельности по борьбе с рецидивной преступностью. Лицам, упорно не желающим встать на путь исправления, ведущим антиобщественный, паразитический образ жизни и совершающим повторное преступление, надлежит в соответствии с законом назначать строгие меры наказания. Обеспечить неуклонное выполнение закона при решении вопросов о признании лиц особо опасными рецидивистами, установлении вида исправительно-трудовой колонии, условно-досрочном освобождении от наказания.
Суды должны тщательно выяснять причины и условия, способствующие совершению повторных преступлений, доводить до сведения руководителей учреждений, предприятий и организаций об упущениях в трудовом и бытовом устройстве лиц, освобожденных из мест лишения свободы, а также соответствующих должностных лиц органов милиции о недостатках в осуществлении административного надзора.
9. Исходя из необходимости усиления борьбы с пьянством и алкоголизмом, вновь обратить внимание судов на то, что в силу ст. 34 Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик совершение преступления лицом в состоянии опьянения является обстоятельством, отягчающим ответственность. В соответствии с этим судам надлежит по каждому уголовному делу устанавливать, совершено ли преступление виновным в состоянии опьянения, и в случае признания данного обстоятельства отягчающим ответственность указывать на это в приговоре при мотивировке назначенного наказания.
В случаях назначения наказания алкоголикам надлежит строго выполнять требования закона о применении к таким лицам принудительного лечения. Шире использовать возможности, предоставленные законом об ограничении дееспособности граждан, злоупотребляющих спиртными напитками и ставящих свою семью в тяжелое материальное положение.
10. Судам надлежит принять более решительные меры к дальнейшему совершенствованию профилактической деятельности, повысить эффективность частных (особых) определений, острее реагируя на факты бесхозяйственности, расточительства, порчи народного добра. Необходимо улучшить подготовку дел к рассмотрению в выездных заседаниях, имея в виду их большое значение в деле воспитания граждан в духе строжайшего соблюдения законов, нетерпимости ко всякого рода правонарушениям.
При осуществлении мер, направленных на совершенствование судебной деятельности в борьбе с хищениями, бесхозяйственностью, расточительством, нарушениями государственной и трудовой дисциплины, судам необходимо улучшить координацию работы с органами прокуратуры, внутренних дел, юстиции, народного контроля, добиваться тесного взаимодействия с товарищескими судами, добровольными народными дружинами и другими общественными организациями.
11. Судебным коллегиям Верховного Суда СССР, Верховным судам союзных и автономных республик, краевым, областным, окружным судам и военным трибуналам округов, флотов и групп войск усилить надзор за строгим соблюдением законности при рассмотрении дел о хищениях, злоупотреблении служебным положением, взяточничестве, выпуске недоброкачественной продукции, приписках, других должностных и хозяйственных преступлениях, а также правонарушениях, подрывающих государственную и трудовую дисциплину.
Принять меры к обеспечению правильного направления судебной практики, единообразному применению законов, предупреждению и своевременному исправлению допущенных судами ошибок при рассмотрении дел.
Председатель |
Л. Смирнов |
Секретарь Пленума |
А. Ефанов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 14 марта 1975 г. N 1 "О задачах судов, вытекающих из решений декабрьского (1974 г. ) Пленума ЦК КПСС"
Текст постановления опубликован в Бюллетене Верховного Суда СССР N 2, 1975 г., стр. 14-17